СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКиСЭ. 4 класс. Этикет

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКиСЭ. 4 класс. Этикет»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Министерство образования Калининградской области

Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного

профессионального образования

« ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»









ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ





Учебно-методическая разработка по комплексному курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль : светская этика

Тема урока « Этикет»





Автор работы : Винникова Олеся Сергеевна

учитель начальных классов

муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №13

[email protected] т. +7 911 476 60 82





КОИРО, 2020



Пояснительная записка

План урока по курсу ОРКиСЭ, модуль «Основы светской этики»

Класс: 4

Урок № 27 по теме « Этикет» (1 час)

Урок расширяет знания учащихся о нормах поведения в обществе, о правилах поведения в различных ситуациях, о необходимости соблюдения учащимися норм поведения в обществе, формирует уважительное отношение к мнению других. Призван сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Межпредметные связи с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Тип урока – открытие новых знаний

Цель: формирование у учащихся представлений об этикете, как о правилах хорошего поведения. Способствовать формированию мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи:

- определить вместе с учащимися основное содержание понятия «этикет»

- познакомить учащихся с историей этикета

- расширить представления о правилах и видах этикета

- формировать у учащихся умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта

- совершенствовать этические нормы поведения в обществе, формировать потребность в нравственном поведении

- формировать доброе отношение друг к другу, чувство терпимости

- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и культуру выражения мысли, воображение, адекватную самооценку.

Планируемые результаты

Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: учиться находить и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства.

Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в парах, в группе, слушать других. Учиться принимать другую точку зрения.

В результате изучения темы обучающиеся смогут:

 - давать определения: «нормы морали», «этикет»;

 - ориентироваться в этических нормах и правилах современного этикета взаимоотношений в семье и обществе;

 - соблюдать нормы поведения, правила современного этикета в семье и обществе;

 - приводить примеры из личного жизненного опыта и литературных произведений;

 - аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 - задавать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

Материально - техническое обеспечение: компьютер, проектор, интернет.

Используемая литература

  1. Основы религиозных культур и светской этики.4-5 классы:учебное пособие для общеобразоват.учреждений.-М.:Просвещение,2010.

  2. Лихачёва Л.С. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2001.

  3. А. М. Стейнерт. Все про этикет. Иллюстрированный гид. — М.: АСТ, 2017.

  4.  Энциклопедия этикета. — АСТ, 2000.

  5. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка: Учебно-методическое издание/ В.В. Репкин. – Томск: Издательство «Красное знамя», 1993.

  6. В.Е. Гольдин. Речь и этикет. – М.,1983























Словарик урока

Этикет, традиции, культура, этикетка, нравственность, образец нравственности, нравственные идеалы, честь, достоинство.







Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Используемые формы, способы, метод.приемы

Ожидаемые результаты


1.Организационный момент

Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку. Организация внимания.


Приветствие, концентрация внимания, настрой на работу.

Фронтальная работа

Готовность к работе


2. Мотивационный блок, целеполагание, планирование

Организует положительный эмоциональный настрой на работу. Актуализирует и обобщает знания учащихся для подготовки к изучению новой темы. Стимулирование интереса к новой теме. Выдвижение проблемы.

Учитель предлагает ученикам вспомнить ключевые понятия прошлых уроков, ответив на вопросы.

- Вспомните, на прошлых уроках мы говорили об образцах нравственности, о джентельменах, леди, о рыцарях и богатырях. Какими качествами они должны обладать?

После обсуждения этих вопросов предлагается к просмотру видеоролик из журнала «Ералаш»

(Приложение, видеоролик № 1)

После просмотра видеоролика предлагаются вопросы :

- Кому нужны хорошие манеры? Не все ли равно, как вести себя за столом, в обществе?

А как вы думаете, нужно ли следить за своей речью и стараться говорить красиво и правильно?

После небольшой беседы предлагается к просмотру второй видеоролик. ( Приложение, видеоролик № 2).

-Как вы считаете, как называются правила поведения, которые необходимо соблюдать в обществе? Кто и зачем эти правила выдумал? Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке и какова тема нашего урока? Что нам нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свое мнение, приводят примеры из своего личного опыта, художественной литературы. Обмениваются своим мнением с одноклассниками. Просматривают видеофрагмент. Участвуют в формулировке темы, цели и задач урока.

Фронтальная работа

Видеозарисовка

Проблемная ситуация

Мотивация к учебной деятельности,желание учиться, проявление интереса к предмету. Самостоятельное выделение и формулирование темы и цели. Обмен мнениями, выражение своей точки зрения.

3.Открытие новых знаний


Формулировка задания учителем, предоставление источников информации, организация и сопровождение работы в парах.

Беседа. Учитель предлагает подумать, какое общество ежедневно окружает каждого из учеников. Привести примеры правил поведения, которые при этом соблюдаются.

- Каким словом можно назвать все эти правила? Что означает это слово?

