СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок основ религиозных культур и светской этики на тему "Ростки нравственного опыта поведения"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок основ религиозных культур и светской этики на тему "Ростки нравственного опыта поведения"»

Конструкт урока по основам религиозных культур и светской этике

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения»

Студентки 36 группы

Овчинниковой Дарьи Владимировны

Дата: 29.04.2020 г.

ОУ: МБАОУ СОШ №38

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Методист: Кадочникова Ольга Владимировна Подпись___________

Тема: Ростки нравственного опыта поведения

Планируемый результат:

Личностный: демонстрируют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям)

Предметный: знают определения понятий: доброжелательность, доброта, чувство, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство, нравственность; знают правила нравственного опыта поведения и ростки нравственного поведения; знакомы с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение.

Задачи:

Воспитательная: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям)

Образовательная: познакомить с определениями понятий: доброжелательность, доброта, чувство, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство, нравственность; познакомиться с правилами нравственного опыта поведения и ростками нравственного поведения; познакомиться с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение.

Цель: формирование коммуникативных УУД (готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности) по средствам знакомства с правилами нравственного поведения.

Принципы воспитания и обучения:

  • Принцип гуманизма

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип связи труда с жизнью

Методы воспитания и обучения:

  • Методы формирования сознания: беседа.

  • Методы стимулирования: поощрение.

  • По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

  • Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

  • Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, в парах, в группах.

Оснащение:

  • Демонстрационные: мультимедийная презентация, аншлаги, аншлаг с изображением дерева.

  • Индивидуальные: пенал, дневник, лист, карточки.

Тип урока: открытие нового знания и способа действия

Структура:

  1. Организационный этап (5 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий (5 мин.)

  3. Выявление проблемы (3 мин.)

  4. Физминутка (3 мин.)

  5. Решение проблемы (8 мин.)

  6. Первичное закрепление (15 мин.)

  7. Рефлексия (4 мин.)

Итог (40 мин.)

Информационные источники:

  1. ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.

  2. Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. И. Шемшурина. — М. : Просвещение, 2015. — 78 с. — ISBN 978-5-09-032800-5.

Макет доски


29 апреля

Классная работа


Дерево

Тема урока:

Задачи урока:

Ход урока

Этап, задача

Методы и приемы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

1. Организационный этап

Задача: Воспитательная: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Развивающая: развивать: коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог).

Методы формирования сознания: беседа.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.


- Здравствуйте, ребята, напомню, что меня зовут Дарья Владимировна и сегодня урок основ религиозных культур и светской этики проеду у вас я.

- Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

– Проверим готовность к уроку у вас на парте должен лежать пенал, дневник, белый лист у каждого. Вижу все готовы.

- Садитесь пожалуйста.

- Что вы видите на доске? (дерево)

- Какое оно?

- В какое время года мы можем увидеть именно такое дерево?
- Деревья, как и другие растения меняют свой облик со сменой времени года.
- Сегодня у нас есть возможность пронаблюдать это. Как - мы узнаем чуть позже. А сейчас закройте глаза, сядьте удобно, расслабьтесь. Я буду описывать изменения, происходящие в природе с приходом весны. А вы постарайтесь представить, как изменится облик дерева

Не успел сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень. Тоненькие росточки упорно тянутся к солнцу. Вскоре все покроется зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухли, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Еще день-два, и деревья покроются нежной зеленью. Вначале это чуть заметный налет, а потом листья начинают расти все смелее и смелее, увеличиваются почти на глазах. Еще мгновение — и деревья оденутся в пышные кроны. Зеленый цвет сменят бледность зимы.

- Открывайте глаза, кто хочет поделиться со всеми, какое дерево он представил?

- Ребята, наше дерево состоит из множества ростков, которые при правильном уходе будут только увеличиваться и расцветать, так же и мы с вами, если мы будет выполнять определенные правила, обладать положительным качествами, то ростки наших качеств будут все больше и ярче для всех окружающих и нас самих.

- Я очень рада вас всех видеть, желаю успешной учебы

Личностный: демонстрируют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог).


2. Актуализация опорных знаний и способов действий

Задача: Развивающая: развивать: коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям)

Образовательная: познакомить с определениями понятий: доброжелательность, доброта, чувство, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.

Методы формирования сознания: беседа.

Методы стимулирования: поощрение.

По источнику получения знаний: словесные, практические.

Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.


- Скажите, пожалуйста, какой раздел вы начали изучать? (Посеешь поступок — пожнёшь характер)

- Для того, чтобы вспомнить о том, с чем вы познакомились на прошло уроке, я предлагаю вам работу в парах на карточках. На карточке 2 столбика, в 1 столбике будет определение понятия, а во втором само понятие, вам нужно соотнести определения понятий. Поднимите руку, кому понятно задание.

Доброжелательность – желание другим добра

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Чувство юмора - способность воспринимать и запомнить смешное и воспроизводить его в нужное время и в нужном месте

Общительность - потребность в общении, внутреннее стремление к общению с другими людьми.

