ДГБОУ «Донецкая СШИ № 29»
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Урок основ социальной жизнедеятельности
в 5 классе
Тема: "Формы приветствия и расставания со старшими и сверстниками".
Подготовила и провела
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории,
старший учитель
Акрытова З.В.
Цели урока:
образовательная: формирование умений обращаться к старшим и сверстникам, к знакомому и незнакомому человеку при встрече и расставании;
коррекционно-развивающая: коррекция социальных норм поведения, расширение, уточнение и активизация словарного запаса; коррекция мышления при знакомстве с фразеологизмами;
воспитательная: воспитание уважительного отношения к старшим и сверстникам, привитие навыков вежливости.
Тип урока: приобретение новых знаний.
Оборудование и наглядность: карточки со словами приветствия и прощания, инд. карточки, презентация .
Межпредметные связи: письмо и развитие речи – словарная работа (слова «здравствуйте», «до свидания»); математика – время суток.
ХОД УРОКА
1.Организационная часть.
Слайд № 1
Вежливые слова.
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!". (А.Усачев)
2. Целеполагание и мотивация.
Слайд № 2
С
егодня мы с вами продолжим изучать большую и важную тему «Культура поведения». На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что правильная осанка украшает человека. А сейчас мы выясним, какие же черты характера украшают человека.
Сегодня на уроке мы будем учиться обращаться со словами приветствия и прощания к старшим и сверстникам, узнаем, какие существуют отличия в обращении, вы узнаете новые слова приветствия и расставания.
Для чего мы с вами учим правила общения со старшими и сверстниками? Мы хотим быть культурными и воспитанными людьми, ведь воспитанность – это путь к благополучной жизни, к хорошему, доброму общению с людьми.
3. Актуализация.
- Скажите, пожалуйста, что значит – быть вежливым и приветливым человеком?
- Назовите, пожалуйста, какие слова приветствия и прощания вы знаете?
(Учащиеся отвечают на вопрос)
4. Изучение нового материала.
Слайд № 3,4
Знакомство с обычаями приветствий народов мира.
Слово учителя с элементами беседы.
Приветствие – обычай, пришедший к нам с древних времен, с ним мы чаще всего встречаемся в повседневной жизни. Слова приветствия мы произносим по нескольку раз в день. С приветствия начинается любой разговор. Слова приветствия часто сопровождаются соответственными случаю действиями – рукопожатием, поклоном, поцелуем руки женщины, снятием шляпы. Рыцари приветствовали друг друга на поединке, поднимая забрало шлема. Это жест сейчас применяют военные, отдавая честь при встрече.
Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются дружеским рукопожатием. Пожимающие друг другу правые руки показывают: в них нет оружия и их намерения чисты.
Дружелюбные японцы кланяются одним из трех видов поклонов — самым низким, средним с углом примерно в 30 градусов или легким.
В Европе и Новой Гвинее распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлетом" бровей, когда обе брови одновременно поднимаются, взлетают вверх. Только в Европе этот жест используют для приветствия хороших друзей и родных, в Новой Гвинее - для приветствия иностранцев.
В племени акамба из Кении в знак глубокого уважения плюют на встречного. Также плевками здороваются в племени масаи. Правда, они плюют на свои руки, а потом пожимают руку другому.
В новогвинейском племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.
В Самоа вас неправильно поймут, если вы при встрече не обнюхаете своего приятеля.
К
оренной житель Андаманских островов садится к другому на колени, обнимает за шею и плачет. И не думайте, что он жалуется на свою судьбу или хочет рассказать какой-нибудь трагический эпизод из своей жизни. Таким образом он радуется встречи со своим другом, а слезы – это та искренность, с которой он встречает своего соплеменника.
-Ребята, давайте поздороваемся друг с другом понравившимся приветствием другого народа.
6. Работа в тетради Слайд № 5
Открываем тетради, записываем число, тему.
Слайд № 6
Обозначим 2 столбика: «слова-приветствия», «слова-расставания».
Запишите в 2 столбика слова-приветствия и слова – расставания
7. Проверка самостоятельной работы Слайд № 7
8.Работа на карточках
П
равила приветствия.
Чтение правил по цепочке.
Мужчина – приветствует женщину; младший – старшего по возрасту; входящий в комнату – присутствующих; уходящий прощается с остающимися.
Слова приветствия нужно произносить четко и внятно, глядя при этом на того, кому они адресованы. Считается неприличным при приветствии отводить взгляд в сторону, рассматривать помещение и других гостей.
Слова приветствия, как правило, сопровождаются улыбкой.
Следует избегать излишне громких приветствий, жарких объятий и поцелуев.
