СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающий мир 2класс по теме "Зима в неживой природе."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Зима в неживой природе.

Цель: дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на жизненный опыт учащихся.

Планируемые результаты: обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).  

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающий мир 2класс по теме "Зима в неживой природе."»

Урок окружающий мир 2класс (программа «Перспектива»)

Учитель: Назарова Анастасия Ивановна, I квалификационная категория, «СОШ №11» г.Нижнекамск РТ

Тема: Зима в неживой природе.

Цель: дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на жизненный опыт учащихся.

Планируемые результаты: обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, запись музыки М.Минкова из к/ф «Тайна Снежной Королевы» Вьюга и вальс снежинок, «Песня Снеговика» , схемы-карточки «Солнышко», разрезные слова, текст рассказа Н.Надеждиной «Снежные слова», опорная схема, игрушки- пальчиковый театр.

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Оргмомент

Хайв-Файв (знак тишины)

Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

КУУД: создание благоприятной обстановки для общения и работы

2.Мотивационно- целевой этап.

1.звучит музыка М.Минкова Вьюга и вальс снежинок. (слайд1)

-Что вы услышали? О чем продолжим разговор на этом уроке?

В гости к нам Зима пришла

И заданья принесла.

-Вы многое уже знаете о зиме. Расскажите по плану.


Свободные высказывания детей.

Будем говорить о зиме, о зимних явлениях.




Карточка-опора на доске:

1.Облачность (небо)

2.Температура воздуха

3.Осадки

4.Ветер

5.Водоемы(реки, озера)

3-4 уч-ся рассказывают, другие оценивают их ответ, объясняя свой выбор

ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

ПУУД: осознанное и произвольное построение высказывания

3.Работа в парах

-- Возьмите карточку со схемой «Солнышко» и, работая в паре, попробуйте соединить понятия и их значения.


- Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех.


Дети читают, обсуждают и соединяют понятия со значениями.

ПУУД-ЛУУД: анализ с целью выделения признаков (существенных),

синтез как составление целого из частей

4.Восприятие,

осмысление

нового материала.

1. Понятие «солнцестояние, солнцеворот» (слайд 3)

-Почему зимой температура воздуха ниже ,чем осенью?

Рассказ учителя:

Из- за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. В  старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью — ниже, а зимой — совсем низко. И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния)

- Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое день зимнего солнцестояния. – У какой пары было выбрано правильное значение?

- Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Что же это за день такой – прочитайте на странице 14 «Странички народного календаря».

-Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот. – У какой пары было выбрано правильное значение?

2.Физминутка под музыку М.Минкова «Песня Снеговика»

3. Понятие « Оттепель» (Сдайд4)

-В какую погоду хорошо лепить снеговика, строить снежные крепости?

В  последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата.

4. Понятие «Гололедица»(гололед)

-Когда после оттепели снова ударит мороз, что мы наблюдаем в природе?

-Чем опасен гололед?

Дети зачитывают свои предположения.


Дети высказывают мнение о высоте солнца над линией горизонта (летом-высоко, зимой-низко, лучи скользят и земля получает меньше тепла); рассматривают слайд 2;

смотрят демонстрацию движения Земли вокруг Солнца в зимние месяцы на приборе теллурий.
















Дети читают вслух тест стр.14





4уч-ся –игра «Гонка за лидером»(дети повторяют движения за ведущими)


Дети зачитывают из схемы определение оттепели.






(гололед, гололедица)- слайд 5

Гололед опасен травмами, а на дорогах у машин увеличивается тормозной путь, поэтому пешеходы должны быть еще внимательнее.

ПУУД: осознанное и произвольное построение высказывания

РУУД: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем


РУУД: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения), Коррекция (в случае расхождения реального действия и его результата).














КУУД: сотрудничать со взрослыми и сверстниками




4. Понятие «Снегопад» (слайд6)

-Самым характерным явлением в России зимой является выпадение снега. Как оно называется?

-Что такое снег?

- Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.

5.Осознанное чтение рассказа Н.Надеждиной «Снежные слова»

-Какие «снежные» слова вы нашли в тексте? Что они означают?

6.Выразительное чтение стихотворений о зиме

- Какие сравнения и эпитеты используют поэты для образного изображения зимних явлений природы? ( серебристая фата, точно серебром, снежною каймой, белой бахромой)

7. Понятие «Изморозь», «Иней».

Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью.

Иней- тонкий слой ледяных кристаллов в следствии охлаждения почвы, растений.

- В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие «Изморозь».



Снегопад.

Это замерший водяной пар (водяные капли)



Дети читают про себя.


Дети выборочно зачитывают определение зимних явлений из текста.

2 учащихся читают стихи о зиме: С.Есенин «Белая береза», Г.А. Галина «По деревьям серебристая перекинулась фата…»



Дети рассматривают слайд 7,проверяют правильность определения понятия изморозь.

РУУД: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем


8.Работа над скороговоркой:

Иней лег на ветки ели,

Иглы за ночь побелели


Учитель вызывает в конце 6 детей и раздает куклы- перчатки( дети не знают какая кукла им достанется)

Хоровое чтение

1.читают про себя

2.читают шепотом медленно

3.читают в голос

4.читают громко

5.читают тихо

6.читают 3раза с увеличением скорости чтения и артикуляцией

Индивидуальное чтение с интонацией:

радостно, грустно, со слезами, с удивлением, с огорчением, зло;

Театрализованное чтение с куклами-перчатками: как заяц трусливый, хитрая лиса, большой медведь, злой волк, маленькая мышка, верный пес.

РУУД: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем

5.Рефлексия. Итог урока.

Дом. задание

-Что нового вы узнали о зиме?

-А из чего же состоит снег? (из снежинок –слайд 8)

Д/З: чит.с.14, составить синквейн о снежинках

-Оцените свою работу на уроке, раскрасив у своего снеговичка ведерко:

зеленый-все получилось, все понял

синий- были небольшие ошибки, я их исправил красный – мне нужна помощь.

-солнцестояние 22декабря, солнцеворот 25 декабря, узнали новые «снежные слова»



Дети показывают своих снеговичков.

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности

















Снежные слова.

Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твёрдые белые шарики больно секут щёки и лоб, мы говорим «крупка».

Свежий, только-только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовётся «пороша». Как и он сам, все следы на нём свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше!

Снег лёг на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил.

Иной раз идёшь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течёт по земле. Это низовая метель - позёмка.

Если же ветер кружит, вьёт в воздухе снег – это вьюга.

Ну, а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря - буран. Крикнешь и голоса своего не услышишь, в трёх шагах ничего не видно.

Н. Надеждина