СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Знаешь ли ты грибы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит конспект урока и презентацию. УМК "Школа России" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Грибы»

Тема урока: Съедобные и несъедобные грибы.


Цель:

  • Формирование учащимися представления об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов.

  • Сформулировать совместно с учащимися правила сбора грибов и недопустимости определения вида грибов на вкус.

  • Формирование учащимися знания по оказанию первой медицинской помощи при отравлениях грибами.

  • Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.

  • Способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь; рисунки грибов; компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход занятия

1. Сообщение темы и целей занятия.

- Тему урока узнаем, разгадав загадку: “Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком”. (Гриб мухомор).

- Что можно сказать о мухоморе? (Это несъедобный гриб).

- А какие еще бывают грибы? (Съедобные, полезные).

- Назовите грибы, которые вам приходилось собирать.

Тема урока “Грибы съедобные и несъедобные ”. СЛАЙД 1

Цели урока: СЛАЙД 2

  • Изучим строение гриба;

  • Найдем различия между съедобными и несъедобными грибами;

  • Сформулируем правила сбора грибов;

  • Изучим правила первой медицинской помощи при отравлении грибами.

- В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос: “Грибы - враги или друзья?”

- Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке.

2. Встреча с лесом.

Поможет нам в изучении темы зеленый друг:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

Что называют словом лес? (Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)

Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный)

- Почему экологи говорят: “Лес – единое целое?” (В природе мы видим множество примеров взаимосвязей животного и растения, при котором оба приносят друг другу пользу).

4. Строение и значение грибов. СЛАЙД 3

- Сейчас мы узнаем, есть ли взаимосвязь между растениями.

- Наши леса славятся грибами.

- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?

- Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка).

- Что находится в земле? (Грибница).

- Проверим верность наших знаний, прочитав информацию в учебнике стр.112.

- Что называют грибницей? (Грибница - это и есть сам гриб. То, что на поверхности, только его плод. Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3-7 дней).

- Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева?

- Прочитаем об этом далее с.112-113

- А теперь задайте вопросы друг другу по прочитанному тексту.

Д. - Что грибница всасывает из почвы? (Влагу с солями и отдает ее деревьям)

- Что грибница не может производить? (Питательные вещества, образуемые при свете в листьях)

- Где гриб берет эти питательные вещества? (Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве. Грибница “выращивает” дерево.)

- Есть ли дружба между растениями? (Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)

ВЫВОД: Растения дружат друг с другом. СЛАЙД 4

У. - Каково значение грибов в природе? (Дети высказывают свои мнения)

Роль грибов в природе: СЛАЙД 5

  • Их любит собирать и есть человек

  • В них насекомые откладывают личинки

  • Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям

  • Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.

  • Ими питаются животные. СЛАЙД 6

- Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.

Вывод: В природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!

5. Физминутка. СЛАЙД 7

6. Несъедобные грибы. Работа в группах. СЛАЙД 8

- Как понимаете народную поговорку: “Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут”?

- Прочитаем информацию с.114

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

- Нам сейчас предстоит работа в группах. В учебнике на с.114-115 прочитайте памятки, рассмотрите рисунки на стр. 115 и рисунки на карточках, а так же в атласе-определителе найдите информацию. Найдите и запишите в таблицу отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами.

(Групповая работа. Заполнение таблицы.) СЛАЙДЫ 9-12

Грибы-двойники

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Белая или желтоватая.

Рисунок в виде белой сеточки.

Белая.

Съедобный.

Желчный гриб

Розовая.

Рисунок в виде черной сеточки.

Розовеет.

Несъедобный, очень горький!

Сатанинский гриб

Серовато-зеленоватая. Под шляпкой розоватая.

Клубневидная с красным сетчатым рисунком.

Краснеет и синеет.

Ядовитый.

2 группа

Опенок

Желтовато-белая с темными пятнышками.

Пленочное кольцо, “воротничок”

Белая с приятным запахом

Съедобный.

Ложный опенок

Темная, пластинки зеленоватые.

Пленочного кольца нет

Желтоватая с неприятным запахом.

Ядовитый.

3 группа

Шампиньон

Пластинки розовые или фиолетовые

Нет мешочка у корня.

 

Съедобный.

Бледная поганка

С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые.

Пленочное кольцо под шляпкой. “воротничок”. Клубневидное утолщение с мешочком.

С неприятным запахом.

Смертельно ядовитый.

4 группа

Лисичка

Неровный край, светло-желтые.

Не крошатся.

 

Съедобный.

Ложная лисичка

Ровный край, красновато-оранжевые.

Полая.

Выделяет белый сок.

Несъедобный

- Поделимся выводами о различии сходных по виду грибов. (Дети зачитывают сравнительную характеристику грибов)

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

7. Правила сбора грибов.

- Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы? Расскажите, как вы собираете грибы.

- В учебниках с.115 прочтем правила.

- Обоснуйте каждый пункт памятки.

Правила сбора грибов. СЛАЙД 13

  • Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)

  • Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)

  • Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)

  • Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)

  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.

  • Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

8. Первая помощь при отравлении грибами.

- Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Ребята расскажут вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила 1 помощи при отравлении грибами.

Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса развилась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.

Случай 2. 5-летняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина- отравление бледной поганкой.

Случай 3. Маленький мальчик, гуляя в сквере около дома, нашел красивый гриб. Он облизнул его. Через некоторое время ребенку стало плохо: развилась рвота и расстройство кишечника. Родители срочно промыли ему желудок марганцовкой, дали таблетку активированного угля и вызвали скорую помощь. Ребенка удалось спасти. Мальчик попробовал на вкус сок ложной лисички.

