Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Цель: организовать актуализацию умений | Мы с вами – дружный класс, а, значит, можно сказать, что мы – большая семья. Давайте представим, что мы все не просто семья, а первобытнообщинная, живущая при родовом строе. Вокруг дикая природа, от зверей нас спасает огонь (зажигаем свечу). Наша семья сидит вокруг костра, каждый занимается своим делом. Давайте закроем глазки. Как вы себя представляете в семье? Открыли все глаза – вернулись из далёкого прошлого сначала на наш ковёр, а теперь и за свои парты. Ребята, все вы что-то запомнили из предыдущих уроков. Что-то отложилось в вашей памяти на предыдущих уроках. Как вы думаете память – это свойство только человеческого мозга? Ещё, оказывается, ребята, память есть и у нашей планеты. А сейчас трудный вопрос: как вы думаете, что она может помнить? – – – С помощью кого она рассказывает о себе? Есть люди, которые помогают Земле вспомнить, что с ней происходило много лет назад. Кто это? | Представляют себя членами семьи. Память есть у компьютера. Если в него заложат какую-то информацию, то она может там долго храниться. Память есть у животных. Например, собаки помнят своих хозяев и кошки тоже. Куры помнят, где их кормят, туда и бегут. Лошади помнят дорогу, могут ехать даже сами, без хозяина, если он спит. А я думаю, что память есть и у растений, потому что они помнят, когда им надо прорастать и цвести. Например, подснежник. Планета помнит, как она была молодой. Вся в воде, на ней почти не было суши. Наверное, она помнит, как на ней бродили динозавры, а потом, как они погибали. Кости их ещё до сих пор находят. Я думаю, планета наша помнит про войну, потому что ей тогда было очень больно. Земля ещё помнит, как на ней появился первый человек, а потом он стал жить семьёй. Археологи | Этот этап урока использован мной для единения класса с учителем и придания уроку положительной эмоциональной окраски. |
Этап выявления места и причины затруднения. | - Вы замечали, что если дома несколько дней не протирать мебель, на ней накапливается слой пыли. А за тысячи лет толстый слой пыли, песка и земли покрыл все, что осталось от древних людей. На этом месте выросли травы, деревья, или даже целый город. В результате землетрясений, наводнений, извержения вулканов, разрушались и пропадали целые поселения. Некоторые были завалены извергающимися лавами вулканов, некоторые скрылись в океанах. Чтобы отыскать следы прошлого, люди занялись раскопками. Людей, которые производят раскопки, называют: учеными – археологами; появилась наука – Археология. - Так кем мы будем сегодня на уроке? | Археологами, исследователями | |
Этап разработки проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения. | - Что нам нужно сделать? - Для этого нужно выяснить? - Что нам нужно выяснить? - Молодцы, я тоже думаю так же, как вы. И сегодня на уроке мы будем говорить именно об этом. Это и станет темой нашего урока. Кто сможет сформулировать её? - Это и есть тема сегодняшнего урока. А теперь ещё более трудный вопрос. А как мы можем узнать, что хранится в памяти Земли? | - Что помнит Земля? – Память планеты Земля. – Что может рассказать о себе планета Земля? | |
Этап Реализации выбранного плана по разрешению затруднения. | Ребята, сегодня на урок я принесла вот такую коллекцию. Что они могут рассказать нам? Внимательно рассмотрите их. (рассказ о различных моллюсках, уголь каменный, дерево-камень, белемонит) -Откройте учебник на 22 странице. -Посмотрите внимательно на первую иллюстрацию. Что на ней изображено? -Как вы думаете, это дом под собственной тяжестью врос в землю или земля наросла вокруг него? -Чтобы узнать какие силы нарастили землю вокруг дома прочитаем текст. -Так какие же силы нарастили землю вокруг дома? - Почему слово «земля» в тексте написано по-разному? - Есть люди, которые помогают Земле вспомнить, что с ней происходило много лет назад. - А теперь посмотрите на экран и скажите, как вы думаете, что изображено на этой репродукции? Кому знакома эта картина? -Что вы видите на картине? -Почему люди в страхе бегут? -Что такое Помпеи? -Что там произошло? -Город Помпеи засыпало пеплом вместе с людьми, животными, предметами. Да, на картине запечатлены события 2000-ной давности. Пепел и лава засыпали весь город, и за 2000 лет он совсем не изменился под этим страшным покрывалом. -Откройте учебник на странице 22. Рассмотрите рисунок. Что там происходит? -Что делают археологи? -Что под пеплом обнаружили ученые? -Прочтите текст на странице 22 и ответьте на вопрос: что такое «культурный слой»? -Почему ученые считают, что чем некультурнее человек, тем толще оставляемый им культурный слой? реализация | Женщина с коляской, дом, который закопан Наросла земля Дети читают Ветер, вода Земля как планета и земля-слой поверхности - Это – археологи. Эта картина К. Брюллова «Последний день Помпеи». Война. – Взрыв. – Извержение вулкана. город в Италии извержение вулкана Везувия раскопки г. Помпеи осторожно кисточкой сметают пепел пол, стены Потому что некультурные оставляют после себя больше мусора. | |
Этап первичного закрепления нового знания | Рассмотрите иллюстрации на стр. 23. Что на них изображено? 1)В самых древних породах – старше 500 миллионов лет – находят останки наиболее простых живых существ – их отпечатки и раковины. 2) Кости динозавров можно найти в слоях, которым100 миллионов лет. 3) В породах, которым около 100 тысяч лет, находят простые каменные орудия, череп древнего оленя. 4) Кольчуга, посуда, берестяные грамоты находятся с следующем слое. 5) Изделия из металла, дерева, глины можно обнаружить в слоях, которым несколько тысяч или сотен лет. Ребята, в каком слое лежали эти предметы из коллекции? | | |