Организация начала урока (определение опасений и ожиданий) | Приветствие. Придумано кем - то просто и мудро При встрече здороваться : «Доброе утро!» «Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!» И каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера! - Ребята, перед началом урока прошу обозначить свои опасения и ожидания от урока - поднимите смайлики, которые выражают ваше настроение в начале урока - вспомним правила работы в группах | Ответы детей Показывают смайлики |
Проработка содержания темы актуализация знаний | А что такое добро и зло? Давайте узнаем, какое значение этих слов дано в толковых словарях Какого человека называют добрым? «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит ….» Айболит добрый потому, что сидит под деревом? А если под дерево посадить Бармалея, он станет добрым? О том, какой человек говорят его поступки. Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека. Придумайте на каждую букву слова “зло” слова, обозначающие отрицательные качества характера человека. | Мнения детей Работа со словарями. Ответы детей Работа в тетрадях |
Изучение нового материала | Вопрос добра и зла издревле волновал людей. Люди всегда стремились к добру и ненавидели зло. В каких литературных произведениях устного народного творчества рассказывается о борьбе добра и зла? (физкультминутка «Сказочные персонажи» Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики ) Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. Предлагаю вам сейчас поработать с пословицами. (карточка № 2 « Собрать пословицу») Проверка. Объясните смысл одной из пословиц. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. -Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить. Игра «Доскажи словечко» ( фронтальная работа; ответы хором, вслух) - Растает даже ледяная глыба От слова теплого…(щелчок).(спасибо) - Зазеленеет старый пень, Когда услышит.. (щелчок).( (добрый день) - Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь…(щелчок).(. (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, Говорим …(щелчок).( (извините, пожалуйста) И во Франции, и в Дании На прощанье говорят …(щелчок).( (до свидания) Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела. Ситуация 1.: Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось. Ситуация 2. Однажды старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его. Добрыми должны быть не только поступки, но и слова и мысли. Добрые дела должны совершаться бескорыстно. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло" нежность, забота, взаимовыручка, верность, зависть, неумение выполнять обещание, эгоизм, лень, грубость, любовь Приведите свои примеры | Ответы детей. Работа с карточкой № 2. Ответы детей Ответы детей Анализируют ситуации, делают выводы. Работа в группах и у доски Ответы детей |
| - Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? - Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? - На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). - А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить). - Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку»). - Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. | Заполняют «капельки» и кладут на весы |