Тема: Превращения воды.
Цель: познакомить с превращениями воды.
Задачи:
- образовательные: сформировать у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращениях воды в природе;
-развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления;
-воспитательные: воспитание любви к природе, воспитание познавательного интереса.
Планируемые результаты:
Предметные:
- различать три состояния воды;
- понимать причины и процессы превращения воды в природе.
Метапредметные:
- понимать цель урока, стремиться ее выполнить;
- оценивать достижения на уроке;
- наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;
- работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать к превращения воды в природе.
Личностные:
- иметь представление о целостности окружающего мира;
- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;
- актуализация своего опыта.
Формируемые УУД:
- Познавательные: общеучебные – умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у учащихся собственное отношение к информации; смысловое чтение, моделирование круговорота воды разными способами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта), умение соотнести новую информацию с ранее полученной (от старых знаний к новым – осмысленное чтение), умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме.
- Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Регулятивные: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; контроль своих действий; оценка результатов своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.
- Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с товарищами; вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах; строить понятные речевые высказывания, аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать.
Ход урока
I. Организационный момент
-Наш урок я бы хотела начать с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
-Как вы ее понимаете? (Каждый день на уроке мы узнаем что-то новое.)
-Сегодня нам предстоит пополнить багаж знаний. Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
Вперед, за новыми знаниями! Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.
Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.
2. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
-Что вы уже знаете о воде и какова роль ее в жизни всего живого?
- Какими свойствами обладает вода?
-Как доказать, что вода – растворитель?
- Как можно очистить загрязненную воду? (Сначала пропустить воду через бумажный или многослойный тканевый фильтр, затем прокипятить или добавить несколько кристаллов марганцовки.)
3. Введение в тему урока.
На доске зашифровано слово. А что это за слово?
-Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал такие слова: «Нельзя сказать что ты необходима; ты сама жизнь!»
О чем речь?
-Сегодня будем говорить о воде, о её удивительных превращениях. (1 слайд)
IV. Работа по теме урока
Воду называют уникальным веществом. В чем уникальность воды? Вот на этот вопрос мы и должны ответить к концу урока.
1. Беседа
Три состояния воды
Отгадайте загадки .Карточки с отгадками крепите на доску.
С неба сыплется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка. (Дождь)
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
-Что объединяет эти явления? (вода)
-Распределите эти явления на три группы.
(На доске дети прикрепляют карточки с отгадками).
а) град снег сосулька
б) дождь
в) облака
-Почему так распределили?
(Вода в твердом состоянии, в жидком и газообразном) ()
-Проверим. (слайд)
-Итак, вода в каких состояниях существует в природе ?
4.Работа над темой урока
-Посмотрите, это вода , ее я вчера налила из крана и поставила в морозилку. Что с ней произошло? В каком состоянии?
-Как же вода из жидкого состояния перешла в твердое? (Понижение температуры.) Как назовем этот процесс? (замерзание)
- А эту емкость я вынула из морозилки раньше. Что происходит? В каком случае вода из твердого состояния переходит в жидкое? (Повышение температуры) . Как назовем этот процесс?(таяние)
-Что мы доказали? Вода может переходить из одного состояния в другое. - -Проведем еще один опыт. Протрем классную доску. Остался мокрый след. Посмотрите, что происходит). Вода жидкая превратилась в газообразное состояние. ? (Испарение)
-А теперь посмотрите, я нагреваю воду в чайнике. Что происходит с водой? (Кипит при 100 градусах). Испаряется, превращается в пар.
- Проведем еще один опыт. (Чайник, стерилизованная банка.)
-В чайнике вода в жидком состоянии. При кипении что происходит? (Вода испаряется, из жидкого состояния переходит в газообразное.)
-Посмотрите, что происходит дальше. Что заметили? Пар превращается в воду. Пар поднимается к стеклу, на нем появляются капельки воды. Вода из газообразного состояния переходит снова в жидкое. (Вода ходит по кругу.) Откуда появились капельки? Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превращается в воду. Это процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.
Работа с учебником.
-Откройте учебники на стр.102, абзац второй- прочитаем.
V. Физкультминутка
.
-Отчего зависит состояние воды? (От температуры.)
-А сейчас, послушаем рассказ об одном удивительном явлении природы.
О каком ? Угадайте?
- Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (Туман)
(Рассказ ученика)
-Угадайте это явление.
Вечером родится, ночью живет, утром умирает. (Роса)
(Рассказ ученика)
-Наши предки считали, что роса дает исцеление, чистоту, добрые чудеса.19 мая на Руси отмечали день росы- Росенник. В этот день росой умывались, ходили по росе босыми ногами. Пили ее на легкое хождение , сердцу на здоровьице.
-Что это ?
(Рассказ ученика).
-Теперь нам нужно ответить на вопрос, который был в начале нашего урока.
-В чем же уникальность воды? (Вода может переходить из одного состояния в другое. Вода всегда в движении.)
5.Закрепление знаний. Итог урока.
(Работа в группе)
-Выполните задание в раздаточном материале.
-Проверьте, выполненное задание. (Слайд)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница –наша вода.
6. Рефлексия.
Если вам было на уроке неинтересно , выберите фиолетовую капельку. Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно, то прикрепите на доску синюю капельку, а если хотите узнать больше – то голубую. (Дети прикрепляют - получается “ручеёк”)
– Что у нас получилось? (ручеёк, речка) А о них мы узнаем на следующем уроке.
7.Домашнее задание.
уч. стр. 102-106 , в тетр. стр
Провести опыты по превращению воды