РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования Калининградской области
Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного
профессионального образования
« ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
Учебно-методическая разработка по комплексному курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный модуль : светская этика
Тема урока « Этикет»
Автор работы : Винникова Олеся Сергеевна
учитель начальных классов
муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №13
[email protected] т. +7 911 476 60 82
КОИРО, 2020
Пояснительная записка
План урока по курсу ОРКиСЭ, модуль «Основы светской этики»
Класс: 4
Урок № 27 по теме « Этикет» (1 час)
Урок расширяет знания учащихся о нормах поведения в обществе, о правилах поведения в различных ситуациях, о необходимости соблюдения учащимися норм поведения в обществе, формирует уважительное отношение к мнению других. Призван сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Межпредметные связи с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
Тип урока – открытие новых знаний
Цель: формирование у учащихся представлений об этикете, как о правилах хорошего поведения. Способствовать формированию мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
Задачи:
- определить вместе с учащимися основное содержание понятия «этикет»
- познакомить учащихся с историей этикета
- расширить представления о правилах и видах этикета
- формировать у учащихся умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта
- совершенствовать этические нормы поведения в обществе, формировать потребность в нравственном поведении
- формировать доброе отношение друг к другу, чувство терпимости
- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и культуру выражения мысли, воображение, адекватную самооценку.
Планируемые результаты
Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: учиться находить и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства.
Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в парах, в группе, слушать других. Учиться принимать другую точку зрения.
В результате изучения темы обучающиеся смогут:
- давать определения: «нормы морали», «этикет»;
- ориентироваться в этических нормах и правилах современного этикета взаимоотношений в семье и обществе;
- соблюдать нормы поведения, правила современного этикета в семье и обществе;
- приводить примеры из личного жизненного опыта и литературных произведений;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- задавать вопросы по теме урока своим одноклассникам;
Материально - техническое обеспечение: компьютер, проектор, интернет.
Используемая литература
Основы религиозных культур и светской этики.4-5 классы:учебное пособие для общеобразоват.учреждений.-М.:Просвещение,2010.
Лихачёва Л.С. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2001.
А. М. Стейнерт. Все про этикет. Иллюстрированный гид. — М.: АСТ, 2017.
Энциклопедия этикета. — АСТ, 2000.
Репкин В.В. Учебный словарь русского языка: Учебно-методическое издание/ В.В. Репкин. – Томск: Издательство «Красное знамя», 1993.
В.Е. Гольдин. Речь и этикет. – М.,1983
Словарик урока
Этикет, традиции, культура, этикетка, нравственность, образец нравственности, нравственные идеалы, честь, достоинство.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые формы, способы, метод.приемы | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку. Организация внимания. | Приветствие, концентрация внимания, настрой на работу. | Фронтальная работа | Готовность к работе |
2. Мотивационный блок, целеполагание, планирование | Организует положительный эмоциональный настрой на работу. Актуализирует и обобщает знания учащихся для подготовки к изучению новой темы. Стимулирование интереса к новой теме. Выдвижение проблемы. Учитель предлагает ученикам вспомнить ключевые понятия прошлых уроков, ответив на вопросы. - Вспомните, на прошлых уроках мы говорили об образцах нравственности, о джентельменах, леди, о рыцарях и богатырях. Какими качествами они должны обладать? После обсуждения этих вопросов предлагается к просмотру видеоролик из журнала «Ералаш» (Приложение, видеоролик № 1) После просмотра видеоролика предлагаются вопросы : - Кому нужны хорошие манеры? Не все ли равно, как вести себя за столом, в обществе? А как вы думаете, нужно ли следить за своей речью и стараться говорить красиво и правильно? После небольшой беседы предлагается к просмотру второй видеоролик. ( Приложение, видеоролик № 2). -Как вы считаете, как называются правила поведения, которые необходимо соблюдать в обществе? Кто и зачем эти правила выдумал? Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке и какова тема нашего урока? Что нам нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? | Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свое мнение, приводят примеры из своего личного опыта, художественной литературы. Обмениваются своим мнением с одноклассниками. Просматривают видеофрагмент. Участвуют в формулировке темы, цели и задач урока. | Фронтальная работа Видеозарисовка Проблемная ситуация | Мотивация к учебной деятельности,желание учиться, проявление интереса к предмету. Самостоятельное выделение и формулирование темы и цели. Обмен мнениями, выражение своей точки зрения. |
