Ход урока: «Оркестр русских народных инструментов» 4 «А» 14.12.15
( https://yadi.sk/d/T-GE6ftcssNcL презентация и муз.,видео материал)
Дети входят под музыку р.н.п. «Барыня»
У- Я вижу у вас хорошее настроение, улыбаетесь. Что вам помогло настроится на позитивный лад (музыка бодрая веселая)
- Кто исполнял эту музыку (оркестр) написать на доске
- Какие инструменты вы услышали (перечисляют)
- И значит разговор у нас сегодня пойдёт об оркестре русских народных инструментов» написать на доске.
Чтобы понять в чем своеобразие ОРНИ мы должны конечно же
- прислушаться, научиться различать тембры разных инструментов оркестра,
- выделить в какие группы они объединяются.
- сравнить тембр ОРНИ и симф. оркестра
- Сюрприз- творческий, в котором примут участие самые активные участники урока. (исполнить небольшое произведение используя музицырование на простейших народных инструментах.)
Итак вы уже наверняка знаете, что народными называют инструменты, .... Давайте вместе вспомним их название, определим характерные особенности звучания и попытаемся объединить в группы. А помогут нам в этом загадки
(презентация).
А теперь попробуем сыграть в игру третий лишний.
Все инструменты ОРНИ имеют своеобразный и неповторимый тембр. Однако среди них есть 1 с необычной судьбой. Это домра.
(Ф.И.ребёнка) подготовила сообщение.
(Примерный текст:
Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна в своем роде.
Известно что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались большой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах.
Но тут в истории домры наступает самый драматический момент. Обеспокоенные развитием народной культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году царём был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ». Знаменитый указ гласил:
«А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».
русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом.)
Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. Итак, в результате ли варварского истребления и запрета, или по иным причинам, но после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но… Домре суждено было буквально возродиться из пепла!
Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. Андреев- русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов (1888),имя которого и поныне носит Государственный академический русский оркестр 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному мастеру Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны,– так выглядела реконструированная домра.
Давайте послушаем как звучит этот возрождённый и всё больше набирающий популярность русский народный инструмент в концерте для домры с оркестром Николая Будашкина (видеоролик) Каковы особенности звучания домры?
(виртуозная,звонкая…..)
А хотите сами попробовать сыграть с ОРНИ.? Что нужно для того, чтобы получился оркестр. Музыканты, инструменты и дирижёр…….
-Нужно знать,как играть
-Смотреть на дирижёра, чтобы получилось складно
-Соблюдать ритм, слушать себя и других (озвучание барыни).
Получился у нас оркестр. Конечно это большая работа……
Давайте попробуем вместе разобраться, достиглили мы сегодня цели, выполнили ли задачи
-послушать – вслушаться
- определить тембры инструментов оркестра, выделить группы.
- исполнить небольшое произведение используя музицырование на простейшие
-Какие открытия вы сделали для себя на уроке?
ОРНИ звучит ярко, пёстро, открыто, простое, достаточно резкое, эмоциональное, непосредственное
- Какое задание вам понравилось больще всего?
-Что бы вы хотели узнать об ОРНИ
Предлагаю вам дома сделать небольшой кроссворд на тему:
Инструменты ОРНИ и найти информацию о саратовской гармошке.
Как вы думаете, вы сегодня хорошо поработали?
А кто особенно хорошо работал, выяснить несложно так как я раздавала
инструменты именно им, как было обещано в начале урока.