СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Описание животного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи "Описание животного"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Описание животного"»

РР   ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО, 5 класс

Цели :1. Познакомить учащихся с особенностями композиции сочинения-описания животного

2.Расширить лексикон описательными языковыми средствами

3. Сравнить описание в научном и художественном стилях.

4.Воспитывать любовь к животным и ответственность за них



Ход урока.

I.Актуализация внимания, знаний  учащихся.

1. Долго я просила маму

Принести котёнка в дом.

Но она сказала прямо:

- Никогда и ни за что!

Мама! Ты не понимаешь!

Он – хороший! Он смешной!

Будет в играх мне товарищ.

Очень скучно мне одной!

Ну, а я «отлично» только

Буду в школе получать…

Разреши мне взять котёнка!

–Умоляла я опять.

Но сказала мама строго:

- Мне с тобой хватает дел.

Обещаешь слишком много…

А дневник твой, кстати, где?

Я послушной, мама, буду.

Все игрушки соберу.

Чисто вымою посуду

И на полке пыль сотру.

Я прочту сто тысяч книжек,

Буду вежливой с утра…

Глядь – корзинка…

Хвостик рыжий…

Мой котёночек! Ура!

- Ребята, а как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем уроке? А что же мы с вами можем делать с животными на уроке русского языка?

- Совершенно верно, записывайте число, классная работа и тему урока « Описание животного». Вашим домашним заданием будет мини-сочинение-описание своего питомца

- А как вы думаете, чему мы с вами должны научиться на уроке?( описывать животное)

-Верно, а давайте вспомним, какие мы с вами стили речи знаем? А описание животного нам может встретиться в каком из них? Значит, мы можем сравнить с вами описание животного в этих стилях речи? Это еще одна цель нашего урока.

2. Словарный диктант.

Задание: выделить окончания прилагательных, подчеркнуть буквы-орфограммы.

Выросла красивая  собака, короткую гладкую шерсть, на беленькой мордочке, задорно торчат, рыжеватыми ушками, шерстка в крапинку, по каштановой спинке черные полосочки, маленькая проворная рыбка, с большим радужным хвостом, на лапках мягкие подушечки ,преданный взгляд, хитроватые искорки, пестрый попугай.

II. Изучение новой темы.

  1. Слово учителя.

-Художественно могут быть описаны не только предметы, но и животные. Если научное или деловое описание животных можно встретить в учебниках, справочниках, энциклопедиях, то художественное – в произведениях художественной литературы.   Как строится такое описание? В чем его отличие от научного и делового, предстоит нам узнать.



  1. Рассмотрение типа описания в различных стилях (научный, художественный), выявление особенностей каждого.

-Я уверена, что вы любите животных. У многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать своего любимого питомца вам не составить особого труда.  А как вы думаете, ваше сочинение - описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом? (в художественном)

Познакомимся с Текстом № 1. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком). Читает сильный ученик.

Текст № 1

Существуют разные породы собак. Их различают по величине, строению, окрасу, голосу. Болонку нельзя спутать с собакой другой породы.

Болонка - маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом. Вьющаяся шерсть на морде как бы скрывает нос и глаза. Все болонки быстро улавливают различные запахи, у них хороший нюх. У них слегка продолговатые уши, которые они приподнимают, когда насторожены или прислушиваются.

Лапы небольшие, но очень сильные, причем передние лапы немного короче задних. Болонки хорошо бегают, звонко лают и откликаются на свою кличку.

Впервые эта порода собак была выведена в итальянском городе Болонья. От названия этого города и произошло название породы собак “болонка”.

 В каком стиле речи выдержано это описание собаки?

Познакомимся с Текстом № 2. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком) Читает сильный ученик.

Текст № 2

Пушок - это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.

Пушку было всего четыре недели, он недавно открыл озорные глаза и выглядел очень забавно.

Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками. Такой маленький пушистый комочек.

У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик кнопкой и темные озорные глазки.

Он был очень беззащитный, поэтому я все время носил его на руках, чтобы согреть. Когда щенок засыпал, то мордочку прятал в мою рубашку. В это время я не мог играть, потому что оберегал сладкий сон своего нового друга.

Пушок был очень маленький, и когда бегал по комнате, казалось, что катится шерстяной клубок. Он с удовольствием пил молоко и ел специальный корм для маленьких собак. Мы очень дружили с Пушком, резвились в саду. Ему нравилось играть с маленьким мячиком. Он весело бежал за ним и озорно лаял.



