Тема | Золотое правило этики. |
Цель | - объяснить суть человеческих взаимоотношений на примере действия золотого правила нравственности; |
Задачи | Образовательные: познакомить с нормами религиозной морали православных людей, разъяснить значение золотого правила этики для нравственного становления человека в личной жизни и в обществе, направить осознанный выбор ребёнка на выполнение золотого правила этики, учить понимать ценность жизни. Развивающие: развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям; развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог. Воспитательные: формировать у школьников мотив к нравственному поступку, к осознанному выбору жить по совести, понимание самой жизни, как бесценного дара, через знакомство с золотым правилом этики; способствовать формированию дружного коллектива в классе; мотивировать на отказ от конфликта, нахождение компромиссного решения в любых спорных ситуациях; мотивировать на доброжелательное отношение к людям. |
УУД | ЛичностныеУУД: – осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; – умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; – настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; Регулятивные УУД: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; искать пути решения заявленной проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности; Коммуникативные УУД: продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать главное правило человеческих отношений, что такое неосуждение. Уметь строить человеческие отношения согласно главному правилу этики. Личностные: - стремление к усвоению основных общепринятых норм морали и нравственности; - стремление к усвоению основных категорий золотого правила нравственности и их применение; - стремление к правильному выстраиванию взаимоотношений со всеми людьми; - уважительное отношение к людям иной национальности, веры, цвета кожи, взглядов, к неосуждению их. Метапредметные: - уметь находить примеры применения золотого правила этики в обыденной жизни; - уметь выделять основные категории золотого правила нравственности; - иметь представления о терминах и понятиях: золотое правило этики, неосуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность; - стремиться к выстраиванию правильных взаимоотношений с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями; - стремиться к усвоению общепринятых человеческих норм морали и нравственности. |
Технологии, методы | нагладный, словесный, практический ( с элементами эвристического метода), ИКТ |
Формы деятельности | беседа, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. |
Средства обучения | • компьютер, проектор; презентация к уроку • репродукция картины • учебник по ОПК • рабочие тетради • толковые словари |
Ресурсы: | А.В. Кураев. Основы православной культуры (4-5 класс). - М.: Просвещение, 2012. Е.В. Посошенко. Основы православной культуры. Разработки уроков. Е.В. Посошенко. Рабочая тетрадь «Основы православной культуры». http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru |
№ п/п | Этапы урока | Задачи | ЭОР | Учитель | Ученики | УУД |
| Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент. | Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Презентация к уроку. | - Ребята, наш урок мне хотелось бы начать стихами: Твори добро, чтобы любя Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло. - На что похоже данное четверостишие? | Проверяют готовность к уроку. Дети слушают и отвечают на вопросы учителя. - На правило жизни. | Личностные: наличие мотивации к учебному труду, развитие доброжелательности. Метапредметные: отнесение к известным понятиям. Предметные: осознание ценности человеческой жизни. |
| Актуализация знаний | Повторение ранее изученного. Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. | | - Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? - Какие заповеди есть у христиан? - Сегодня мы попробуем с вами объединить все заповеди в одно правило. | - Заповеди. (Повторение 10 заповедей.) | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника. |
| Постановка учебной задачи. Работа с новыми понятиями. | Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания. |  | Христос сказал: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». - Как вы хотите, чтобы поступали с вами? - Как вы должны поступать? - Попробуйте сформулировать тему урока. О чем мы сегодня с вами будем говорить? - Сформулируйте свое определение «этики». В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей. - Сформулируйте свое определение «нравственности». Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Беседа: Что общего в понятиях «этика» и «нравственность»? Чем отличаются? Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай». | Выслушиваются ответы детей. Определяют тему урока, дают свое объяснение слову «этика». Работают с толковыми словарями. Выслушиваются ответы детей. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, бережное отношение к духовным ценностям. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии, знание, понимание и принятие ценностей православной культуры. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, использование речевых средств для решения познавательных задач. |
| Знакомство с новым материалом. | | | Представьте, на улице поднялся ветер и несет нам в лицо пыль и мусор. Неужели мы раскроем глаза пошире? Нет, конечно. Потому что, если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть. Вот также и дурные слухи о человеке, мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это также, как смотреть сквозь грязное стекло. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем знакомом… Какая вам польза от того, что вы слышите? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о вас… Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними». Это правило принято называть золотым правилом этики. В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них. Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен. | Дети слушают. Рассуждают по теме урока. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, бережное отношение к духовным ценностям, развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживание чувствам людей. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, овладение навыками смыслового чтения, умение договориться в распределении ролей, готовность конструктивно решать конфликты путём сотрудничества. |
