ОРКСЭ. Основы светской этики
Тема урока: Мысли и поступки. Слова и речь
Цель урока: Показать значимость для человека свободы мысли и возможности выбирать
Планируемые результаты
Предметные
Понимание возможности выбирать, морального выбора как результата сознательной деятельности человека.
Метапредметные
П. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Умение строить сообщения в устной и письменной форме. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Р. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
К. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов. Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
Личностные
Формирование понимания значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
Ход урока
1.Оргмомент
- Всё доброе и красивое находится внутри нас – в нашей душе. Я предлагаю взять друг друга за руку и с теплом руки передать товарищам самые добрые пожелания. Если они идут от чистого сердца, то обязательно сбудутся. Сегодня нам предстоит очень важная беседа. А вот о чём мы будем говорить, вы догадаетесь, прослушав рассказ.
2.Целеполагание
Летом пятиклассник Андрей пошел работать на животноводческую ферму. Его прикрепили к бабушке Марине — поварихе. Андрей помогал бабушке: воду носил, картошку чистил, дрова рубил, хлеб резал.
Весело, привольно работать летом в степи. Солнышко греет, ветер веет, птицы щебечут, можно в пруду искупаться, если бабушка разрешит.
Утром бабушка говорит Андрею:
— Пойди воды принеси. И такой тихий, добрый, ласковый голос у бабушки, что Андрей быстро берет ведро и бежит к колодцу. А колодец довольно далеко — у самого леса. Вытянет ведро воды и минут через десять принесет.
Но вот прислали на ферму еще одного работника — деда Карпа. Стал работать он сторожем.
Не понравился дед никому — ни бабушке Марине, ни Андрею. Молчаливый, хмурый. Однажды вечером Андрей попросил:
— Дедушка, расскажите сказку.
Дед что-то буркнул сердито, а потом сказал:
— Нечего тебе делать, сказку захотелось... Пойди воды принеси. Такими холодными и бессердечными были эти слова, что Андрей с большой неохотой пошел за водой. Вытащил полное ведро, сел возле колодца и долго сидел. Не хотелось возвращаться к деду Карпу.
Принес воду Андрей и сразу же побежал к бабушке Марине. Утром встал мальчик до восхода солнца. Начистил картошки. С нетерпением ждал, чтобы бабушка послала за водой. Наконец услышал тихие, ласковые слова:
— Пойди воды принеси.
Андрей побежал, быстренько вытащил воду и принес на кухню.
Обсудим прочитанное. Кто главные герои рассказа?
-Что с ними произошло?
-Почему поручения бабушки Марины Андрей выполнял охотно, а деда Карпа – нет?
-Как вы думаете, зависят ли наши поступки от мыслей и слов? Обоснуйте свой ответ.
Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока
Тема урока: Мысли и поступки. Слова и речь
Цель:
3. Работа по теме урока
-При помощи чего человек общается?
Речь позволяет людям общаться и выражать свои мысли. Она отражает внутренний мир человека, его намерения, желания, чувства. Если внимательно прислушаться к речи, то можно очень многое узнать о человеке.
- Как вы понимаете, что значит высказывание Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел»?
Красноре́чие (от рус. красный — «красивый» и речь) — умение говорить красиво, убедительно, умение заинтересовать человека своей речью, ораторские способности (природные или приобретённые).
Красноречивый человек –это человек, умеющий говорить красиво, вдохновенно, убедительно
Мысль — действие ума, разума, рассудка
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в пути встретим людей, живущих в разные времена и по разным законам, послушаем, что они говорят о связи мыслей и поступков. И первые, кого мы с вами встречаем – индейцы, жившие в далеком прошлом. Послушайте притчу:
Притча «Про волков»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы думаете, что значат слова старого индейца?
- А в вас тоже живут два волка?
- Есть ли люди, в которых сразу жил только один волк?
- Как же надо кормить волка, чтобы он победил?
Следующие, кого мы с вами встречаем – буддисты. Давайте откроем страницу 112 и прочитаем, что в их религии говорится о силе мысли и поступков.
Еще один интересный человек, которого мы встречаем – мальчик-ежик. Давайте послушаем, почему же он ежик?
«Ёжик» О.Высотская
Сережа очень нелюдим,
Ох, как бы подружиться с ним?
А, может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: «Ежик! »
Дай перочинный ножик.
А Коля крикнет всех смеша.
— Не уколитесь об Ежа!
Но Еж как будто глух и нем,
Сидит, не говорит ни с кем!
— Сережа, взять билет в кино?
А он сердито буркнет: «Нет!
— А на коньках пойдешь кататься?
— Нет, мама будет волноваться!
А вот уже под Новый год
Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже.
Что нет отца, а мать больна,
Давно уж не встает она.
И Ежик ходит за обедом,
И топит печь вдвоем с соседом.
И должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Сереже.
Решил Алеша: мы ему
Все вместе – ка поможем.
Друзья стучатся у дверей
— Открой, Сережа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
И сахар взяли заодно
А здесь в пакетиках – пшено!
Давай готовить ужин.
Сережа был сконфужен.
Уж не казался он Ежом,
Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошел,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить
Пожалуй, с целым светом.
Когда кому-то трудно жить —
Должны вы знать об этом!
- Скажите, подходящее ли прозвище дали Сереже?
- Была ли у него причина быть похожим на ежика?
- Почему он обманывал друзей?
- А как бы могла закончиться эта история, если бы не поступок Алеши?
Работа в группах
Познакомьтесь с высказываниями философов и выдержками из разных религиозных учений о словах, речах и поступках.
