СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 4 классе"ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ" С ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает все материалы  моего открытытого урока на городском семинаре 

Просмотр содержимого документа
«Ход урока»

Ход урока: «Оркестр русских народных инструментов» 4 «А» 14.12.15

( https://yadi.sk/d/T-GE6ftcssNcL презентация и муз.,видео материал)

Дети входят под музыку р.н.п. «Барыня»

У- Я вижу у вас хорошее настроение, улыбаетесь. Что вам помогло настроится на позитивный лад (музыка бодрая веселая)

- Кто исполнял эту музыку (оркестр) написать на доске

- Какие инструменты вы услышали (перечисляют)

- И значит разговор у нас сегодня пойдёт об оркестре русских народных инструментов» написать на доске.

Чтобы понять в чем своеобразие ОРНИ мы должны конечно же

- прислушаться, научиться различать тембры разных инструментов оркестра,

- выделить в какие группы они объединяются.

- сравнить тембр ОРНИ и симф. оркестра

- Сюрприз- творческий, в котором примут участие самые активные участники урока. (исполнить небольшое произведение используя музицырование на простейших народных инструментах.)

Итак вы уже наверняка знаете, что народными называют инструменты, .... Давайте вместе вспомним их название, определим характерные особенности звучания и попытаемся объединить в группы. А помогут нам в этом загадки

(презентация).

А теперь попробуем сыграть в игру третий лишний.

Все инструменты ОРНИ имеют своеобразный и неповторимый тембр. Однако среди них есть 1 с необычной судьбой. Это домра.

(Ф.И.ребёнка) подготовила сообщение.

(Примерный текст:

Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна в своем роде.

Известно что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались большой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах.

Но тут в истории домры наступает самый драматический момент. Обеспокоенные развитием народной культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году царём был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ». Знаменитый указ гласил:

«А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».

русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом.)

Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. Итак, в результате ли варварского истребления и запрета, или по иным причинам, но после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но… Домре суждено было буквально возродиться из пепла!

Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. Андреев- русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов (1888),имя которого и поныне носит Государственный академический русский оркестр 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному мастеру Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны,– так выглядела реконструированная домра.

Давайте послушаем как звучит этот возрождённый и всё больше набирающий популярность русский народный инструмент в концерте для домры с оркестром Николая Будашкина (видеоролик) Каковы особенности звучания домры?

(виртуозная,звонкая…..)

А хотите сами попробовать сыграть с ОРНИ.? Что нужно для того, чтобы получился оркестр. Музыканты, инструменты и дирижёр…….

-Нужно знать,как играть

-Смотреть на дирижёра, чтобы получилось складно

-Соблюдать ритм, слушать себя и других (озвучание барыни).

Получился у нас оркестр. Конечно это большая работа……

Давайте попробуем вместе разобраться, достиглили мы сегодня цели, выполнили ли задачи

-послушать – вслушаться

- определить тембры инструментов оркестра, выделить группы.

- исполнить небольшое произведение используя музицырование на простейшие



-Какие открытия вы сделали для себя на уроке?

ОРНИ звучит ярко, пёстро, открыто, простое, достаточно резкое, эмоциональное, непосредственное

- Какое задание вам понравилось больще всего?

-Что бы вы хотели узнать об ОРНИ

Предлагаю вам дома сделать небольшой кроссворд на тему:

Инструменты ОРНИ и найти информацию о саратовской гармошке.

Как вы думаете, вы сегодня хорошо поработали?

А кто особенно хорошо работал, выяснить несложно так как я раздавала

инструменты именно им, как было обещано в начале урока.



Просмотр содержимого документа
«технологическая карта гимназии 34»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «МОУ «Гимназия №34»



Технологическая карта урока __________музыки__________________________

(предмет)



ФИО учителя: _____Ярославцевой Т.П.__________________

Класс, дата проведения урока: 4 «А» 14.12.15

Тема урока: «Оркестр русских народных инструментов»

Цель: Расширить представление учащихся об особенностях и своеобразии звучания инструментов русского народного оркестра.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Технология проведения: педагогика сотрудничества.

