СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме «Форма Земли».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  1) в результате наблюдений и опытов подтвердить доказательства шарообразности Земли;

2) познакомить – с моделью Земли – глобусом;

3) развить навыки коллективной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, четыре мяча,

настольная лампа, маршрутные листы, кораблик, фигуры человечков.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме «Форма Земли».»

Тема: «Форма Земли».

Цель:

1) в результате наблюдений и опытов подтвердить доказательства шарообразности Земли;

2) познакомить – с моделью Земли – глобусом;

3) развить навыки коллективной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, четыре мяча,

настольная лампа, маршрутные листы, кораблик, фигуры человечков.



Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

1.Орг.момент.








2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы




























3.Совместное «открытие» знаний.
























































































































































4. Подведение итогов работы.































5.Самостоятельное применение знаний.












































































































6. Итог урока.

- Прозвенел звонок,

  Начинаем урок!

- Я рада  вас видеть на уроке - Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!



- Занимаем свои места, нас ждет впереди интересный урок.

На этом уроке мы продолжим разговор о нашем доме – планете Земля.

(Слайд «Земля»)

Век за веком, тысячелетиями люди открывали свою планету, познавали ее, убеждались в том, какая она красивая, большая, разная.

(Слайды)

Посмотрите, куда ведет эта дорога? Может быть, туда, где “небо сходится с Землею”?

(Слайды «Горизонт»)

…Едут близко ли, далеко,

Едут низко ли, высоко.

… Только, братцы, я узнал,

Что конек туда вбежал,

Где, я слышал стороною,

Небо сходится с землею,

Где крестьянки лен прядут,

Прялки на небо кладут.

- Давайте, вспомним, как называется это место, где «небо сходится с землею»?


-А можно до нее дойти?

- А вы знаете, какую форму имеет наша планета?




  1. Беседа.

-Чтобы узнать, как люди доказали, что Земля – шар, пройдем вместе интересный путь открытий – с глубокой древности до сегодняшних дней.

2. Демонстрация слайдов.

- Рассмотрите рисунки. Расскажите, какой люди представляли Землю в далеком прошлом?

Ученики рассказывают по слайдам.

- Индийская культура очень древняя. По преданию, индийцы представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах слонов.
- Вавилоняне представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония.

- В поэмах «Одиссея» и «Илиада» Гомера можно найти очень интересное описание представления древних греков о Земле. В них говорится, что Земля – это как диск, который напоминает воинский щит. Река под названием Океан омывает сушу изо всех сторон. Солнце плывет по медному небосклону, который раскинулся над Землей и каждый день поднимается из вод Океана на востоке и погружается на западе.

- Мир в представлении древних египтян: внизу- Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

- Как же впервые была выдвинута идея шарообразности Земли. Исследуем этот вопрос. Мы провели на прошлом уроке необходимые опыты, наблюдения. Для этого разделись на четыре группы. Каждая группа шла по своему маршруту.

3. Подведение итогов работы групп.

- Давайте послушаем ваши выводы. Капитаны команд подведите итоги вашей работы.










































- Благодаря развитию науки для человечества стало возможным посмотреть на нашу планету со стороны, то есть, из космоса.

(Слайды «Земля из космоса»)

-Какова форма Земли?

-Какова форма Земли?

- Какого цвета земля? Почему?

4.Знакомство с глобусом.

- Тысячелетия потратили люди, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке Землю, наконец признали круглой. Люди сделали модель земли. Она похожа по форме на настоящую Землю. Модель Земли, сделанная людьми, называется глобусом.

(Слайд «Глобус»)


- Как вы думаете, для чего нам надо знать форму Земли?

- Знать форму Земли очень важно, так как земная поверхность не остается неизменной.

Ученые ни на минуту не прекращают работу по уточнению формы Земли, потому что их данные нужны астрономам, летчикам, морякам, картографам – тем, кто составляет карты.

И главное – мы земляне!

Мы должны знать все о своем доме, чтобы сберечь его.

-Однажды между Аней и Ваней разгорелся спор. Ваня утверждал: «Так как мы не чувствуем, как вращается Земля, значит, она стоит на месте, а вокруг неё движутся все небесные тела». Аня доказывала Ване, что Земля вращается вокруг Солнца, вокруг своей оси, а вот Луна действительно вращается вокруг Земли. Ваня с мнением Ани не соглашался и настаивал на своём.

-Ребята, как вы думаете, почему мы не чувствуем вращение Земли?


-Есть ли у вас желание узнать, почему мы не чувствуем, как вращается Земля, и определить, кто же был прав: Аня или Ваня?

Я хочу помочь Ане и Ване, а для этого мне нужно... (узнать, как можно больше о нашей планете

– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

– Для одного из этих доказательств мы использовали мяч. Удобно ли вам было работать с мячом в виде модели? Почему?

– Как вы думаете,  придумали ли люди модель Земли?

Учитель даёт каждой группе рассмотреть глобус и рассказать о своих наблюдениях.


– Я хочу напомнить вам, какой увидели нашу Землю космонавты. Похож ли глобус на Землю?

Показать плакат или видеофрагмент.

– Какие вопросы у вас возникают?

– Попробуйте вращать глобус.

– Что помогает совершать это движение?

– А как при этом расположен глобус?

Вопрос урока: Что люди обозначают на глобусе?

План (примерный)

1. Глобус – модель Земли.

2. На глобусе два полюса.

3. Глобус вращается вокруг оси.

4. Что обозначают на глобусе линии?

5. Что обозначают на глобусе цветом?

– Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали?

Работа в группах.

Каждая группа получает своё задание.

  Задание 1-й группе:

– Посмотрите, как вращаются мяч, глобус. Сравните с изображением планеты Земля. Понаблюдайте:

  – есть ли ось вращения;

 – наклонна ли ось вращения.

– Подготовьте ответ.

Задание всему классу:

– Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте

 – Кто знает их названия


Задание 2-й группе:

– Найдите на глобусе Москву. Наклейте метку. Вращайте глобус вместе с меткой.

–  Наклейте другие метки выше и ниже Москвы. Понаблюдайте их путь вращения. Сравните.

– Найдите такое место на глобусе, где метка совершает самый большой путь вращения. Найдите на глобусе название этой линии. .Подготовьте ответ.

– Как вы думаете, почему модель Земли – глобус – сделали вращающимся?

 – На какие части делит экватор глобус?

 – И у Земли есть Северное и Южное полушарие.

Задание 3-й группе.  

–   Рассмотрите раскраску глобуса и Земли. Попробуйте объяснить, что обозначает каждый цвет. Подготовьте ответ.

– А теперь попробуйте объяснить, почему на глобусе есть синий цвет и голубой? Есть коричневый цвет бледный и тёмно-коричневый? Есть даже белый цвет. Какая поверхность Земли может быть белого цвета

Если этот ответ не могут дать дети – учитель может сам рассказать об этом либо дать задание самым любознательным.

– Молодцы, вы помогли ответить на очень трудные вопросы. И помогли нам в этом самые любознательные.

– А сейчас попробуйте применить полученные знания.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?


– Глобус показывает нам вращение Земли вокруг своей оси. Поставьте, пожалуйста, человечка на него. Что происходит с человечком во время вращения?


– А чувствует ли он это вращение? Вы ощущаете вращение Земли? Почему?


Выслушиваются мнения детей, их предположения.

– Подумайте, как коротко сказать о том, что мы сегодня узнали.

 

- А теперь я даю вам задание:

Используя глобус, придумайте маршрут кругосветного путешествия. Какие средства транспорта вам понадобятся?

– Какие знания помогли вам сегодня?

– Кто из ребят больше всех помог в нахождении верных ответов?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?































-Линия горизонта.




- До нее дойти нельзя.

- Да. Наша Земля имеет форму шара.

















Ученики рассказывают по слайдам.


























Работа групп по маршрутам.



Капитан группы №1.

Наш опыт показал, что круглая тень может принадлежать только шару.


Капитан группы №2.

По плоской «Земле» (по парте) мы полностью видим кораблик в течение всего движения. По круглой «Земле» (по мячу) кораблик мы иногда видим целиком, а иногда частично. Постепенное исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта наоборот постепенное их появление возможно только на Земле, которая по форме напоминает шар.

Капитан группы №3.

На плоской «Земле» (по парте) наши предметы видны одинаково хорошо, а на круглой «Земле» (по мячу) предмет закрыт полностью. С горы видно намного дальше. Именно так мы на огромном шаре.

Капитан группы №4.

Когда мы двигались по плоской «Земле» (по парте) пришли к выводу, что можно идти до бесконечности. А по круглой «Земле» (по мячу) мы вернулись в тоже место.

-Форма Земли – ШАР. : Благодаря развитию науки для человека стало возможным посмотреть на нашу планету со стороны, то есть, из космоса.

Слайды «Земля из космоса»)










- Голубая оболочка Земли – это ее атмосфера.












- Для того, чтобы составлялись карты для летчиков, моряков.





















Учащиеся предлагают свою версию этого явления, но подтвердить её фактами и аргументами не могут. В результате дискуссии подводим детей к выводу, что им не хватает знаний и умений, чтобы не только предложить версию этого явления, но и обосновать её.








-Мы говорили о том, что Земля шарообразная и попытались это доказать.

-Мяч всё время падает, его неудобно держать.

-Мы думаем, что модель Земли существует. Это глобус.

-Глобус – это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой цвет. Встречается ещё жёлтый, зелёный, коричневый цвет. Глобус стоит на ножке, и его можно вращать.


-Раскраска похожа, но видно, что на глобусе какая-то сеточка нарисована.

-Чем модель Земли – глобус – отличается от планеты Земля?





-Планировали нашу деятельность.











-Мяч может вращаться во всех направлениях вокруг воображаемой оси. Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонна. Мы думаем, что и Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она также наклонна. Ведь глобус – это уменьшенная копия Земли.

-Это самая верхняя и самая нижняя точки.


-Они называются полюса. Вверху Северный полюс, а внизу Южный полюс. А ещё они называются Антарктида и Арктика.






-Красной меткой отмечена Москва. При вращении она совершает вот такой путь. А белыми метками на глобусе отмечены точки, которые при вращении совершают самый большой путь. Мы прочитали, что эта линия на глобусе называется экватор.


-Предположение детей.– Нам кажется, что вращаются Солнце, звёзды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а вместе с ней и мы. Вы наверняка тоже замечали, медленно отъезжая от станции на поезде, что это не вы едете, а деревья, дома и люди проносятся мимо вас за окном

-На полушария.


-Мы думаем, что тёмно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А тёмно-коричневым – самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лёд.








Ответы детей.



















-Человечек тоже вращается вместе с Землёй.



-Мы почему-то не чувствуем этого вращения.




ответы детей









ответы детей
















Познавательные УУД


1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.











































































































Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.
























Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируеммотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



























Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию





































Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.









Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.










Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируеммотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.








Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию



10