3.Открытие новых знаний | Формулировка задания учителем, предоставление источников информации, организация и сопровождение работы в парах. Беседа. Учитель предлагает подумать, какое общество ежедневно окружает каждого из учеников. Привести примеры правил поведения, которые при этом соблюдаются. - Каким словом можно назвать все эти правила? Что означает это слово? Учитель предлагает ученикам воспользоваться учебником, справочной литературой, ресурсами интернета и, обсудив в паре с одоклассником, вывести собственное определение термина «этикет». Выслушать ответы и обобщить информацию. Далее учитель раздает карточку каждому ученику и предлагает обозначить свое мнение согласен/не согласен ( Приложение, карточка № 1). После этого учитель рассказывает об истории возникновения этикета, и ученики сравнивают свои ответы с фактическими ( Приложение, пункт 4, сведения из истории этикета). Делают выводы. Практическая работа в группах ( «четверки», две ближайшие пары объединяются в четверки). Каждая группа получает тему и план работы (Приложение, карточка № 2). Учитель сопровождает и контролирует групповую работу. После этого каждая группа презентует результат своей работы, остальные группы готовят вопросы к каждому выступлению. | Учатся искать нужную информацию в различных источниках, анализировать, выбирать нужную информацию, сравнивать и обобщать. Высказывать и обосновывать свое мнение. Работа в парах, группах. | Фронтальная Работа в парах Индивидуальная работа Работа в группах | Учится адекватно оценивать свою работу и работу других. Умение искать информацию, сравнивать, обобщать, анализировать, работать с текстом ( смысловое чтение). Умение договариваться и сотрудничать, высказывать собственное отношение. Принимать и сохранять учебную задачу. Умение оформлять свою письменную речь, грамотность, связность устной речи. |
4.Оценочно-рефлексивный | Подведение итогов урока. Беседа, Обсуждение и решение жизненных ситуаций ( работа с учебником). - Какие виды этикета встретились в данных ситуациях? Как бы вы поступили на месте этих ребят? Как вы считаете, мы справились с задачами, которые поставили себе в начале урока? _ Что у нас получилось? Не получилось? Понравилось? Запомнилось? Почему? Рефлексия. Корзина с яблоками ( На доске прикреплена или нарисована корзина. У каждого ученика три кружка разных цветов: зеленый( отлично, полезно, понравилось, у меня все получилось), желтый ( хорошо, понравилось, у меня получилось, но я могу лучше), красный ( не понравилось, не получилось). Каждый прикрепляет своё «яблоко». | | | Оценивание процесса и результата своей работы, работы одноклассников. Сопоставление цели и задач с достигнутыми результатами. |
5.Постановка домашнего задания | Учитель предлагает выбрать домашнее задание каждому ученику с учетом своих возможностей : посмотреть мультфильм « Винни-Пух в гостях у кролика» , подумать, соблюдал ли Винни-Пух правила этикета, записать, какие правила он нарушил и как следует поступать. Или составить и записать правила этикета для учеников класса. | Учащиеся выбирают для себя домашнее задание. | | |
Приложение
Видеоролик № 1 https://www.youtube.com/watch?v=DkrEOBJGxEI
Видеоролик № 2 https://www.youtube.com/watch?v=rG2k2Z8IO04
Карточка № 1
Мой ответ (+/-) | Факты | Верный ответ(+/-) |
| 1.Слово «этикет» произошло от слова «этикетка» - описание товара. | |
| 2.В первобытном обществе можно было легко выжить без правил этикета. | |
| 3.Рукопожатие у мужчин при встрече указывает на отсутствие в руке оружия. | |
| 4.Правило пропускать женщину вперед пришло к нам из первобытных времен, когда мужчина пропускал женщину вперед при входе в незнакомую пещеру, чтобы узнать, живут ли в этой пещере хищные звери. | |
| 5.Слово «спасибо» означает « спаси Бог» | |
| 6.Этикет придуман совсем недавно нашими современниками. | |
Сведения из истории этикета
С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные
правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. По-
жалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытном обществе.
Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает
наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью
сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился
одновременно с возникновением первобытного человеческого общества
как необходимое условие его существования.
Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее»
говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях.
В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и
низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.
Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и
рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о
поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека:
учтивость и вежливость.
Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела
контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство,
естественно, отразилось на культурной жизни страны.
Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях»
Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения:
«Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим
отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь
в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда
бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, —
...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите
проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите
всякому при встрече доброе слово...»
Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга,
называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения,
поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям,
и слугам, и служанкам». Эта книга охватывала все стороны жизни людей
богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи,
прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как
встречать гостей и наносить ответные визиты и т. д.
Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора
великих преобразований.
В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга
«Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, со-
бранное от разных авторов», в которой давались советы молодым
дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских
ситуациях.
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе -
всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие
манеры считались признаком превосходства и просвещенности.
В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.
Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших
нюансов, в любой стране они будут уместны.
Карточка № 2
Правила работы группы:
Составить план работы ( что мы будем делать, как мы будем делать, что понадобится для выполнения)
Распределить роли ( организатор, писатель, чтец, докладчик)
Презентация работы ( подготовка выступления )
Темы для работы в группах:
а)внешность(выбор одежды, костюма, уместность в различных ситуациях) б)речь( как мы говорим, о чем мы говорим, вежливые слова)
в)правила поведения за столом
г)правила поведения в общественных местах ( кино, театр, транспорт,кафе)
д)в гостях ( я иду в гости, гости приходят ко мне).