-Отличаются ли эти описания? Чем?

(Первое описание – научное. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность).

Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)

(Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)

  Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

(качаемся в разные стороны)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (покружиться)



3.Знакомство с композицией сочинения – описания животного в художественном стиле.

Вернемся к Тексту № 2.

·  Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.

1.  Внешние, наиболее яркие признаки животного.

Работа с текстом.

- Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного. ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

·  А что дальше описывает автор?

·  Запишем в тетради:

2.  Повадки, привычки.  Ведь это тоже важно.

- Какие повадки, привычки описывает автор? Записать в тетради.(как он ходит, играет, ест, купается, гуляет)

В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.

Запишем в тетради:

3.Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный - глупый, ласковый - упрямый и пр.)

- ·  Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).

-Какие изобразительно-выразительные приёмы использует автор для описания Пушка?

  • Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: носик, лапки, шерстка, глазки, мордочка

  • Эпитеты: пушистый, озорные глаза, сладкий сон

  • Метафоры: пушистый комочек, шерстяной клубок, носик кнопкой

4. Предупреждение ошибок.

1- Послушайте предложения.

- Что режет нам слух? Есть ли повторы слов?

«Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».

·  Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?

Итак, при написании собственного текста необходимо избегать неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.

2.Найдите, в чем ошибка!

·  Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.

·  Кот был среднего роста.

·  У животных волосы или шерсть?

·  Ногти или когти?

·  Нос или клюв? (у птиц)

·  Лицо или морда, мордочка, мордашка?

·  Руки или лапы?

- Ребята! Избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.

3.Устраните в описании животного фактические неточности и ошибки.

У нас в деревне  есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому что) он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладишь его по волосам. Тогда он выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо ему сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмет лапу и долго та держит муху, а потом выпустит ее или скушает.



IV. Подведение итогов .Выставление оценок.

- Давайте подведем итоги урока.

  -О чем мы говорил сегодня на уроке?

- В каких стилях речи может использоваться описание животного?

- Что характерно для каждого из них?

- Как строится описание животного, по какому плану?

V. Домашнее задание: На «5» мини-проект «Мой питомец»

На « 4» мини-сочинение

На «3» работа с текстом

Зима. Кругом на земл.. и на крышах домов л..жит снег. Деревья в инее... Помощник фермера вывел верхово.. коня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нем была мехов.. шапка, тепл.. пальто, а на ногах валенки. Конь был вороной масти. У коня была голова у..кая, красивая, а на лбу была белая звездочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулистая, к..роткая. Ноги были сильные и стройные. Конь б..жит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня ра..в..ваются на ветру. Правую передн… ногу он выкинул вперед, а левую поджал под себя. Этот вороной конь был очень красив на  белом снегу.

1.Списать, вставить пропущенные буквы

2 . Выписать из текста все о коне в соответствии с планом

3. Что нужно добавить? Допишите это в своей работе













































Текст № 1

Существуют разные породы собак. Их различают по величине, строению, окрасу, голосу. Болонку нельзя спутать с собакой другой породы.

Болонка - маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом. Вьющаяся шерсть на морде как бы скрывает нос и глаза. Все болонки быстро улавливают различные запахи, у них хороший нюх. У них слегка продолговатые уши, которые они приподнимают, когда насторожены или прислушиваются.

Лапы небольшие, но очень сильные, причем передние лапы немного короче задних. Болонки хорошо бегают, звонко лают и откликаются на свою кличку.

Впервые эта порода собак была выведена в итальянском городе Болонья. От названия этого города и произошло название породы собак “болонка”.

Текст № 2

Пушок - это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.

Пушку было всего четыре недели, он недавно открыл озорные глаза и выглядел очень забавно.

Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками. Такой маленький пушистый комочек.

У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик кнопкой и темные озорные глазки.

Он был очень беззащитный, поэтому я все время носил его на руках, чтобы согреть. Когда щенок засыпал, то мордочку прятал в мою рубашку. В это время я не мог играть, потому что оберегал сладкий сон своего нового друга.

Пушок был очень маленький, и когда бегал по комнате, казалось, что катится шерстяной клубок. Он с удовольствием пил молоко и ел специальный корм для маленьких собак. Мы очень дружили с Пушком, но сейчас, к сожалению, его у меня нет.

Я всегда вспоминаю о нем с радостью и болью, потому что очень тоскую.