Воспитанность - знание правил поведения в обществе, приобретенные в результаты «хорошего воспитания»

Терпимость к недостаткам других людей – толерантность

Справедливость - моральное правило, регулирующее отношение между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний.

Чувство собственного достоинства - моральное правило, регулирующее отношение между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний

Благородство - способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других.


Доброжелательность


Доброта


Чувство юмора


Общительность


Воспитанность


Терпимость к недостаткам других людей


Справедливость


Чувство собственного достоинства


Благородство

Знание правил поведения в обществе, приобретенные в результаты «хорошего воспитания»


Толерантность


Человек верит в собственную ценность и способности, уверен в себе


Желание другим добра


Моральное правило, регулирующее отношение между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний


Способность воспринимать и запомнить смешное и воспроизводить его в нужное время и в нужном месте


Потребность в общении, внутреннее стремление к общению с другими людьми.


Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим


Способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других.

- Сейчас на слайде появится правильный вариант соотнесения. Для этого возьмите простой карандаш и поставьте + если вы были правы, - если не правы.

- Поднимите руку те, у кого ни 1 минуса, у кого 2 минуса? Отлично, похлопаем ребятам, остальным желаю быть более внимательными.

- Ребята, для чего нам эти понятия?

- Как они нам могут пригодиться в жизни?

- Вы правы, данные понятия нам нужны для того, чтобы правильно держать себя в обществе людей, при общении с ними и ни смотря ни на что уважать себя и свой выбор.

- Молодцы, я вижу вы прекрасно изучили тему прошло урока и готовы к изучению новой темы.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям)

Предметный: знают определения понятий: доброжелательность, доброта, чувство, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.


3. Выявление проблемы

Задача: Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей).

Методы формирования сознания: беседа.

Методы стимулирования: поощрение.

По источнику получения знаний: наглядные, словесные.


- Для того, чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам прочитать определения великих людей на слайде

- Что объединяет все эти высказывания? (о нравственности)

- Верно, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будет говорить? (о нравственном поведении)

- Верно, я предлагаю вам определить следующую тему урока «Ростки нравственного опыта поведения»

- Как вы понимаете эту тему?

- Как вы думаете, над какими понятиями в теме мы будет работать?

- Как вы думаете какие задачи мы поставим на урок?

- На основе враз представленных на доске, сформулируйте задачи урока.

1. нравственное поведение

2. опыт нравственного поведения

3. ростки нравственного поведения и фундаментальное отношение

1. Вспомнить, что такое нравственное поведение

2. Проанализировать опыт нравственного поведения

3. Выяснить, что нужно сделать, чтобы ростки нравственного опыта поведения стали фундаментом отношений.

- Я желаю вам продуктивного решения всех задач

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей)

Физминутка


- Я предлагаю вам встать и размяться

- На раз поднимите руки вверх, на 2 согните левую ногу, на 3 опускаем ногу, на 4 руки.

- На раз поднимает руки вверх, на 2 сгибаем правую ногу, на 3 опускаем правую ногу и левую руку. На 4 опускаем правую руку.

- Молодцы, вы были очень внимательны! Садитесь


4. Решение проблемы

Задача: Воспитательная: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям)

Образовательная: познакомить с определениями понятий: нравственность; познакомиться с правилами нравственного опыта поведения; познакомиться с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение.

Методы стимулирования: поощрение.

По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.


- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «нравственность»?

- Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

- Кто хочет предположить, что значит «нравственное поведение»?

- Для того, чтобы узнать, правы вы были или нет, я предлагаю вам разделиться на 5 групп. 1 парта разворачивается ко 2; 3, 4, 5 парты расходятся в другие группы.

- Каждой группы предлагается 1 правило нравственного поведения, но оно распалось, вам нужно его собрать в группе и объяснить, как оно может проявляться в реальной жизни, то есть привести пример. Поднимите руку, кому понятно задание. на работу вам дается 5 минут.

- Определите кто выйдет ко мне и расскажет всему классу.

- Кто готов, выходите. Остальные внимательно слушают, так как вам это пригодится при выполнении домашнего задания.

1. Увидеть положительное в другом человеке

2. Стремиться принять человека таким, какой он есть

3. Давать своему поведению нравственную оценку

4. Не давать отрицательных оценок поведению других людей, не злословить

5. Стараться быть дружелюбным и доброжелательным.

- Отлично, с чем вы с вами только что познакомились? (с правилами нравственного поведения)

- Какую задачу мы решили? (1)

- Отлично, для решения 2 задачи, я предлагаю вам познакомиться с состояниями, которые должны быть у человека, который соблюдается правила нравственного поведения.

- У вас на карточке представлены различные состояния, как положительные, так и отрицательные, вам нужно в паре, подчеркнуть только те состояния, которые по вашему мнению должны быть у человека, который соблюдает правила нравственного поведения.