Невежливо стоять боком, а тем более спиной к тому, кто вас приветствует. Нужно повернуться к человеку и улыбнуться.
9. Беседа
-Ребята, одинаково ли вы здороваетесь со взрослыми и друг с другом?
10. Работа в группах
-Выпишите 3 приветствия взрослому
Выпишите 3 приветствия сверстнику
-Выпишите 3 слова-прощания взрослому
Выпишите 2 слова –прощания сверстнику
Допустимые формы только для близких или родственников: привет, салют, здорово.
Допустимые формы только для близких или родственников: пока, привет, чао.
Выписанные слова группы проверяют друг у друга и комментируют.
11. Решение этикетных задач (инсценирование ситуаций )
А)- В выходной день Петя встретил свою учительницу, которая шла и о чем-то разговаривала с незнакомой Пете женщиной.
- Здравствуйте, Елена Леонидовна! – закричал Петя.
У
чительница ответила на приветствие Пети, но при этом строго посмотрела на него.
Как вы думаете, ребята, почему?
- Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми?
Ответ. Учительница своим строгим взглядом дала понять Пете, что он должен поприветствовать обеих женщин, а не только свою учительницу.
Б)- Петя стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.
- Витька, привет! – изо всех сил закричал Петя. – Где ты пропадал? Как дела?.. – пассажиры в недоумении пожимал плечами.
В чем ошибка Пети? Разве он невежливо поприветствовал друга?
Ответ. Пете не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.
12. Работа с фразеологизмами. Словарная работа Межпредметный связи с письмом.
Слайд № 8,9,10
- Существуют такие слова, которые могут иметь двоякое значение. Например, попутного ветра! Скатертью дорога! Ни пуха, ни пера!
Как вы думаете, что обозначают эти выражения?
Ни пуха, ни пера! (Удачной дороги)
Попутного ветра! (Удачной дороги - желали морякам, уходящим в дальнее плавание)
Скатертью дорога! (1 значение - Путь вам чистый, скатертью дорога, то есть счастливого пути. 2 значение – Убирайся вон, иди куда угодно, то есть пожелание избавиться от кого-то).
12. Ориентация во времени суток.
А) Беседа. Обсуждение.
Ребята, как вы думаете -изменяются ли слова- обращения от времени суток?
Утро.
- Вы идете в школу. По дороге встречаете одноклассников. Как вы поздороваетесь с ним?
- Вы вошли в школу. Увидели учителя. Кто должен первым поздороваться? Как вы будете приветствовать учителя?
День.
- В школу пришли гости. Что вы им скажете при встрече?
Вечер. Ночь.
Какие слова вы говорите друг другу и воспитателям, родителям перед сном?
Б) Задания на внимательность. Слайд № 11, 12
Найди ошибку (на картинках).
Существует и особый праздник, посвященный приветствиям. Начиная с 1973-го, он отмечается ежегодно 21 ноября. Праздник изобрели братья-американцы Майкл и Брайан Маккормак. Достаточно поздороваться в этот день с 10 незнакомыми людьми — и ты его отметил.
5. Учет и контроль полученных знаний
А) Слайды 14-18
а) Викторина «Заморочки из бочки» (Слайды 7-12).
Нужно ли здороваться со знакомыми ребятами, например, товарищами по двору?
При встрече со знакомыми не следует молчать,
А весело и бодро «Здравствуй, друг», – сказать.
Кто при встрече должен поздороваться первым: мальчик или девочка?
Должен быть вежливым мальчик всегда.
Девочке первым он скажет тогда
Слово волшебное, доброе слово «Здравствуй!» –
Что значит: «Всегда будь здорова!»
Встречаются мальчик и девочка, приветствуют друг друга, при этом у мальчика руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?
Приветствуя даму, юноша руки из карманов вынимает.
Дети оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет знакомый мальчик. Кто должен здороваться первым?
Здоровается первым тот, кто обгоняет.
Ребята сидят за партой в классе. Входит их одноклассница. Кто должен здороваться первым?
Здоровается первым тот, кто вошёл в класс.
Б) Стихотворение «Волшебные слова»
6. Домашнее задание.
Повторить слова приветствия и прощания, применять их на практике.
7. Подведение итогов.
Оценивание работы ребят на уроке.
8. Рефлексия.
А) Оценка урока обучающимися
Если вам урок понравился, поднимите красный смайлик;
Если вы научились новым правилам обращения к взрослым и будете их применять, поднимите желтый смайлик;
Если на уроке вам было не интересно, и вы ничему не научились, поднимите синий смайлик.
Б) -А сейчас, ребята, я приглашаю вас выйти из-за парт, встать парами в круг и сказать друг другу и нашим гостям слова – прощания.