СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ " Добро и зло"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке формируются представления детей о добре и зле.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ " Добро и зло"»

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»


МОДУЛЬ «Основы светской этики»








Тема урока: Добро и зло
















Учитель: Фетисова Татьяна Алексеевна













Цель:

Создать условия для формирования у детей представления о добре и зле.


Задачи:

  • Создать условия для раскрытия смысла понятий «добро» и «зло»;

  • Формировать личностные качества у учащихся: уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, умение различать добро и зло, развивать – духовно – нравственный потенциал учащихся;

  • Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;

  • Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу

Примерные результаты

Личностные

    • способность к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Метапредметные

Регулятивные

  • планирование своих действий для реализации задач урока;

  • выбор способов и приемов для решения поставленных задач;

  • использование правил при создании речевого высказывания.

Познавательные

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • умение находить, характеризовать, анализировать, сравнивать;

  • умение осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Коммуникативные

  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в группе;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Тип деятельности: учебная

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, весы, таблички с понятиями добра и зла, видеоролик «Доброта держит мир на плаву», чистые листы бумаги и карандаши, карточки с написанными словами – чувствами

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

Организация деятельности учащихся, психологический настрой.


Включаются в учебную деятельность, получают эмоциональный настрой.


Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:

« Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!»

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.


Включение в учебную деятельность происходит через прием: доброе пожелание.

2

Введение в проблему урока

Просмотр видеоролика

« Доброта держит мир на плаву»




- Рекламный ролик.



- Не продукт, рекламируют качество личности – доброту?




Высказывают предположения.

Сейчас вы увидите видеоматериал. Просмотрев его, попытайтесь ответить на вопрос, что вы просмотрели (видеосюжет, видеоролик, фильм, мультфильм или рекламу?)


Если это реклама, то, что она рекламирует, какой продукт?



Это социальная реклама. А почему вдруг в нашем обществе возникла необходимость рекламировать человеческие качества?

Создать у учащихся проблемную ситуацию – мотив для изучения нового учебного материала.


3

Постановка учебной задачи 



- О добре и доброте.




Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным


План работы: (слайд 2)
1.Будем искать ответы на вопросы
2. Обсудим различные ситуации
3.Сделаем вывод


О чем же мы будем говорить на уроке?

А кто назовет антоним к слову «добро»?

Тема нашего урока « Добро и зло» (слайд 1)

Почему, по-вашему, слово добро написано белым цветом, а слово зло – черным?





Как мы построим свою работу?


В сотрудничестве с учителем ставятся учебные задачи, планируют работу на уроке

4





















































































































5

Решение учебной задачи 




















































































































Первичное закрепление 












- В учебнике, словаре




Работают со словарем







Представляют итог групповой работы





























Добрый человек — это тот, кто Добрый человек любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.


Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек. Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

- Отрицательное качество, человек ожесточается, зло толкает его на плохие поступки. Слова, схожие по смыслу со словом «зло» - худо, лихо, плохо.









Стр. 108-110 учащиеся читают текст и отвечают на вопрос





































Добро перевешало зло. Вот так и должно быть.

Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.









Составь пословицы.


Худо тому

железные ворота открывают.


Злоба

само себя хвалит

Доброе дело

лишает человека силы

Добрые слова

и кошке приятно

За недобрым пойдешь

кто добра не делает никому

Доброе слово

на беду набредешь




Жизнь дана на

Злое калечит

Доброе слово лечит, а

А его добрые дела

За добро

Говори смело

Про доброе дело

Добром плати

Не одежда красит человека,

Добрые дела



Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.


Где мы можем узнать определение понятий добра и зла?

Работа в группе

  1. Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло, работают со словарями Ожегов.

  2. Нарисуйте условное изображение лица человека. Подумай, что в лице человека говорит о его доброте, зле?


(слайд 3-4)

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – это намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, страданий.

- Послушайте притчу. (слайд 5)

Индейская притча: О двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как понимаете ответ старого индейца?

- Какого человека мы называем добрым?













- Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?










- Что такое зло?

Как вы относитесь к злым людям?

Какое отношение они у вас вызывают?

В мире всё закономерно -
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернётся непременно


Как вы думаете, всегда ли понятие о добре и зле были такими, как сейчас? Почему? На этот вопрос вам поможет найти ответ информация из учебника.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром. (слайд 6)

Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло. (слайд 7)

В исламе считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал следовать путем добра и справедливости.

В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних. (слайд 8-9)

- Чего больше в мире добра или зла?

Нам помогут это понять весы. На одну чашу мы будем класть зло, а на другую добро и посмотрим, что перевесит.(таблички: жадность, верность, война, любовь, жестокость, преданность, ложь, радость, клевета, верность, счастье, горе, зависть, предательство, честность, отзывчивость, милосердие, сострадание, забота)

Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?

Люди издавна стремились к добру и отвергали зло. Это отражено в пословицах, которые передавались из поколения в поколение. А знаете ли вы эти пословицы?

Работа в парах.


Соберите пословицы:

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Добрые слова и железные ворота открывают.

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).


(слайд 10)


Кого вы считаете самыми близкими людьми? Всегда ли мы дарим добро самым близким людям? А как определить, когда нужно делать доброе дело?

Работа с учебником стр. 110-111

Обсуждение прочитанного. С кем из героев рассказа вы согласны?











Цель: развитие коммуникативности, повышение интереса к процессу обучения, развитие логического мышления и речи, приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.


6

Физминутка



А теперь немного отдохнем

Игра « Топаем-хлопаем»

Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.

Приготовились.

  • Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.

  • Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

  • Старшие ученики обижают младших.

  • Ученики дарят цветы учительнице.

  • Ребёнок помогает маме в работе по дому.

  • Отнять у младшего деньги.

  • Ударить ногой собаку.

  • Помочь однокласснику в учебе.

  • Помирить поссорившихся друзей.

  • Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.

  • Отвести домой заболевшего друга.



7

Включение знаний в систему









Обсуждают, делают выводы






















Записывают утверждения, представляют результат работы в группе

Работа в группах.

Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело.

Задание 1

Ситуация 1.

Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.


Ситуация 2.

Однажды старушка – соседка попросила мальчика Дениса купить хлеба и кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

Задание 2

(Рабочая тетрадь «Основы светской этики» Н.Ф. Виноградовой)

Переделайте вопросы в утверждения.

Должен ли человек заботиться только о деньгах, благах, почестях? Оставит ли он после себя добрую память?



- Послушайте притчу и подумайте, чему она нас учит?

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так добро отплатило Злу за зло – добром.

- Чему же учит эта притча? Как вы ее понимаете?

Есть такие замечательные слова.

Они принадлежат Василию Осиповичу Ключевскому. Это известный российский академик, историк.

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»

(В.О. Ключевский). (слайд 11)

Как вы понимаете эти слова? Подходят ли они к услышанной притче?




8

Рефлексия

Мы сегодня много говорили о понятиях Добро и Зло.



Добро и зло – нравственные ценности человечества, нужно делать так, чтобы вокруг нас было только добро


С какими новыми понятиями работали сегодня?

К какому выводу мы с вами пришли?

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Что вы сможете рассказать родителям о добре и зле?

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.


Доброта ходит по кругу. А мы в нашем кругу выскажет свои эмоции, чувства, мысли, дополнив данные высказывания. (слайд 12)

(сегодня я узнал…было интересно…

было трудно…я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…

я почувствовал, что…я приобрел…

я научился…у меня получилось …

я смог…я попробую…

меня удивило…урок дал мне для жизни…

мне захотелось…я познакомился с ...

было непросто ...я добился ...

у меня получилось ...хотелось бы ...

мне запомнилось ...я попробую ..).









Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса

9

Домашнее задание


1)Написать сочинение «Добро и зло в русских народных сказках».

2) Заполните лепестки «Цветка ДОБРОТЫ»

с воими добрыми поступками и делами, которые, вы, совершите за неделю до следующего урока.



Домашнее задание по предмету ОРКСЭ носят творческий характер.