д | Физминутка. | Снять напряжение и усталость. | | Вот мы руки развели, словно удивились. И у храма до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямлялись, Ниже, ниже, не ленись. Поклонись и улыбнись! | Выполняют физкультминутку. | Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. |
| Первичное закрепление. | Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о золотом правиле этики, развития умений находить ответы на проблемные вопросы. |  На экране проецируется репродукция картины Паленова В.Д. «Христос и грешница».  | Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница». Уберечь себя от осуждения помогает память о собственных ошибках и недостатках. Однажды люди привели к Иисусу женщину, которую по законам того времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись. - Рассмотрите картину. Как Иисус защитил женщину? - К чему призывает своим поступком Иисус Христос? - Как вы понимаете слово «неосуждение»? - Сравните своё понимание определения с данным в учебнике. Работа по учебнику. Комментированное чтение статьи, выборочный пересказ текста. Слова Христа из Евангелия: Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете. (Мат. 7:1-5) Перечитывая эти строки, мы видим, как, пользуясь преувеличением, Иисус подчеркивает, что мы часто не замечаем свои ошибки, а малейшие ошибки других мы осуждаем. Христос говорит нам "не судите, да не судимы будете". Он возражает против нашего суда, который осуждает или порицает наших ближних, то есть он учит нас проверять прежде свое собственное поведение, свои мысли и разговор, и когда мы полностью исправим свои ошибки, то мы сможем более успешно помочь своим близким исправить и их недостатки. | Обсуждают и обосновывают свой выбор. - К неосуждению. Ответы на вопрос. Работа с учебником. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, наличие мотивации к учебному труду, работа на результат, развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, , развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, умение осуществлять информационный поиск, овладение навыками смыслового чтения. |
| Закрепление изученного. | Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | | «Попробуй» Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими, какое удивительное чувство согреет сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку. Работа в тетрадях. Задание 1. Продолжи предложения: Чтобы тебя уважали,… Чтобы к тебе обращались вежливо,… Чтобы на тебя не кричали,… Чтобы в тебе видели доброе,… Задание 2. Примерь золотое правило этики к себе, объяснив, почему ты этого не будешь делать: Я не буду называть одноклассников обидными прозвищами, так как… Я не буду сплетничать о других, так как… Я не буду осуждать другого, так как… Я буду помогать другому избавляться от недостатков, так как… Задание 3. Как ты понимаешь выражение «любить грешника и ненавидеть грех»? - Мы должны любить человека, но если он поступил нехорошо, то его нужно осудить; - мы должны видеть в человеке все доброе и светлое, что в нем есть и любить его, но его плохие поступки мы должны осуждать; - мы должны любить человека до тех пор, пока он не совершил грех, после этого его нужно осудить и ненавидеть. | Работая в паре, выполняют задания в тетради на печатной основе. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, развитие самостоятельности, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, вносить соответствующие коррективы, умение договориться в распределении ролей, готовность конструктивно решать конфликты путём сотрудничества. |
| Рефлексия деятельности. Итог урока. | Оценивание собственной деятельности на уроке. Создание условий для рефлексии. | | Сегодня мы с вами убедились, что зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Осуждать - значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии трудно избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха. Закончи урок фразой, которая тебе больше понравилась: – Мне понравилось… – Мне запомнилось… – Я узнал… – Мне бы хотелось Прослушивание песни Алексея Леонычева «Золотое правило нравственности». Мы любим, когда нас любят, Мы любим, когда нас уважают, Но давайте подумаем вместе: Сами ли мы так поступаем?!
Мы хотим иногда, чтоб хвалили, Мы хотим иногда, чтоб любили И слова добрые Нам говорили.
Как хочешь, чтоб с тобой поступали, Так и ты поступай с другими! И если хочешь, чтоб руку подали, То и ты тогда помоги им!
Иногда нас всех удивляет: Почему он так грубо ответил? А с презреньем сказав: “Подвинься, а!”, - Ты ничего за собой не заметил?
Если тебя толкнули И что-то сказали грубо, Прости, промолчи, не ответь им И лучше уйди ты оттуда!
Как хочешь, чтоб с тобой поступали, Так и ты поступай с другими! И если хочешь, чтоб руку подали, То и ты тогда помоги им!
Так говорил Учитель, Главный Учитель Вселенной, И говорил Он: “Стучите – И отворятся вам двери!
Друг друга все вы любите, Злом на зло вы не отвечайте, Добро всем людям творите – И воздастся вам вечным счастьем!”.
Как хочешь, чтоб с тобой поступали, Так и ты поступай с другими! И если хочешь, чтоб руку подали, То и ты тогда помоги им!
1 марта 2001г. | Делают выводы по теме урока. Оценивают свою деятельность на уроке. Слушают песню. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Предметные: знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии. Метапредметные: построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
| Домашнее задание | Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцирован ное творческое домашнее задание. | | Задание на выбор: - Расспроси своих близких о том, какими принципами они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, применяют ли они золотое правило. - Сформулируй свои правила поведения. | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей. | Личностные: наличие мотивации к учебному труду, развитие доброжелательности. Метапредметные: отнесение к известным понятиям. Предметные: осознание ценности человеческой жизни. |