СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСиЭ "Икона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСиЭ "Икона"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Чаадаевка

Пензенская область







Ерофеева Анжелика Константиновна - учитель начальных классов





Номинация: «Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательного учреждения»





Тема урока: «Икона» ( урок №15)





Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

















Цель урока:

Углубление знаний об иконе и её роли в православной культуре; освоение основных понятий урока

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Через прикосновение к вечным ценностям воспитание в учениках доброты, одухотворенности;

  • Расширение словарного запаса и кругозора учащихся.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

  • Формирование умения отличать иконы от картин (познавательные УУД);

  • Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

  • Формирование умения работать в статичных группах (коммуникативные УУД);

  • Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).



Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Освоение знаний по теме «Икона»;

  • Продолжение работы по анализу произведений искусства;

- познакомить учащихся с особенностями иконы и её отличиями от картины;

- уяснить, что свет – основа иконописания;

- воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.

Предварительная подготовка у уроку учащихся:

- сообщения об иконописцах

Оборудование урока: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, ЭОР (электронная презентация), ЦОР («Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов», толковые словари, энциклопедии, раздаточный материал - репродукции картин – портретов и икон.

План урока с хронометражем:


1. Мотивация учебной деятельности. ( 3 мин)

2. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.( 3 мин)

3.Решение проблемы, открытие новых знаний. (Работа в группах)(27мин)

4. Выполнение продуктивных заданий по теме.(5 мин)

5. Рефлексия.( 3 мин)

6.Итог урока. (4 мин)



Ход урока

( класс делится на 4 группы)

  1. Мотивация учебной деятельности. ( cлайд 2)


А есть еще одна закладка
от Бога в памяти людской:
святые лики в наших храмах
с их неземною чистотой.

Так не похожи на портреты,
они заказаны Творцом,
дающим счастье простым смертным
писать Божественным перстом.

В них только дух, не видно тела.
Портрет магической души
любовью к людям беспредельной
сияет в храмовой тиши.

Учитель: О чем идет речь в стихотворении Таисии Феврониной?

Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь – по окончании земной жизни.

Икон на Руси всегда было много: и в храме, и дома, и в дорогу брали с собой иконы, и на груди вместе с крестом нередко носили маленькую иконку, как говорят в народе – «образок». И если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то язык иконы понимал каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать». Потому что они не только показывают, они и рассказывают, и объясняют. Просто они повествуют и раскрывают священную историю особым языком.

2. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Учитель: урок сегодня мы посвятим символам христианства – иконам.

Какие бы вы вопросы задали по этой теме ? (- Что такое икона?

- Как появилась первая икона?

- Чем отличается икона от картины?

- Кому и о чем молятся православные христиане, стоя перед иконами?)

3.Решение проблемы, открытие новых знаний. (Работа в группах)

1 задание:

1 группа – в словаре Ожегова найти определение «Икона»

2 группа – в большой энциклопедии найти определение «Икона»

3 группа - В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова

4 группа – в сети интернет

( Выслушиваются ответы групп. ) ( слайд 3)

Учитель: В стихотворении есть такие строки: Так не похожи на портреты….

Давайте сейчас выполним такое задание - разделите репродукции на две группы.(приложение 1)

(Каждая группа детей объясняет, почему они сделали такой выбор.)
Учитель: Есть ли различие между иконами и картинами?

- В чём оно состоит? (на картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории).

2 задание:( работа по учебнику стр 52-55)

1 группа – объясните значение слов нимб, лик иконы, фреска ( слайд 4)

2 группа – изучить символику иконы: жесты, вещи, цвет, перспектива, архитектура ( слайд5)

3 группа - зачем нужны иконы? ( слайд6)

4 группа – как появились иконы? ( слайд 7)

Учитель: Что же стоит за словом «икона»? (проверка групповой работы)

3 задание: разделить репродукции икон на 4 группы по сюжету. ( приложение 1)

Учитель: какие группы у вас получились ( иконы с изображением Христа, Божьей Матери, Святых, Христианских событий)

Беседа с учащимися: ( слайд 7)

Учитель:

- Какие иконы вам запомнились при посещении храма?

- Какие иконы вы знаете?

- Есть ли иконы у вас дома и где они находятся?

- Видели ли вы фрески и где?

Какое настроение (спокойное, умиротворенное, светлое, грустное) возникает у вас, когда вы смотрите на икону?

4 задание:Самые известные иконописцы.

Сообщения учащихся (было дано опережающее задание).


1 группа: Феофан Грек (XIV век). ( слайд 8)

2 группа: Андрей Рублёв (XIV век). ( слайд 9)

3 группа: Дионисий (XVI век). ( слайд 10)

4 группа: Даниил Черный (XIIV век). ( слайд 11)

Учитель: Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил

молитву Богу, испрашивая у него благодати за свои труды.


4. Выполнение продуктивных заданий по теме. ( приложение 2)

Каждая группа заполняет таблицу:

вопросы

картина

икона

1. Какова главная задача?



2. Как показан свет?



3. Каким бывает фон?



4. Нимб - золотой круг вокруг головы.



5. Задний план и линия горизонта.



6. Лик и глаза



Проверка заполнения таблицы ( слайд 12)

5. Рефлексия.

- Что вы расскажете о сегодняшнем уроке?

- Как вы объясните значение слова «икона»? В чем отличие иконы от картины?

- Кому и чему молятся православные христиане, стоя перед иконой?

6.Итог урока.

Сегодня мы заглянули в прекрасный мир иконописи.

Иконы нам не только показывают, они и рассказывают, и объясняют, они повествуют и раскрывают священную историю особым языком.

Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, почувствовать радость мира и согласия.

Домашнее задание: рассмотреть домашние иконы, рассказать об одной ( откуда появилась? Что на ней изображено?). ( слайд 15)

Источники информации:

  • Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

  • Основы православной культуры. 4-5 класс. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев (1CD)

  • Методическое обеспечение экспериментальных уроков
    по Основам православной культуры для 4-5 классов

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons

  • Православный календарь

http://days.pravoslavie.ru/Images/im304.htm

  • Православная Русская икона, реставрация икон, правила иконописи.

http://www.icon-art.narod.ru/

  • Википедия

ru.wikipedia.org/wiki

  • Давайте поиграем

http://sheronova.boom.ru/ikona/tvor.htm

  • Сайт о семье и браке

http://fevronina.ru/tag/stixi-ob-ikona

приложение 1.



Приложение 2.

вопросы

картина

икона

1. Какова главная задача?



2. Как показан свет?



3. Каким бывает фон?



4. Нимб - золотой круг вокруг головы.



5. Задний план и линия горизонта.



6. Лик и глаза