СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Какими людьми были славяне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений учащихся 3 класс о быте и культуре славянского народа. Окружающий мир "Начальная школаXX Iвека" - технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Какими людьми были славяне»»

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Какими людьми были славяне»

Цели педагогической деятельности

Формирование представлений учащихся о быте и культуре славянского народа

Тип урока, форма проведения

Изучение нового материала, исследовательская работа

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся: определять особенности внешнего вида, быта, развитие умения работать с текстом; заинтересовать в дальнейшем изучении данного предмета. создаются ценности культуры; получат возможность научиться: рассказывать о занятиях наших предков.

Метапредметные: регулятивные: контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; познавательные: используют общие приемы решения учебных задач; коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строят монологическое высказывание.

Личностные: самоопределение – принимают образ «хорошего ученика»; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

Методы и формы обучения

индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. – 3-е изд., дораб. – М: Вентана – Граф, 2013. – 160 с.: ил

Русская история : хрестоматия для начальных училищ / В.Ананьин и А. Насимович. - Москва : издание Т-ва И. Д. Сытина, 1914. - 422 с. : ил. ; 25 см I. Насимович, Александр Федорович (1880-1947).1. Народ (коллекция). 2. Россия -- История -- 9 - 19 вв. -- Хрестоматии для начальной школы. Режим доступа: http://www.prlib.ru/Lib/Pages/item.aspx?itemid=8899

Презентация «Какими людьми были славяне»

Раздаточный материал для работы в группе

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Компьютер, проектор, доска, учебник





Ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,

задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формы

совзаимо–действия

Универсальные

учебные действия

Промежу-

точный
контроль

I. Мотивация
к учебной деятель–ности

Эмоциональ–ная, психологичес–кая и мотивационная подготовка обучающихся

к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися

Дан звонок, и все мы смело примемся уже за дело

Путь нелегкий предстоит , в даль дорога уж бежит. Мы промчимся сквозь века, через многие года, пронесемся над лесами и окажемся мы с вами далеко за много лет...


Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать


Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Устные ответы

II. Акту-ализация знаний, проверка ранее полученных знаний

Беседа на тему «История славянских имен»

На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен.

-Как рождались имена в далекой древности?

Некрас по внешности

Милуша


Будилко по характеру

Неупокой


Добрыня по поведению

Молчан


От какого слова произошло слово «фамилия»? (это слово нерусское, пришло к нам из латинского языка переводится как «семья»)

(фамилию давали в зависимости от прозвищ: Косых, Худых, Кривоногов)

Сегодня мы продолжим разговор о нашей Родине, истории наших далеких предков – славян.

Как называется раздел, по которому мы работаем? (Как жили наши предки)

Кого мы называем нашими предками? (славяне)

Тема урока «Какими людьми были славяне»

Чтобы вы хотели узнать о наших предках?

(Высказывают мнения: как выглядели славяне, чем занимались, где жили и др.)

Сегодня на уроке мы узнаем:

Как выглядели славяне;

Как они работали;

Как защищали свою Родину:

Как принимали гостей;

Как они отдыхали.

И попробуем ответить на самый главный вопрос: ПОХОЖИ ЛИ МЫ НА СВОИХ ПРЕДКОВ?


Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, аргументируют свои выводы

Фронтальная работа


Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта

Устные ответы


III. Поиск решения пробле–мы

(откры–тие нового знания)

1. Знакомство с сайтом Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина












2. Работа
с учебником,
с. 46-55. , с сайтом Президентской библиотеки




3. Физкульт–минутка


4. Презентация «Какими людьми были древние славяне»


4. Выступления групп


1. Ответить на поставленные вопросы нам поможет не только учебник, но и сайт президентской библиотеки (демонстрирует сайт), на котором собрано огромное количество ресурсов по истории нашей страны. Мы поработаем с одним из таких источников - книгой «Русская история» автора Ананьина Василия Ивановича (демонстрирует книгу), которая была написана в 1914 году, больше ста лет назад специально для учеников начальной школы.

Для работы мы с вами разделимся на 5 мини групп, которые будут работать с разными источниками информации, а затем поделятся своими новыми знаниями (делятся на мини-группы) каждая группа получает свое задание (приложение1), выполняет его, разделив роли, оформляют результат в таблице (приложение 2)


3. Проводит физкультминутку.



4. Показывает и комментирует слайды презентации в соответствии с выступлениями групп.




4. Организует выступления, корректирует ответы по результатам работы групп

1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы.













2. Самостоятельно читают текст, рассматривают рисунок-схему, отвечают на вопросы, сравнивают свои ответы с формулировками

в учебнике.


3 Выполняют физические упражнения

4.Фиксируют результаты работы групп в таблицу.




4. Активно участвуют в отчетах групп

1. Фронтальная работа.













2. Групповая работа.








3.Индивидуальная работа

4.Индивидуальная работа

Личностные: самостоятельно определяют и высказывают мнения о наших предках; Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы; слушают других, готовы изменить свою точку зрения

1. Устные ответы.
















2. Оформляют результаты работы в виде таблицы








3. Устные ответы.



4. Контроль выполнения работы

IV. Первичное осмысление и закрепление

Разучивание игры «Жмурки», «Веревочка»

Организует просмотр и обсуждение картины Г.К. Михайлова «Игра в жмурки»

Где происходит действие?

Знаешь ли ты, что значит «водить»?

Кто водит?

Кто наблюдает за игрой?

Какова обстановка в комнате?

Кто знает правила игры?


Объясняет правила игры, организует игры

Активно участвуют в игровой деятельности

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются
в пространстве, в учебнике


V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщить
полученные
на уроке сведения

Предлагает детям дополнить предложения:

 сегодня я узнал...