Задачи:

1.Определить группы инструментов народного оркестра

2. Различать особенности звучания инструментов в каждой группе русского народного оркестра

3.Познакомить с :историей «домры», первым оркестром русских народных инструментов.

4.Научиться использовать простейшие народные инструменты в творческой деятельности (совместное исполнение с оркестром русских народных инструментов)

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: состав оркестра русских народных инструментов, его группы, инструменты

Научиться: различать по звучанию тембры русских народных инструментов; выражать свое впечатление в инструментальном музицировании.

Личностные УУД:сотрудничать в ходе коллективной творче­ской работы; уважительное отношение к культуре своего народа.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: умение работать в группе;

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, музыкальный центр, аудиозаписи, инструменты (бубны, ложки, маракасы, , трещотки, свирели, гармонь, домра и др.)



Далее сокращение в технологической карте: ОРНИ (Оркестр русских народных инструментов)









№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат или формируемые способы деятельности

Продолжи

тельность этапа

1

Мотивации к учебной деятельности


Включает на вход детей запись РНП «Светит месяц»

Организует беседу с учащимися по определению темы урока

Входят под музыку в класс

Отвечают на вопросы

выдвигают предположения.


готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.


3

2

Актуализация знаний и целеполагание, планирование задач.

(построение проекта выхода из затруднения)

Помогает наводящими вопросами учащимся сформулировать цель и основные задачи урока

Предлагает прослушать аудиозапись ОРНИ и определить знакомые инструменты.

Формулируют цель и задачи урока


Слушают аудиозапись

Высказывают предположе-ния об инструментах



Определение цели и задач урока; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.


7

3

Этап реализации построенного проекта (освоение нового знания)

Организует учащихся с помощью презентации на определение состава и групп ОРНИ: струнные, духовые, ударные, клавишно- духовые (в форме игры- загадки)




Знакомятся с инструментами ОРНИ;

Определяют на основе сравнения (по способу звукоизвлечения) и систематизируют инструменты ОРНИ в группы


Определение состава и групп ОРНИ.

Умение структурировать знания.

10

4

Этап первичного закрепления (освоения учащимися нового способа действия на основе полученного знания)

Организует работу по закреплению знаний о составе групп ОРНИ в форме игры- загадки с элементами физминутки (презентация)

Выполняют задание, отвечают на вопросы, обосновывая свой ответ.

Принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


5

5

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону или на основе определенных критериев

Предлагает учащимся рассказать об истории домры


о первом ОРНИ


Показывает фрагмент видеоролика исполнения

Н.Будашкин «концерт для домры с оркестром»

Рассказывают и воспринимают историю домры

Слушают рассказ о первом ОРНИ

Воспринимают фрагмент видеоролика и высказывают свои впечатления.

поиск и использование в практической деятельности информации о музыке;

Умение осознанно строить речевое высказывание

7

6

Этап включения в систему знаний и повторения

Организует творческую работу учащихся по озвучиванию аудиозаписи ОРНИ

Выполняют творческое задание по озвучиванию аудиозаписи ОРНИ с помощью простейших русских народных инструментов.

планирование и осуществление собственных действий в процессе решения творческих задач.

8

7

Этап рефлексии учебной деятельности

Организует повторение системой вопросов:

Какие открытия для себя вы сделали на уроке?

Какое задание понравилось больше всего?


Предлагает учащимся с помощью «мишени» с критериями оценить собственную деятельность на уроке.

Узнать в интернете историю саратовской гармошки.

Отвечают на вопросы







Осуществляют самооценку собственной деятельности.по предлагаемым критериям




Записывают домашнее задание

Умение анализировать свою собственную деятельность.

Владение основами самоконтроля, самооценки,


5