Учитель предлагает ученикам воспользоваться учебником, справочной литературой, ресурсами интернета и, обсудив в паре с одоклассником, вывести собственное определение термина «этикет». Выслушать ответы и обобщить информацию.

Далее учитель раздает карточку каждому ученику и предлагает обозначить свое мнение согласен/не согласен

( Приложение, карточка № 1). После этого учитель рассказывает об истории возникновения этикета, и ученики сравнивают свои ответы с фактическими

( Приложение, пункт 4, сведения из истории этикета). Делают выводы.

Практическая работа в группах ( «четверки», две ближайшие пары объединяются в четверки). Каждая группа получает тему и план работы (Приложение, карточка № 2). Учитель сопровождает и контролирует групповую работу. После этого каждая группа презентует результат своей работы, остальные группы готовят вопросы к каждому выступлению.

Учатся искать нужную информацию в различных источниках, анализировать, выбирать нужную информацию, сравнивать и обобщать. Высказывать и обосновывать свое мнение. Работа в парах, группах.

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная работа

Работа в группах

Учится адекватно оценивать свою работу и работу других.

Умение искать информацию, сравнивать, обобщать, анализировать, работать с текстом ( смысловое чтение). Умение договариваться и сотрудничать, высказывать собственное отношение.

Принимать и сохранять учебную задачу. Умение оформлять свою письменную речь, грамотность, связность устной речи.

4.Оценочно-рефлексивный

Подведение итогов урока. Беседа, Обсуждение и решение жизненных ситуаций ( работа с учебником).

- Какие виды этикета встретились в данных ситуациях? Как бы вы поступили на месте этих ребят? Как вы считаете, мы справились с задачами, которые поставили себе в начале урока?

_ Что у нас получилось? Не получилось? Понравилось? Запомнилось? Почему?

Рефлексия. Корзина с яблоками ( На доске прикреплена или нарисована корзина. У каждого ученика три кружка разных цветов: зеленый( отлично, полезно, понравилось, у меня все получилось), желтый ( хорошо, понравилось, у меня получилось, но я могу лучше), красный ( не понравилось, не получилось). Каждый прикрепляет своё «яблоко».



Оценивание процесса и результата своей работы, работы одноклассников. Сопоставление цели и задач с достигнутыми результатами.

5.Постановка домашнего задания

Учитель предлагает выбрать домашнее задание каждому ученику с учетом своих возможностей : посмотреть мультфильм « Винни-Пух в гостях у кролика» , подумать, соблюдал ли Винни-Пух правила этикета, записать, какие правила он нарушил и как следует поступать. Или составить и записать правила этикета для учеников класса.

Учащиеся выбирают для себя домашнее задание.







Приложение

  1. Видеоролик № 1 https://www.youtube.com/watch?v=DkrEOBJGxEI

  2. Видеоролик № 2 https://www.youtube.com/watch?v=rG2k2Z8IO04

  3. Карточка № 1

Мой ответ (+/-)

Факты

Верный ответ(+/-)


1.Слово «этикет» произошло от слова «этикетка» - описание товара.



2.В первобытном обществе можно было легко выжить без правил этикета.



3.Рукопожатие у мужчин при встрече указывает на отсутствие в руке оружия.



4.Правило пропускать женщину вперед пришло к нам из первобытных времен, когда мужчина пропускал женщину вперед при входе в незнакомую пещеру, чтобы узнать, живут ли в этой пещере хищные звери.



5.Слово «спасибо» означает « спаси Бог»



6.Этикет придуман совсем недавно нашими современниками.




  1. Сведения из истории этикета

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные

правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. По-

жалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытном обществе.

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает

наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью

сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился

одновременно с возникновением первобытного человеческого общества

как необходимое условие его существования.

Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее»

говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях.

В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и

низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и

рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о

поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека:

учтивость и вежливость.

Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела

контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство,

естественно, отразилось на культурной жизни страны.

Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях»

Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения:

«Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим

отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь

в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда

бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, —

...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите

проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите

всякому при встрече доброе слово...»

Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга,

называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения,

поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям,

и слугам, и служанкам». Эта книга охватывала все стороны жизни людей

богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи,

прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как

встречать гостей и наносить ответные визиты и т. д.

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора

великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга

«Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, со-

бранное от разных авторов», в которой давались советы молодым

дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских

ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе -

всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие

манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших

нюансов, в любой стране они будут уместны.


  1. Карточка № 2

Правила работы группы:

  1. Составить план работы ( что мы будем делать, как мы будем делать, что понадобится для выполнения)

  2. Распределить роли ( организатор, писатель, чтец, докладчик)

  3. Презентация работы ( подготовка выступления )


Темы для работы в группах:

а)внешность(выбор одежды, костюма, уместность в различных ситуациях) б)речь( как мы говорим, о чем мы говорим, вежливые слова)

в)правила поведения за столом

г)правила поведения в общественных местах ( кино, театр, транспорт,кафе)

д)в гостях ( я иду в гости, гости приходят ко мне).