Тема урока: Съедобные и несъедобные грибы.
Цель:
Формирование учащимися представления об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов.
Сформулировать совместно с учащимися правила сбора грибов и недопустимости определения вида грибов на вкус.
Формирование учащимися знания по оказанию первой медицинской помощи при отравлениях грибами.
Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.
Способствовать формированию бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь; рисунки грибов; компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Ход занятия
1. Сообщение темы и целей занятия.
- Тему урока узнаем, разгадав загадку: “Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком”. (Гриб мухомор).
- Что можно сказать о мухоморе? (Это несъедобный гриб).
- А какие еще бывают грибы? (Съедобные, полезные).
- Назовите грибы, которые вам приходилось собирать.
Тема урока “Грибы съедобные и несъедобные ”. СЛАЙД 1
Цели урока: СЛАЙД 2
Изучим строение гриба;
Найдем различия между съедобными и несъедобными грибами;
Сформулируем правила сбора грибов;
Изучим правила первой медицинской помощи при отравлении грибами.
- В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос: “Грибы - враги или друзья?”
- Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке.
2. Встреча с лесом.
Поможет нам в изучении темы зеленый друг:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает. (Лес)
Что называют словом лес? (Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)
Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный)
- Почему экологи говорят: “Лес – единое целое?” (В природе мы видим множество примеров взаимосвязей животного и растения, при котором оба приносят друг другу пользу).
4. Строение и значение грибов. СЛАЙД 3
- Сейчас мы узнаем, есть ли взаимосвязь между растениями.
- Наши леса славятся грибами.
- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
- Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка).
- Что находится в земле? (Грибница).
- Проверим верность наших знаний, прочитав информацию в учебнике стр.112.
- Что называют грибницей? (Грибница - это и есть сам гриб. То, что на поверхности, только его плод. Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3-7 дней).
- Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева?
- Прочитаем об этом далее с.112-113
- А теперь задайте вопросы друг другу по прочитанному тексту.
Д. - Что грибница всасывает из почвы? (Влагу с солями и отдает ее деревьям)
- Что грибница не может производить? (Питательные вещества, образуемые при свете в листьях)
- Где гриб берет эти питательные вещества? (Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве. Грибница “выращивает” дерево.)
- Есть ли дружба между растениями? (Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)
ВЫВОД: Растения дружат друг с другом. СЛАЙД 4
У. - Каково значение грибов в природе? (Дети высказывают свои мнения)
Роль грибов в природе: СЛАЙД 5
Их любит собирать и есть человек
В них насекомые откладывают личинки
Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
Ими питаются животные. СЛАЙД 6
- Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.
Вывод: В природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!
5. Физминутка. СЛАЙД 7
6. Несъедобные грибы. Работа в группах. СЛАЙД 8
- Как понимаете народную поговорку: “Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут”?
- Прочитаем информацию с.114
- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
- Нам сейчас предстоит работа в группах. В учебнике на с.114-115 прочитайте памятки, рассмотрите рисунки на стр. 115 и рисунки на карточках, а так же в атласе-определителе найдите информацию. Найдите и запишите в таблицу отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами.
(Групповая работа. Заполнение таблицы.) СЛАЙДЫ 9-12
Грибы-двойники
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | Съедобность |
1 группа |
Белый гриб | Белая или желтоватая. | Рисунок в виде белой сеточки. | Белая. | Съедобный. |
Желчный гриб | Розовая. | Рисунок в виде черной сеточки. | Розовеет. | Несъедобный, очень горький! |
Сатанинский гриб | Серовато-зеленоватая. Под шляпкой розоватая. | Клубневидная с красным сетчатым рисунком. | Краснеет и синеет. | Ядовитый. |
2 группа |
Опенок | Желтовато-белая с темными пятнышками. | Пленочное кольцо, “воротничок” | Белая с приятным запахом | Съедобный. |
Ложный опенок | Темная, пластинки зеленоватые. | Пленочного кольца нет | Желтоватая с неприятным запахом. | Ядовитый. |
3 группа |
Шампиньон | Пластинки розовые или фиолетовые | Нет мешочка у корня. | | Съедобный. |
Бледная поганка | С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые. | Пленочное кольцо под шляпкой. “воротничок”. Клубневидное утолщение с мешочком. | С неприятным запахом. | Смертельно ядовитый. |
4 группа |
Лисичка | Неровный край, светло-желтые. | Не крошатся. | | Съедобный. |
Ложная лисичка | Ровный край, красновато-оранжевые. | Полая. | Выделяет белый сок. | Несъедобный |
- Поделимся выводами о различии сходных по виду грибов. (Дети зачитывают сравнительную характеристику грибов)
Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!
7. Правила сбора грибов.
- Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы? Расскажите, как вы собираете грибы.
- В учебниках с.115 прочтем правила.
- Обоснуйте каждый пункт памятки.
Правила сбора грибов. СЛАЙД 13
Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.
8. Первая помощь при отравлении грибами.
- Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Ребята расскажут вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила 1 помощи при отравлении грибами.
Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса развилась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.
Случай 2. 5-летняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина- отравление бледной поганкой.
Случай 3. Маленький мальчик, гуляя в сквере около дома, нашел красивый гриб. Он облизнул его. Через некоторое время ребенку стало плохо: развилась рвота и расстройство кишечника. Родители срочно промыли ему желудок марганцовкой, дали таблетку активированного угля и вызвали скорую помощь. Ребенка удалось спасти. Мальчик попробовал на вкус сок ложной лисички.
- Назовите признаки отравления грибами?
- Что нужно предпринять при отравлении грибами?
- Сверьте свои ответы с верными ответами.
При отравлении грибами: СЛАЙД 14
Немедленно вызвать врача.
Промыть желудок.
Выпить активированный уголь
9. Сбор съедобных грибов в корзинку. СЛАЙД 15
- Отгадайте загадки о грибах, узнайте их на слайде и покажите номер, под которым этот гриб изображен.
Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)
Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)
Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик)
Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой… Собирай меня, не мешкай. Я ведь… (Сыроежка)
Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый)
Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок)
- Как называются все эти грибы?
- Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?
9. Работа с тестом.
- Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны.
Ядовитые грибы лесу не нужны.
Ядовитые грибы надо уничтожать.
В лесу нужны все только съедобные грибы.
В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
- Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему выбрали 4 высказывание?
Вывод: В природе лишних растений нет!
9. Итог СЛАЙД 16
- Какая была тема урока?
- Какой вид работы понравился?
- Что узнали нового о грибах?
- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?
Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.
10. Домашнее задание. СЛАЙД 17
Рассказ о грибах читать (с. 112-117)
Памятки выучить (с.114-115)
В рабочей тетради с.68 №5, с.116 №3 и с.117 – для самых любознательных.