Аблямитова Нажие Аджихалиловна
Учитель крымскотатарского языка и ОРКСЭ
ГБОУ СОШ №46 г. Севастополя
Класс: 4
План-конспект урока по ОРКСЭ в 4-А классе
Тема: «В развитии добрых чувств, творение души»
Цели:
Образовательная:
-Обучение анализу жизненных ситуаций, нравственных форм поведения.
Развивающая:
-Развивать умения анализировать собственные поступки, обогащать словарный запас.
Воспитательная:
-Воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, стремление совершать добрые дела.
Оборудование: Презентация, 2 ромашки, мультик «Как Коксик о душе узнал».
Ход урока:
Орг.момент
(звучит музыка из мультфильма «Улыбка»)
У.-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Улыбнитесь друг другу. От нашей песенки стало и на душе радостно, тепло.
(Дети занимают рабочие места)
У.-Ребята, покажите смайликом мне свое настроение.
Актуализация знаний
(Звучит музыка Л.В.Бетховен «Лунная соната», в этот момент читается отрывок из стихотворения) (2 слайд)
Птице невозможно жить без крыльев
Человеку – невозможно без души!
Кто ни разу не мечтал о звёздах,
Не поймёт, чем звёзды хороши.
Человеку многое по силам!
И не зря душа ему дана.
Он способен стать счастливым!
Он способен делать чудеса!
Все свои тревоги и сомненья
Человеку просто разрешить:
Надо оставаться человеком!
И в ладу с Душою своею жить!
Когда душою человек живёт,
Ему доступны чудеса любые!
Он свет души другим несёт
И с ним становится
Светлее в этом мире! (Маргарита Дементьевна)
У.-Что хотел сказать автор этих слов?
О.-Внутри у человека есть душа, о которой нужно помнить всю жизнь.
У.-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Ответы детей (3 слайд)
О.-В развитии добрых чувств, творение души.
У.-Ребята, как вы думаете, что развивает нашу душу?
О.-Добрые поступки
Работа по теме урока
У.-Послушайте, пожалуйста, рассказ - загадку попробуйте понять, о чем идет речь?
Рассказ-загадка «Чудный домик» К.Д.Ушинский
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днем, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук - и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме и обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днем отпираются.
В доме живет невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдет хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
У.-Ребята, о ком же всё-таки была загадка?
О.-О человеке.
У.-Давайте разгадаем данные слова из загадки. (Слайд 4)
Хозяйка д__а
Домик т__о
Эконом с____е
Зала л____е
Ставни (окошечки) г___а
У.-Как вы считаете, что же является главным в этом чудном домике?
О.-Главное в домике-это душа, без которой тело было бы мертвым, не могло бы чувствовать.
У.-Чтобы душа была в порядке, нужно оберегать ее, совершать благие поступки.
У.-Итак, у каждого человека есть видимое тело, и невидимая душа. Они должны научиться жить вместе.
У.-Ребята, а у вас есть душа?
Ответы детей.
У.-Кто-то думает, что душа находиться в пятках, в сердце, в теле или даже в голове. А где живет ваша душа?
Ответы детей.
У. –Душа – суть человека, его внутренний мир.
У.-А что же такое душа, найдите определение в учебнике на с.49
У.-Ребята, с помощью прилагательных опишите, какая может быть душа у человека.
(На доске ромашка, на лепестках которой они их записывают. Например: отзывчивая, трусливая, огромная, открытая, жестокая, завистливая, добрая).
У.-Какие качества вы бы взяли для своей души?
(Ответы детей)
У.-Ребята, попробуйте заглянуть в душу и определить какая она.
Игра «Продолжи предложения» (5 слайд)
Я плачу, когда…….
Я смеюсь, когда…..
Я радуюсь, когда……
На доске вторая ромашка: Душа поет, плачет, ликует, скорбит (каждое на отдельном лепестке).
У.-Как вы понимаете выражение «душа поет»?
(Ответы детей)
У.-Как вы понимаете выражение «душа плачет»?
(Ответы детей)
У.-Как вы понимаете выражение «душа ликует»?
(Ответы детей)
У.-Как вы понимаете выражение «душа скорбит»?
(Ответы детей)
У.-Как вы думаете как связаны понятия душа и духовность?
У.-Найдите в тексте на с.49. (Записываем определения)
У.-Человек душевный, т.е. с душой - это добрый человек.
У.-А что значит бездушный человек?
У.-Как вы понимаете выражение «близкие по духу»? (с.51)
Получается, что близкие по духу люди близки по своему внутреннему миру. А что же такое духовность? Итак, духовность – это направленность души на высокие смыслы жизни. Записываем это понятие в свою тетрадь. Духовность – это то, что скрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека, и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно. Такая душа вбирает в себя все доброе.
Давайте немного отдохнем. Встанем, представим, что душа у нас огромная и добрая и нам хочется поделиться этой душевной добротой со всеми и мысленно дарим тепло души (дети поднимают руки, разводят их по сторонам, рисуя сердце, как бы даря душевную теплоту). Спасибо, садитесь.
Закрепление материала (6 слайд)
У.-А сейчас такое задание: «Чем вылечить болезни?» (Подобрать антонимы)
Ненависть - (любовь)
Ложь - (правда)
Жадность - (щедрость)
Раздражительность - (спокойствие)
Зависть - (Милосердие)
Проверяем по презентации.
Итог. Рефлексия.
У.-Есть в нашем мире что-то такое, что нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать?
О.-Да, это душа человека.
У.-А что же красит душу человека?
О.-Добрые поступки.
У.-На доске изображено дерево. Если урок вам понравился, и вы усвоили материал, прикрепите яблочко, если урок вам не понравился или вы что-то не усвоили, то цветочек.
У.-Давайте посмотрим мультфильм, который называется «Как Коксик о душе узнал» и узнаем, правильно ли мы сегодня размышляли о душе.
(Просмотр мультфильма)
Чтение рассказа В.А.Сухомлинского (с.50).
О том, что значит быть человеком поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание: найти изречение мыслителя о красоте души и записать его в тетрадь.
Ребята, наш урок подошел к концу и я хочу вам пожелать духовного роста и всего наилучшего. Спасибо за урок.
Список источников:
- Шемшурина А.И. 4 кл. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник. – М: Просвещение, 2017. – 159 с.
https://allatravesti.com/o_dushe_stihi (стихотворение)
https://www.youtube.com/watch?v=JarDNeSPxbQ (мультфильм)
https://quotesbook.info/parables/writing/CHudnyjj-domik (загадка)