СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок основа слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок основа слова»

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 3 б класс

Дата проведения: 08.12.2021

Учитель:

Студент: Зачиняева Анастасия Валерьевна

Тема: Основа слова. Упражнение в разборе слов по составу.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: формирование понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов.

Задачи:

Образовательные:

-Уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», познакомить с новым понятием «основа слова». Создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

Развивающая:

- Развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс; развивать умения подбирать слова с заданной морфемой; развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова

Воспитывающая:

- Воспитывать культуру поведения на уроке; воспитывать мотивацию к учению.

Методы и приёмы:

Словесные: система вопросов, стихотворение, рассуждение

Наглядные: презентация, интерактивная доска, учебник, динамическая физминутка

Практические: составление алгоритма, чтение правила, работа со схемой

Оборудование: Интерактивная доска, учебник, указка, презентация

УМК « Школа России»





Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.Организационный

момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Валерьевна, сегодня этот урок русского языка проведу у вас я. Я вам сейчас прочитаю такие небольшие вопросительные предложения, а вы мне ответите «Ученики»

Учитель:

- Что такое?

- Что случилось?

- Почему звенит звонок?

Ученики:

- Мы готовы!

Стол в порядке.

Начинается урок!


- Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь!

- Посмотрите на меня. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Слушайте внимательно.

Объясняйте обстоятельно.

Ответить хотите – не шумите,

А только руку поднимите.


Учащиеся настраиваются на урок.

К Л

2. Чистописание

А сейчас давайте подготовим наши руки к письму.

Поставьте руки на локоть. Представьте, что в ваших руках находятся малярные кисти, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочка влево, 4 – вправо.

- Встряхнем наши воображаемые кисти и приступим к минутке чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа Слайд 1

Мы пропишем слоги слияния на, ны, ну Слайд 2

- Каким соединением буквы соединены?


Выполняют движения















-Ны верхнее, Но нижнее, Ну верхнее


3. Актуализация знаний


Вспомните, по какому разделу работали на прошлом уроке? Слайд 3

Какие части слова изучили?


Что такое корень и как он обозначается?



Что такое окончание и как обозначаем при разборе?


Что такое приставка и как она обозначатся?




Что такое суффикс и как обозначаем?

Слайд 4

-Прочитайте, пожалуйста, слова и скажите, что записано в первом столбике и во втором



-Что можно сказать о словах первого столбика?


-Докажите



Как назовем слова второго столбика?

-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.

Состав слова



Корень, приставка, окончание, суффикс


Корень –это общая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова. Обозначаем дугой


Окончание – изменяемая часть слова, квадратом


- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, прямая с уголком

- значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, уголком


лес лесник
леса лесной
в лесу лесовик

Это разная форма одного и того же слова «лес».


-Здесь изменяется только окончание


-Однокоренные или родственные слова.


Коллективный разбор слов, фронтальная работа.


К Р П Л


4.Формулирование темы, цели и задачи

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд 5, рассмотрим схему. Со всеми ли частями слова мы познакомились?

-Назовите часть слова, с которой мы еще не знакомы.

-Сформулируйте тему урока

Слайд 6

(Ответы детей)



-Основа


-Тема нашего урока «Основа слова»


Р К П Л Р П


-Сейчас, ребята я выделю в родственных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой

Слайд 7


-Какую задачу мы ставим себе на данный урок?

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:

-Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс, т.е. все слово без окончания и является основой.


Научится выделять основу слова.










5.Открытие новых знаний


Откройте учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы. Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова?


Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.

Алгоритм анализа:

  1. Определяю окончание, для этого изменяю форму слова

  2. Выделяю основу

  3. Выделяю корень, для этого подбираю однокоренные слова

  4. Выделяю приставку

  5. Выделяю суффикс

Как вы, ребята, думаете какой словарь будет нашим помощником? Слайд 8

- Посмотрите на упражнение 180. Слайд 9

Упражнение будем выполнять по рядам. 1 ряд со словом школа, 2 ряд со словом берёза, а 3 ряд со словом жёлтый.

Если кто-то случайно забыл алгоритм, где мы можем найти информацию? (памятка «Как разобрать слово по составу» с. 146) На задание даётся 5 минут.

Слайды 10 - 13

-Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в основе слова заключено его лексическое значение.



Работа детей. Взаимопроверка.


К Р К П Л











-Словообразовательный словарь













Выполняют задание по рядам

Проверяют по образцу



- В памятках


6. Физминутка

- А сейчас немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, выполняйте движения за девочкой и мальчиком.

Выполняют движения



7.Первичное закрепление знаний

- Упражнение 179 стр. 95

(Пользуясь памяткой, разобрать по составу слова) Слайд 14 – 16


Самостоятельно выполняют упражнение

П К

7. Итог урока

-Ребята, что нового мы сегодня узнали?

Чему мы учились на уроке?

Слайд 17




-Мы узнали, что называется основой слова, и научились ее выделять в словах.


Разбор слов по составу.

Взаимопроверка.


Р П Л

8. Рефлексия

Оцените свою работу!

! - Всё понятно

? - Есть затруднения Слайд 17

Самооценка на полях тетради при помощи знаков.

Р

9. Домашнее задание

- Домашнее задание: прочитать памятку № 5 на стр.146, упр. 181 с 96. Слайд 18

Послушали учителя, записали домашнее задание




Методист: Косотурова Е. Т

Оценка:

Учитель:

© 2023, 93 0