- Отгадайте загадки: На лугу со всех сторон Легкий-легкий, Тонкий-тонкий Будто слышится мне звон. (Колокольчик) Стоят в лугах сестрички, Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки) Белая, пушистая, Густая и душистая Завесила село – Как будто подморозило, Как будто сад и озеро Метелью занесло. (Черемуха) У реки, на лугу, Босиком на снегу Первые цветочки – Желтые глазочки. (Мать-и-мачеха) Живой или неживой. - Что у нас на подоконнике растет, дышит и питается? (Комнатные растения) - Назовите известные вам комнатные растения. - Как вы думаете, не мал ли горшочек для нашей герани? - А может быть, если ее больше поливать, то и не надо менять горшочек, пусть живет в маленьком? - А можно поставить герань на тумбочку в темный угол? - Итак, какие условия необходимы для жизни растений? (Тепло, свет, вода, земля) - Почему все это необходимо комнатным растениям? (Они дышат, питаются, растут) - К какой природе относятся комнатные растения? (К живой природе) - Рассмотрите центральный рисунок. Представьте себя на борту вертолета. Какие растения вы видите с вертолета? (Рябину, березу, яблоню, грушу) - Как одним словом назвать эти растения? (Это все деревья) - Деревья высокие, поэтому мы увидели их с вертолета. А чтобы увидеть растения, которые ниже ростом, придется спуститься на землю. Что вы увидите в саду семьи Ивановых? (используя центральный рисунок и рисунки-подсказки, учащиеся говорят, что в саду растут малина, смородина, одуванчик, подорожник). - Листья каких деревьев изображены на рисунках-подсказках? (Листья рябины и березы). - Соотнесите рисунки листа смородины и куста смородины. - Где растут рябина и береза? (У забора) - Соотнесите рисунки листа рябины и самого дерева. - Соотнесите рисунки листа березы и самого дерева. - Отгадайте загадку: На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки – Собираем огоньки. (Земляника) - Найдите на рисунке Машу. Какое растение рассматривает девочка? (Садовую землянику) - Что делает Маша? (Она рыхлит землю) - Зачем она это делает? (Она рыхлит землю, чтобы в земле было больше воздуха, который нужен для дыхания корней растения) - Покажите на примере садовой земляники, что растения, как и животные, относятся к живой природе. (Для растений характерны такие признаки живой природы, как дыхание, питание, рост, появление потомства, увядание (гибель).) - Зачем люди поливают, удобряют растения? - Отчего растение может засохнуть и погибнуть? - Как размножается садовая земляника? (У нее образуются «усы» с молодыми растениями.) - Вспомните такую картину: стоит летом протоптать новую дорожку на зеленой лужайке – и весной на ней не взойдут семена трав. Почему это происходит? (Семена не могут прорости, так как земля утрамбована, в почве мало кислорода для дыхания растений) - Рассмотрите рисунок справа «Длительное наблюдение». Что нам предлагают сделать авторы учебника? - Как надо ухаживать за семенами? - Что мы должны будем увидеть через несколько дней? - Ребята,а какие еще вы знаете растения? - В нашем городе, даже в нашем районе есть замечательный уголок природы, где растут не только знакомые, но и незнакомые нам растения. Некоторые из них привезены из других стран. И называется этот уголок «Дендрарий», ему уже 40 лет. Его называют «изумрудным оазисом в полупустыне», «райским уголком природы» или «чудо садом». Здесь произрастают уникальные растения, такие как гингко двулопастный, бархат амурский, софора японская, каменное дерево, элеутерококк и другие. Здесь обитает множество ароматов, ярких красок и необыкновенная фантазия природы! В начале лета под сенью цветущих и благоухающих деревьев здесь проводятся «Пушкинские театрализованные чтения» для школьников. По всему дендросаду развешаны скворечники и кормовые площадки для мелких птиц. Работники дендросада планируют поселить в местных чащобах несколько семейств белок. Они искренне надеются, что подвижные зверьки, любящие обитать в тенистых, густых лесах по достоинству оценят здешние условия обитания, заодно приглянутся посетителям и туристам. Этот цветок ты часто видишь на клумбах. Но если поискать – найдешь и в лесу. Ведь именно из леса, с помощью людей, конечно, пришел он в сады и парки. (Анютины глазки) Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах. У него двойное имя. Одна из частей имени дана растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван-чай) Вся поляна покрыта голубыми, синими, лиловыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебристый перезвон… (Колокольчик) Гирлянды белых маленьких колокольчиков на тонком стебле видны весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш) - Отметьте цветной галочкой изделия человека. Что общего у этих рисунков с остальными? - Раскрасьте изображение животных. - Как одним словом можно назвать всех нарисованных животных? - Что нового вы узнали на уроке? - Какие условия необходимы для жизни растений? - Докажите, что растения – часть живой природы? |