Какие общие мысли прозвучали в этих высказываниях?
5. Проверка полученных результатов.
- Откройте страницу 113, давайте прочитаем рассказ «Мальчик и Колокольчики Ландышей».
- Как вы думаете, почему мальчик так и не сорвал ландыши?
- Как защищались цветы? Какой единственной фразой они заставили мальчика передумать?
- Объясните, как вы понимаете смысл слов Л.Н.Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»?
Собери пословицы
Сначала мысли головой — затем слово молви.
Плохой поступок к хорошему не приведет.
Красив тот, кто поступает красиво.
Плохой поступок с мысли начинается.
Объясни значение пословиц
6. Подведение итогов, домашнее задание
Сегодня я узнал (а).
Я понял (а)…
Я почувствовал (а)…
Было интересно…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Урок дал моей жизни…
Летом пятиклассник Андрей пошел работать на животноводческую ферму. Его прикрепили к бабушке Марине — поварихе. Андрей помогал бабушке: воду носил, картошку чистил, дрова рубил, хлеб резал.
Весело, привольно работать летом в степи. Солнышко греет, ветер веет, птицы щебечут, можно в пруду искупаться, если бабушка разрешит.
Утром бабушка говорит Андрею:
— Пойди воды принеси. И такой тихий, добрый, ласковый голос у бабушки, что Андрей быстро берет ведро и бежит к колодцу. А колодец довольно далеко — у самого леса. Вытянет ведро воды и минут через десять принесет.
Но вот прислали на ферму еще одного работника — деда Карпа. Стал работать он сторожем.
Не понравился дед никому — ни бабушке Марине, ни Андрею. Молчаливый, хмурый. Однажды вечером Андрей попросил:
— Дедушка, расскажите сказку.
Дед что-то буркнул сердито, а потом сказал:
— Нечего тебе делать, сказку захотелось... Пойди воды принеси. Такими холодными и бессердечными были эти слова, что Андрей с большой неохотой пошел за водой. Вытащил полное ведро, сел возле колодца и долго сидел. Не хотелось возвращаться к деду Карпу.
Принес воду Андрей и сразу же побежал к бабушке Марине. Утром встал мальчик до восхода солнца. Начистил картошки. С нетерпением ждал, чтобы бабушка послала за водой. Наконец услышал тихие, ласковые слова:
— Пойди воды принеси.
Андрей побежал, быстренько вытащил воду и принес на кухню.
«Ёжик» О.Высотская
Сережа очень нелюдим,
Ох, как бы подружиться с ним?
А, может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: «Ежик! »
Дай перочинный ножик.
А Коля крикнет всех смеша.
— Не уколитесь об Ежа!
Но Еж как будто глух и нем,
Сидит, не говорит ни с кем!
— Сережа, взять билет в кино?
А он сердито буркнет: «Нет!
— А на коньках пойдешь кататься?
— Нет, мама будет волноваться!
А вот уже под Новый год
Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже.
Что нет отца, а мать больна,
Давно уж не встает она.
И Ежик ходит за обедом,
И топит печь вдвоем с соседом.
И должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Сереже.
Решил Алеша: мы ему
Все вместе – ка поможем.
Друзья стучатся у дверей
— Открой, Сережа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
И сахар взяли заодно
А здесь в пакетиках – пшено!
Давай готовить ужин.
Сережа был сконфужен.
Уж не казался он Ежом,
Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошел,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить
Пожалуй, с целым светом.
Когда кому-то трудно жить —
Должны вы знать об этом!
Собери пословицы
Сначала мысли головой — с мысли начинается.
Плохой поступок кто поступает красиво
Красив тот, к хорошему не приведет.
Плохой поступок затем слово молви.
Собери пословицы
Сначала мысли головой — с мысли начинается.
Плохой поступок кто поступает красиво
Красив тот, к хорошему не приведет.
Плохой поступок затем слово молви.
Собери пословицы
Сначала мысли головой — с мысли начинается.
Плохой поступок кто поступает красиво
Красив тот, к хорошему не приведет.
Плохой поступок затем слово молви.
Собери пословицы
Сначала мысли головой — с мысли начинается.
Плохой поступок кто поступает красиво
Красив тот, к хорошему не приведет.
Плохой поступок затем слово молви.
Собери пословицы
Сначала мысли головой — с мысли начинается.
Плохой поступок кто поступает красиво
Красив тот, к хорошему не приведет.
Плохой поступок затем слово молви.
Собери пословицы
Сначала мысли головой — с мысли начинается.
Плохой поступок кто поступает красиво
Красив тот, к хорошему не приведет.
Плохой поступок затем слово молви.
1."Тот, кто уверовал в Аллаха , пусть говорит только благое, либо хранит молчание.”
2."Чтобы человек стал достойным Мусульманином, речи его должны быть едины с сердцем, а сердце едино с речами. И дела его и слова должны быть едины».(Иса Пророк Мухаммад)
«Уста — это перо, которым пишет сердце»
4. «Какой человек жаждет прожить много лет, чтобы увидеть добро? Тот, который следует правилу: Храни свой язык от зла»(Царь Давид).
5.Слова обладают властью и зла, и добра. Когда слова и верные, и добрые, они способны изменить наш мир. Будда
6. Как для огня составляют пищу дрова и хворост, так для порочных пожеланий — слова. Поэтому не должно непременно высказывать все, что мы имеем в уме, но должно стараться удалять и из самого ума порочные пожелания и всякую постыдную мысль.( Иоанн Златоуст)