СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ 4 класс»

ОРКСЭ. Основы светской этики

Тема урока: Мысли и поступки. Слова и речь

Цель урока: Показать значимость для человека свободы мысли и возможности выбирать

Планируемые результаты

Предметные

Понимание возможности выбирать, морального выбора как результата сознательной деятельности человека.

Метапредметные

П. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Умение строить сообщения в устной и письменной форме. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Р. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов. Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

Личностные

Формирование понимания значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

Ход урока

1.Оргмомент

- Всё доброе и красивое находится внутри нас – в нашей душе. Я предлагаю взять друг друга за руку и с теплом руки передать товарищам самые добрые пожелания. Если они идут от чистого сердца, то обязательно сбудутся. Сегодня нам предстоит очень важная беседа. А вот о чём мы будем говорить, вы догадаетесь, прослушав рассказ.

2.Целеполагание

  • Летом пятиклассник Андрей пошел работать на животноводческую ферму. Его прикрепили к бабушке Марине — поварихе. Андрей помогал бабушке: воду носил, картошку чистил, дрова рубил, хлеб резал.

  • Весело, привольно работать летом в степи. Солнышко греет, ветер веет, птицы щебечут, можно в пруду искупаться, если бабушка разрешит.

  • Утром бабушка говорит Андрею:

  • — Пойди воды принеси. И такой тихий, добрый, ласковый голос у бабушки, что Андрей быстро берет ведро и бежит к колодцу. А колодец довольно далеко — у самого леса. Вытянет ведро воды и минут через десять принесет.

  • Но вот прислали на ферму еще одного работника — деда Карпа. Стал работать он сторожем.

  • Не понравился дед никому — ни бабушке Марине, ни Андрею. Молчаливый, хмурый. Однажды вечером Андрей попросил:

  • — Дедушка, расскажите сказку.

  • Дед что-то буркнул сердито, а потом сказал:

  • — Нечего тебе делать, сказку захотелось... Пойди воды принеси. Такими холодными и бессердечными были эти слова, что Андрей с большой неохотой пошел за водой. Вытащил полное ведро, сел возле колодца и долго сидел. Не хотелось возвращаться к деду Карпу.

  • Принес воду Андрей и сразу же побежал к бабушке Марине. Утром встал мальчик до восхода солнца. Начистил картошки. С нетерпением ждал, чтобы бабушка послала за водой. Наконец услышал тихие, ласковые слова:

  • — Пойди воды принеси.

  • Андрей побежал, быстренько вытащил воду и принес на кухню.

Обсудим прочитанное. Кто главные герои рассказа?

-Что с ними произошло?

-Почему поручения бабушки Марины Андрей выполнял охотно, а деда Карпа – нет?

-Как вы думаете, зависят ли наши поступки от мыслей и слов? Обоснуйте свой ответ.

Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока

Тема урока: Мысли и поступки. Слова и речь

Цель:

3. Работа по теме урока

-При помощи чего человек общается?

Речь позволяет людям общаться и выражать свои мысли. Она отражает внутренний мир человека, его намерения, желания, чувства. Если внимательно прислушаться к речи, то можно очень многое узнать о человеке.

- Как вы понимаете, что значит высказывание Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел»?

Красноре́чие (от рус. красный — «красивый» и речь) — умение говорить красиво, убедительно, умение заинтересовать человека своей речью, ораторские способности (природные или приобретённые).

Красноречивый человек –это человек, умеющий говорить красиво, вдохновенно, убедительно

 Мысль — действие ума, разума, рассудка

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в пути встретим людей, живущих в разные времена и по разным законам, послушаем, что они говорят о связи мыслей и поступков. И первые, кого мы с вами встречаем – индейцы, жившие в далеком прошлом. Послушайте притчу:

Притча «Про волков»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы думаете, что значат слова старого индейца?

- А в вас тоже живут два волка?

- Есть ли люди, в которых сразу жил только один волк?

- Как же надо кормить волка, чтобы он победил?


Следующие, кого мы с вами встречаем – буддисты. Давайте откроем страницу 112 и прочитаем, что в их религии говорится о силе мысли и поступков.

Еще один интересный человек, которого мы встречаем – мальчик-ежик. Давайте послушаем, почему же он ежик?

«Ёжик» О.Высотская

Сережа очень нелюдим,

Ох, как бы подружиться с ним?

А, может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: «Ежик! »

Дай перочинный ножик.

А Коля крикнет всех смеша.

— Не уколитесь об Ежа!

Но Еж как будто глух и нем,

Сидит, не говорит ни с кем!

— Сережа, взять билет в кино?

А он сердито буркнет: «Нет!

— А на коньках пойдешь кататься?

— Нет, мама будет волноваться!

А вот уже под Новый год

Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет

В подвальном этаже.

Что нет отца, а мать больна,

Давно уж не встает она.

И Ежик ходит за обедом,

И топит печь вдвоем с соседом.

И должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Сереже.

Решил Алеша: мы ему

Все вместе – ка поможем.

Друзья стучатся у дверей

— Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно

А здесь в пакетиках – пшено!

Давай готовить ужин.

Сережа был сконфужен.

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий.

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить

Пожалуй, с целым светом.

Когда кому-то трудно жить —

Должны вы знать об этом!

- Скажите, подходящее ли прозвище дали Сереже?

- Была ли у него причина быть похожим на ежика?

- Почему он обманывал друзей?

- А как бы могла закончиться эта история, если бы не поступок Алеши?

Работа в группах

Познакомьтесь с высказываниями философов и выдержками из разных религиозных учений о словах, речах и поступках.