 было трудно…

 я понял, что…

 было интересно узнать, что…

 меня удивило…

Какой ответ можно дать на главный вопрос урока : Похожи ли мы на своих предков?

1. Отвечают на вопросы.

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание работы обучающихся на уроке

Домаш­нее задание

Учебник,
с. 46-55

рабочая тетрадь,

№ 15

Конкретизирует задания.

Изобразить внешний вид славянина,

Подобрать 2 русские народные игры

Принести изображения домов

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа







Приложение 1

  1. Как выглядели славяне.

Европейские и восточные путешественники, проезжавшие через земли русичей, отмечали у наших предков высокий рост, особую статность, белую с ярким румянцем кожу лица, красивые русые волосы. В Древней Руси существовал особый идеал мужской и женской красоты.

В женщинах особенно ценилась статная фигура, величественная осанка, плавная лебединая походка. Русичи с огромным уважением относились к женщинам. За их оскорбление полагалось по закону довольно суровое наказание.

Облик мужчины – это, прежде всего облик воина: высокий рост, широкие плечи, гордая осанка. Даже если на мужчине не было воинского снаряжения и кольчуги, а в руках вместо оружия он держал кузнечный молот или плуг пахаря, в нем все равно угадывался витязь, богатырь. Главным украшением мужчины считалась окладистая борода.

Славяне были рослыми, стройными, обладали большой физической силой.

Румяные, светловолосые, с голубыми глазами они ходили в одежде из полотна. Мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская - скромность, мягкость, обаяние ее носительницы. Мужчины летом носили рубахи и просторные шаровары. Рубаху обязательно подпоясывали сплетенным из ниток шнурком.

Рубаха произошло от слова руб – что означало в древности кусок ткани. Отсюда родилось и слово рубить (резать). Как появилась первая рубаха? Хозяйка перегибала кусок ткани пополам, вырезала отверстие для головы, подпоясывала веревкой – поясом. Вот рубаха и готова! Позже люди научились пришивать рукава, воротники, украшать вышивкой.

На ноги обували лапти, или как их еще называли «лыченицы», «лычаки», «лычные сапоги», — причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Практиковалось и «подковыривание» (подшивание) лаптей кожей.

Женщины надевали длинные, до земли вышитые сорочки. Им не принято было ходить простоволосыми- это считалось не приличным. Поэтому крестьянки обычно носили на голове платки. Славянки очень любили всевозможные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. На голове, около висков, они носили височные кольца, которые звенели при каждом движении.




2. Как работали славяне.

Мы знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.

Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе они просто не выжили бы.

Трудно было жить во все времена.

Забота о ближнем - черта славянского характера. В старину было такое слово- помочь.

Никогда славянин не оставлял своего брата, соседа, иноземца. Если у кого -то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.






3. Как защищали Родину.

Славяне о себе говорили: «Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим».

Славяне умели и могли защищать родную землю. Земля, на которой жили наши далекие предки, была богатой и плодородной и постоянно привлекала с востока – кочевников, с запада – германские племена, к тому же наши предки старались осваивать новые земли. У славянских племён воинами были все взрослые мужчины. В племени имелись дружины, которые комплектовались по возрастному принципу молодыми, физически сильными и ловкими воинами.

Воины славянских племён отличаются силой, выносливостью, хитростью и храбростью, к тому же владели искусством маскировки. 
Славян никогда не останавливало количество врагов. Попав в плен, они стойко переносили мучения и пытки. Славян ценили как воинов и предлагали им военную службу.

Меч – основное наступательное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси. Топор состоял наряду с мечом на вооружении княжеских дружин. Топор был незаменимым инструментом при строительстве военных устройств, для создания заграждений и для расчистки дороги в лесу. Топор был удобен в бою с тяжеловооруженными воинами, мог в хороших руках запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Вместе с мечом использовался в бою щит, имевший различные формы и величину. Он прикрывал воина от ударов, отводил оружие противника в сторону и даже мог служить орудием нападения.




Как принимали гостей.

В старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью. Зачем так делали? Самыми ценными продуктами в те времена был хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: « Хлеб-соль со стола не сходит».

А если кто-то войдет в крестьянский дом в тот момент когда семья обедает, то войдя в горницу скажет: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышат: «Хлеб кушать милости просим»

Гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.
В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны.



5. Как отдыхали славяне.

Игра – самое любимое занятие детей и взрослых. В играх человек учится всему, что ему нужно в жизни. Именно поэтому в славянской традиции весь процесс обучения детей строился в форме игры. Подвижные игры развивают ловкость , гибкость , силу , воспитывают богатырский дух , к тому же заставляют думать . Народные игры вызывают чувство товарищества .


Игра на музыкальных инструментах развивали душевность и музыкальность. Славянские племена использовали музыку для передачи былин, сказок, легенд в музыкальной форме. Для этого использовали такой инструмент как гусли. На праздниках для увеселения народа играли на дудках, свирели, рожке, жилейке, деревяных ложках, трещетках. Музыка отображала самобытность славянского народа, его традиции и верования.

Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной.

Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае.

Люди приносили на поле испеченный накануне большой каравай и “подкармливали” им землю.

Использовали танец и для того, что бы отвести предполагаемую беду от селения – один крестьянин на коне опахивал землю по краю всего села, а остальные, держась за руки, цепочкой шли за ним и пели.




Приложение 2


Какими людьми были славяне


Внешний вид славян



Как работали славяне



Как защищали Родину



Как принимали гостей



Как отдыхали