Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный | 1.Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок. 1ряд- называет имена существительные, 2ряд –имена прилагательные, 3ряд- глаголы. | 2.Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач! 3.- Прочитайте четверостишие… Слайд 2 Люблю различные слова, Как неизведанные страны Они понятны не всегда, И их значенья так туманны… – Как понимаете смысл четверостишия? | | фронт. | Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку. Настраивает на работу. | Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах. | Познавательные УУД Общеучебные (контроль процесса) |
Словарная работа (ДОСКА) | Вспомнить отличительные признаки частей речи. | 4.- Мы начнём урок со словарной работы. Прочитайте слова: Солнце, речка, сверкать, принакрылся, радуется, чудесно, крепко, весело, интересный, темное, отличная. -Посоветуйтесь (работа в парах), как разделить слова на группы. - Запишите. | наблюдение | фронт. индивид | Даёт задание прочитать слова, разделить на группы. | Рассуждают и выполняют задание. | Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию; контроль, оценка, коррекция |
Актуализация знаний. Мотивация. | Вспомнить отличительные признаки частей речи. Постановка проблемы. | Слайд 3 Проверяем. -На какие группы разделили слова? -Как отличить одну часть речи от другой? -Почему не можем определить какой частью речи являются слова 4 группы? -Что будем делать? – Наш урок – урок-исследование. А что значит исследовать? - В словаре Ожегова слово исследовать – означает подвергнуть научному изучению. А тот, кто занимается научными исследованиями, называют исследователем. Вот вы сегодня будете исследователями. – Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания. | наблюдение | фронт. | -Как отличить одну часть речи от другой? -Почему не можем определить какой частью речи является слова 4 группы? -Что будем делать? | Отличить одну часть речи от другой можно: -по вопросу; -по значению; -по грамматиче-ским признакам. Определяют часть речи. Выявляют причину затруднения. | Познавательные УУД Логические (подведение под понятие) |
Определение темы урока | Определить тему урока Составляют из букв слово | Подберите к каждому слову из 4 столбика глагол. (чудесно выглядеть, крепко связать, весело смеяться) Попробуйте прочитать , как называли эту часть речи древние римляне. Слайд 4,5. «ПРИГЛАГОЛИЕ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также. -А почему? Вы догадались? Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его. А теперь эта часть речи называется (слайд 6)… Назовите тему урока. | | Фронт. Индив. | Слушает ответы, контролирует и вносит коррективы в случае необходимости | Определяют тему урока (Наречие), пробуют проговорить её вслух. | |
Целеполагание и постановка задач (планирование деятельности по достижению цели) | Подведение детей к формулированию цели урока на основе темы. Определение путей ее достижения. | Какая цель урока? (-познакомиться с новой частью речи «наречием» ) Определите задачи: 1. Узнать, что такое «наречие». 2.Поупражняться в умении отличать наречие от других частей речи. 3.Самостоятельно применять полученные знания. 4.Оценить работу. - Вот вам вопросы для исследования: Слайд 7 1.Что такое наречие? 2.На какие вопросы отвечает? 3.Как изменяется? 4.Каким членом предложения является? | Эвристическая беседа | Фронт. | Организует беседу с обучающимися, в ходе которой конкретизирует известные и неизвестные понятия. Оказывает помощь в формулирова-нии цели и задач урока. | Анализируют название темы урока. Формулируют цель и задачи урока. Называют пункты плана исследования | Регулятивные УУД Выделение и формулирование познавательной цели в совместной с учителем деятельности. Личностные УУД Смыслообразова ние (учебная мотивация). |
Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся) | Организовать работу детей по открытию понятия «наречие» Учить выполнять действия по плану. Работа в четверках, 1 группа у доски (Делят вопросы на группы.) Работа в парах с деформированным предложением. | Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Таблица Слайд 8 Наречие – это, прежде всего….. (часть речи) Работа в четверках: На какие же вопросы отвечает наречие? А)Кто?.что? Б)что делает?что делала?что делать? В)какая?какой?какое?какие? Г)как?когда?где?откуда?сколько?насколько?почему?зачем?как? Следующий вопрос для исследования как изменяется наречие? - Работаем со словом рано. Слайд 9 ( изменяется ли наречие, если глагол изменяется по числам? Временам? ВЫВОД: слайд 10 - Наречие неизменяемая часть речи. Каким членом предложения является? - Работаем в парах. Составьте предложение из слов. Прочитайте предложение. Записываем предложение: Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. (1 человек у доски) (полный синтаксический разбор предложения) Обстоятельство (ввести понятие) | Эвристическая беседа, практические упражнения. | Парная Групп. Фронт. | Предлагает работу в парах, группах. Наблюдает за работой обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. | Работая в четверках, обсуждают и записывают словосочетания с наречиями. Определяют выступающего Работают с комментированием | Коммуникативные УУД Умение договариваться, находить общее решение с товарищем. Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД Умение продуктивно взаимодействовать в группе. Регулятивные УУД Использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Осуществлять контроль. |
Физкультминутка | | - А сейчас давайте отдохнём. Слайд 11 | | | | | |
Формирование первичных умений на основе самоконтроля Закрепление полученных знаний. Самостоятельная творческая работа | Формировать умение самостоятельно применять и использовать полученные знания. | - Откройте учебник на стр. 74 . -Прочитайте правило и обозначьте, что для вас было знакомо + и что вы узнали нового -. - Итак, что же такое наречие? - Приступаем к творческим заданиям. Слайд 12 1. Замените противоположными по смыслу наречиями. - А как называются слова с противоположным значением? (антонимы) Работа в парах. - У вас на партах лежат листочки работу выполняете на них. (Проверка) 2. Замените фразеологические обороты подходящими по смыслу наречиями. Слайд 13 - Проверяем группу, которая выполнила задание первой. | Самостоятельная работа. Работа в парах. Работа в группах | Фронт. Индив. | | Читают правило, доказывают свои предположения. | Познавательные УУД Использовать изученные характеристики наречия. . |
Рефлексивно-оценочный | Формировать умение оценивать себя. | - Какую цель мы ставили в начале урока? -Достигли мы с вами поставленной цели урока? | беседа | Фронт. | Слушает ответы детей. Акцентирует внимание на конечном результате урока и его уровне усвоения | Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке. Переформулируют недостатки в позитивные цели. | Регулятивные УУД Учиться удерживать цель Регулятивные УУД Оценка ( осознание уровня и качества усвоения) |
Итог урока | Подвести итог урока | 1. Проводя исследование, что нового узнали? 2. Узнав на уроке новую часть речи, проведя исследования над ней, мы немножко «рассеяли туман», который был навеян вначале урока и нам стали понятны значения слов Слайд 14 … - Итак, ребята, грамоте учиться всегда пригодится. Запишите фразу: На уроке мне было…., потому что…., выбрав подходящее наречие из списка. (Слайд 15) | Беседа | Фронт. | Слушает ответы | Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Домашнее задание. | | Слайд 16 Стр.74 №127, правила на стр.73, 74 И для желающих творческое задание: сочините стихотворение про наречие. | | | | | |