Какие общие мысли прозвучали в этих высказываниях?

5. Проверка полученных результатов.

- Откройте страницу 113, давайте прочитаем рассказ «Мальчик и Колокольчики Ландышей».

- Как вы думаете, почему мальчик так и не сорвал ландыши?

- Как защищались цветы? Какой единственной фразой они заставили мальчика передумать?

- Объясните, как вы понимаете смысл слов Л.Н.Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»?


Собери пословицы

Сначала мысли головой — затем слово молви.

Плохой поступок к хорошему не приведет.

Красив тот, кто поступает красиво.

Плохой поступок с мысли начинается.

Объясни значение пословиц


6. Подведение итогов, домашнее задание

  1. Сегодня я узнал (а).

  2. Я понял (а)…

  3. Я почувствовал (а)…

  4. Было интересно…

  5. Меня удивило…

  6. Мне захотелось…

  7. Урок дал моей жизни…







































Летом пятиклассник Андрей пошел работать на животноводческую ферму. Его прикрепили к бабушке Марине — поварихе. Андрей помогал бабушке: воду носил, картошку чистил, дрова рубил, хлеб резал.

Весело, привольно работать летом в степи. Солнышко греет, ветер веет, птицы щебечут, можно в пруду искупаться, если бабушка разрешит.

Утром бабушка говорит Андрею:

— Пойди воды принеси. И такой тихий, добрый, ласковый голос у бабушки, что Андрей быстро берет ведро и бежит к колодцу. А колодец довольно далеко — у самого леса. Вытянет ведро воды и минут через десять принесет.

Но вот прислали на ферму еще одного работника — деда Карпа. Стал работать он сторожем.

Не понравился дед никому — ни бабушке Марине, ни Андрею. Молчаливый, хмурый. Однажды вечером Андрей попросил:

— Дедушка, расскажите сказку.

Дед что-то буркнул сердито, а потом сказал:

— Нечего тебе делать, сказку захотелось... Пойди воды принеси. Такими холодными и бессердечными были эти слова, что Андрей с большой неохотой пошел за водой. Вытащил полное ведро, сел возле колодца и долго сидел. Не хотелось возвращаться к деду Карпу.

Принес воду Андрей и сразу же побежал к бабушке Марине. Утром встал мальчик до восхода солнца. Начистил картошки. С нетерпением ждал, чтобы бабушка послала за водой. Наконец услышал тихие, ласковые слова:

— Пойди воды принеси.

Андрей побежал, быстренько вытащил воду и принес на кухню.















«Ёжик» О.Высотская

Сережа очень нелюдим,

Ох, как бы подружиться с ним?

А, может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: «Ежик! »

Дай перочинный ножик.

А Коля крикнет всех смеша.

— Не уколитесь об Ежа!

Но Еж как будто глух и нем,

Сидит, не говорит ни с кем!

— Сережа, взять билет в кино?

А он сердито буркнет: «Нет!

— А на коньках пойдешь кататься?

— Нет, мама будет волноваться!

А вот уже под Новый год

Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет

В подвальном этаже.

Что нет отца, а мать больна,

Давно уж не встает она.

И Ежик ходит за обедом,

И топит печь вдвоем с соседом.

И должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Сереже.

Решил Алеша: мы ему

Все вместе – ка поможем.

Друзья стучатся у дверей

— Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно

А здесь в пакетиках – пшено!

Давай готовить ужин.

Сережа был сконфужен.

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий.

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить

Пожалуй, с целым светом.

Когда кому-то трудно жить —

Должны вы знать об этом!























Собери пословицы

Сначала мысли головой — с мысли начинается.

Плохой поступок кто поступает красиво

Красив тот, к хорошему не приведет.

Плохой поступок затем слово молви.


Собери пословицы

Сначала мысли головой — с мысли начинается.

Плохой поступок кто поступает красиво

Красив тот, к хорошему не приведет.

Плохой поступок затем слово молви.



Собери пословицы

Сначала мысли головой — с мысли начинается.

Плохой поступок кто поступает красиво

Красив тот, к хорошему не приведет.

Плохой поступок затем слово молви.


Собери пословицы

Сначала мысли головой — с мысли начинается.

Плохой поступок кто поступает красиво

Красив тот, к хорошему не приведет.

Плохой поступок затем слово молви.



Собери пословицы

Сначала мысли головой — с мысли начинается.

Плохой поступок кто поступает красиво

Красив тот, к хорошему не приведет.

Плохой поступок затем слово молви.



Собери пословицы

Сначала мысли головой — с мысли начинается.

Плохой поступок кто поступает красиво

Красив тот, к хорошему не приведет.

Плохой поступок затем слово молви.



1."Тот, кто уверовал в Аллаха , пусть говорит только благое, либо хранит молчание.”


2."Чтобы человек стал достойным Мусульманином, речи его должны быть едины с сердцем, а сердце едино с речами. И дела его и слова должны быть едины».(Иса Пророк Мухаммад)


  1. «Уста — это перо, которым пишет сердце»


4. «Какой человек жаждет прожить много лет, чтобы увидеть добро? Тот, который следует правилу:  Храни свой язык от зла»(Царь Давид).



5.Слова обладают властью и зла, и добра. Когда слова и верные, и добрые, они способны изменить наш мир. Будда

6. Как для огня составляют пищу дрова и хворост, так для порочных пожеланий — слова. Поэтому не должно непременно высказывать все, что мы имеем в уме, но должно стараться удалять и из самого ума порочные пожелания и всякую постыдную мысль.( Иоанн Златоуст)