- Назовите признаки отравления грибами?

- Что нужно предпринять при отравлении грибами?

- Сверьте свои ответы с верными ответами.

При отравлении грибами: СЛАЙД 14

  1. Немедленно вызвать врача.

  2. Промыть желудок.

  3. Выпить активированный уголь

9. Сбор съедобных грибов в корзинку. СЛАЙД 15

- Отгадайте загадки о грибах, узнайте их на слайде и покажите номер, под которым этот гриб изображен.

  • Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

  • Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

  • Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)

  • Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик)

  • Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой… Собирай меня, не мешкай. Я ведь… (Сыроежка)

  • Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый)

  • Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок)

- Как называются все эти грибы?

- Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?

9. Работа с тестом.

- Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны.

  1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

  2. Ядовитые грибы надо уничтожать.

  3. В лесу нужны все только съедобные грибы.

  4. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

- Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему выбрали 4 высказывание?

Вывод: В природе лишних растений нет!

9. Итог СЛАЙД 16

- Какая была тема урока?

- Какой вид работы понравился?

- Что узнали нового о грибах?

- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?

Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.

10. Домашнее задание. СЛАЙД 17

  1. Рассказ о грибах читать (с. 112-117)

  2. Памятки выучить (с.114-115)

  3. В рабочей тетради с.68 №5, с.116 №3 и с.117 – для самых любознательных.


Просмотр содержимого презентации
«знаешь ли ты грибы»

ЦЕЛИ: Изучить строение гриба  Найти различие между похожими съедобными и ядовитыми грибами  Сформулировать правила сбора грибов  Изучить правила первой медицинской помощи при отравлении грибами  Контрольный вопрос:  «ГРИБЫ-враги или друзья?»

ЦЕЛИ:

  • Изучить строение гриба
  • Найти различие между похожими съедобными и ядовитыми грибами
  • Сформулировать правила сбора грибов
  • Изучить правила первой медицинской помощи при отравлении грибами

Контрольный вопрос:

«ГРИБЫ-враги или друзья?»

Плодовое  тело ШЛЯПКА НОЖКА   грибница 3

Плодовое

тело

ШЛЯПКА

НОЖКА

грибница

3

Грибы обитают вблизи деревьев.  Растения дружат с растениями. Вода с растворенными минеральными солями Органические питательные вещества , вырабатываемые на свету 3

Грибы обитают вблизи деревьев.

Растения дружат с растениями.

Вода с растворенными

минеральными солями

Органические питательные вещества , вырабатываемые

на свету

3

Роль грибов в природе:  Всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.  В них насекомые откладывают личинки.  Их любит собирать и есть человек. Их любит собирать и есть человек.  -Санитары леса.  -Ими питаются животные.  3

Роль грибов в природе:

  • Всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.
  • В них насекомые откладывают личинки.

  • Их любит собирать и есть человек.
  • Их любит собирать и есть человек.

-Санитары леса.

-Ими питаются животные.

3

ВСЕ МЫ ПИТАЕМСЯ ГРИБАМИ 3

ВСЕ МЫ ПИТАЕМСЯ ГРИБАМИ

3

«Всякий гриб в руки берут, Да не всякий в кузовок кладут.» 3

«Всякий гриб в руки берут,

Да не всякий в кузовок кладут.»

3

БОРОВИК   САТАНИНСКИЙ БЕЛЫЙ  ДОРОГОЙ ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ 3

БОРОВИК

САТАНИНСКИЙ

БЕЛЫЙ

ДОРОГОЙ

ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ

3

ШАМПИНЬОН БЛЕДНАЯ  ПОГАНКА сыроежка 3

ШАМПИНЬОН

БЛЕДНАЯ

ПОГАНКА

сыроежка

3

ОПЯТА  ЛОЖНЫЕ  ОПЯТА 3

ОПЯТА

ЛОЖНЫЕ

ОПЯТА

3

ЛИСИЧКА  ЛОЖНАЯ ЛИСИЧКА 3

ЛИСИЧКА

ЛОЖНАЯ

ЛИСИЧКА

3

Правила  сбора грибов.  Не знаешь гриб - не бери его! Никогда не пробуй гриб на вкус! Не собирай грибы у дорог и предприятий! Не собирай старые, перезрелые грибы! Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой. Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу. 3

Правила сбора грибов.

Не знаешь гриб - не бери его!

Никогда не пробуй гриб на вкус!

Не собирай грибы у дорог и предприятий!

Не собирай старые, перезрелые грибы!

Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.

Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

3

Первая помощь при отравлении грибами:  Немедленно вызвать врача.  Промыть желудок.  Выпить активированный уголь.  Принять слабительное. 3

Первая помощь

при отравлении грибами:

Немедленно вызвать врача.

Промыть желудок.

Выпить активированный уголь.

Принять слабительное.

3

СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ 6 5 3 1 6 7 4 2  3

СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ

6

5

3

1

6

7

4

2

3

ГРИБЫ - ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ? 3

ГРИБЫ - ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ?

3

Домашнее задание:   1.Читать (с. 112-117)   2. Памятки выучить (114-115)  3.Задание №3 с.116, в рабочей тетради с.68 №5, с.117 – для самых любознательных. 3

Домашнее задание:

1.Читать (с. 112-117)

2. Памятки выучить (114-115)

3.Задание №3 с.116, в рабочей тетради с.68 №5, с.117 – для самых любознательных.

3