Грусть, веселье, замкнутость, неприступность, доброжелательность, отчуждение, равнодушие, принятие, обида, несдержанность, сдержанность, гнев, счастье, раздражение, подавленность, открытость, напряжение, умение держать себя в руках.

- Кто хочет прочитать те состояния, которые подчеркнул?

- Поднимите руку кто согласен? Какие состояния вы подчеркнули еще? Какие состояния не нужно было подчеркивать?

- Вы абсолютно правы, человек, который соблюдает правила нравственного поведения должен обладать такими состояниями, как: веселье, доброжелательность, принятие, сдержанность, счастье, открытость, умение держать себя в руках.

- Вы молодцы, я желаю вам всегда, прибывать только в положительных состояниях.

- Какую задачу мы решили? (2)

Личностный: демонстрируют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей)

Предметный: знают определения понятий: нравственность; знают правила нравственного опыта поведения; знакомы с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение.


5. Первичное закрепление

Задача: Воспитательная: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям)

Образовательная: познакомиться с правилами нравственного опыта поведения и ростками нравственного поведения; познакомиться с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение.

Методы стимулирования: поощрение.

По источнику получения знаний: словесные, практические.

Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.


- Для решения 3 задачи, я предлагаю вам посмотреть причины возникновения отрицательных состояний во взаимоотношениях с другими людьми именно у вас.

- Придвиньте к себе белый лист бумаги, нарисуйте на нем лестницу из 5 ступеней. На каждой из ступенек напишите одно из ваших чаще всего проявляющихся состояний: на первой ступеньке то, которое бывает чаще всего, а по мере подъёма вверх – те, которые испытываете реже, и так по убыванию.

- Обдумайте полученный результат и постарайтесь определить для себя причины возникающих состояний, а также оцените свои возможности для изменения ситуации.
- Как вы думаете, каковы эти причины и возможности? Давайте попробуем в этом разобраться с помощью, нарисованной вами лесенки.
- Рядом с записями на ступеньках лестницы обозначьте тех, на кого чаще всего направлены именно эти состояния: родители, близкие родственники, друзья, одноклассники, учителя, посторонние люди.
- А теперь подумайте, как можно изменить полученную картину вашего взаимодействия с другими людьми. С этой целью проделайте ещё одну важную работу.
- Рядом с обозначенными людьми запишите то состояние, которое они, по вашему мнению, испытывают чаще всего, общаясь с вами.
- А теперь подумайте над причинами происходящего: почему важно видеть состояние другого человека и бережно относиться к его чувствам?
- От вашего стремления понять чувства другого и соответственно вести себя меняется и отношение к вам.
- Как вы думаете, что нужно сделать, для того, чтобы это понимание стало фундаментальным в нашем классе?
- Я предлагаю вам дополнить наши правила нравственного опыты поведения еще некоторыми правилами.
- Прочтите их на слайде
Считаться с каждым человеком; Быть внимательным; Учитывать характер другого человека; Не ссориться по пустякам; Быть сдержанным, проявлять терпение.
- Для полного решения 3 задачи, я предлагаю вам составить памятку правил нравственного опыта поведения.
- Что в ней можно отразить? (правила, состояния, окружающий людей, ситуации)
- Верно, я предлагаю вам разработать памятку дома.
- Кому мы можем подарить такую памятку? (родителям, братьям, обучающимся младших классов итд)
- Верно, я предлагаю вам дома составить памятку и подарить ее кому-нибудь из младших классов на переменке. Вы согласны? Отлично!

Личностный: демонстрируют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям)

Предметный: знают правила нравственного опыта поведения и ростки нравственного поведения; знакомы с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение.

6. Рефлексия

Задача: Воспитательная: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД ( готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); Образовательная: познакомиться с правилами нравственного опыта поведения и ростками нравственного поведения; познакомиться с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение.

Методы стимулирования: поощрение.

По источнику получения знаний: практические.

Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.


- Наш урок подходит к концу, скажите, пожалуйста, в чём вы видите ростки нравственного поведения?

- Как вы считаете, вы являетесь тем человеком, который соблюдает все правила нравственного поведения? Поднимите руку кто считает себя таким человеком

- Спасибо!

- Все ли задачи мы решили? (да)

- Отлично

- Посмотрим на наше дерево, что на нем не хватает? (ростков, листочков)

- Верно, у каждого из вас на парте лежит росток и листок, на ростке, я попрошу вас написать те нравственные правила, которые вы соблюдаете, можете обобщить некоторыми словами, а на листочке написать состояния, в которых вы чаще всего прибываете.

- Далее подойдите ко мне и прикрепите росток и листок на наше дерево.

- Посмотрите, как расцвело наше дерево, я желаю, чтобы и вы расцветали всегда так же, соблюдая все правила нравственного поведения и всегда прибывали в прекрасном состоянии.

- Спасибо, я была очень рада с вами вновь увидеться и поработать!

Личностный: демонстрируют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих);

Предметный: знают правила нравственного опыта поведения и ростки нравственного поведения; знакомы с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение.