СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок открытия новых знаний по предмету география. Тема: "Африка в мире", 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока направлена на изучение нового материала в 7 классе, раздел "Африка". На уроке применяется мультимедийное оборудование. Целью урока является форммирование знаний учащихся о странах Африки, её населении, уровне его социально-экономического развития.

Просмотр содержимого документа
«Урок открытия новых знаний по предмету география. Тема: "Африка в мире", 7 класс»

Урок географии

13.12.2022 г.

7 класс

Учитель: Попович Ольга Николаевна

Тема: Африка в мире

Цель:

- сформировать знания учащихся о странах Африки, её населении, уровне его социально-экономического развития;

- формировать умения и навыки при работе с учебником и тематическими картами атласа;

- прививать интерес к изучаемому предмету. Расширить мировоззрение учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Метапредметные:

- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;

Личностные:

- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.

Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, физическая карта Африки, политическая карта мира, презентация.

Основное содержание: история освоения, особенности размещения населения, занятия населения, проблемы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд 1)

Приветствие класса, проверка готовности к уроку.

  1. Проверка знаний. (слайд 2-4)

Уважаемые ребята, предлагаю вам разминку на тему «Чем славится Африка. Какие рекорды ей принадлежат?» Самые активные могут заработать оценки.



Разминка на тему «Чем славится Африка. Какие рекорды ей принадлежат?»

  1. Самая длинная река Африки (Нил);

  2. Самая высокая вершина (Килиманджаро);

  3. Самый крупный остров (Мадагаскар);

  4. Самая северная точка (мыс Бен-Секка);

  5. Самое высокое животное (Жираф);

  6. Самый большой залив (Гвинейский);

  7. Самая южная точка (мыс Игольный);

  8. Самая полноводная река (Конго);

  9. Самая большая пустыня (Сахара);

  10. Самое тёплое море (Красное);

  11. Самый большой полуостров (Сомали);

  12. Самая западная точка (мыс Альмади);

  13. Самое большое по площади озеро (Виктория);

  14. Самый страшный ветер (самум);

  15. Самое быстрое животное (гепард);

  16. Самый твёрдый минерал (Алмаз);

  17. Самое длинное озеро (Танганьика);

  18. Самая восточная точка (Мыс Рас-Хафун);

  19. Самый широкий водопад (Виктория).

Учитель. Спасибо ребята! Порадовали своими знаниями. Предлагаю вам блиц-опрос «Немая карта» (слайд 5-7)

-Дополните название географического объекта, относящееся к Африке:

1.        Море (Красное);

2.        Пролив (Баб-эль-Мандебский);

3.        Канал, перешеек (Суэцкий);

4.        Мыс (Игольный);

5.        Пустыня (Намиб);

6.        Вулкан (Кения);

7.        Горы (Атлас);

8.        Река (Конго);

9.        Река (Оранжевая);

10.        Озеро (Ньяса);

11.        Течение (Гвинейское);

12.        Пролив (Мозамбикский)

13.     Остров  (Мадагаскар)

14.     Нагорье  (Тибести)

Учитель. Спасибо ребята. Самые активные учащиеся получают оценки.



Подготовка к работе на основном этапе.

 Итак, на данный момент мы знаем, что:

- Африка – самый жаркий материк, т.к. лежит по обе стороны от экватора, её пересекают Северный и Южный тропики;

- Африку пересекает не только экватор, но и нулевой меридиан;

- Африка богата полезными ископаемыми, такими как: алмазы, золото, платина, железные и марганцевые  руды, бокситы, нефть и газ и др.


3.Подготовка к основному этапу. (слайд 8)

Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?

(если будет заминка можно прочесть стихотворение)

Прочтение стихотворения:

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ!

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей ее узнав,

Чья Африка? Спросите у меня,

И я отвечу вам «Она моя!»

До смерти, до скончания времен -

Родная мать для всех, кто здесь рожден!»


Учитель: совершенно верно. Тема нашего урока: «Африка в мире» (открыли тетради и записываем тему урока). (слайд 9)


  1. Усвоение новых знаний и способов действия.

 - Что для этого нам необходимо? (новые знания)


- Где вы будете добывать эти знания? (рассказ учителя, презентации, учебника, физическая карта атласа, дополнительной литературы)

- Какую информацию вы будете искать? (о населении Африки, занятиях населения)


Целеполагание и мотивация (слайд 10)

Итак, сегодня на уроке мы должны:

познакомиться с населением Африки, странами;

- уровнем их социально-экономического развития;

- изучить занятость населения в хозяйстве страны;


Изучение нового материала и первичное закрепление

-Прежде чем приступить к изучению  населения Африки, давайте вспомним определение, что такое раса. (слайд 11)


Расы -  это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, имеющие сходные признаки: цвет кожи, глаз и волос, размер и форма глаз, строение век, форма головы, скелета, которые передаются по наследству.


Проблемный вопрос. -Какие расы вы знаете?

   Многие ученые считают Африку прародиной современного человека.

Здесь в породах найдены орудия труда и костные останки человека,  имеющие возраст 27 млн лет. Предполагают, что  он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей.


Слайд 11-13

Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.

Запишим схему в тетрадь.


Раса



Европеоидная Экваториальная Монголоидная

Арабы, берберы, Нилоты, бушмены, Малагасийцы

туареги готтентоты, пигмеи,

банту

Слайд 14

- По природным условиям, составу населения материк можно разделить на четыре части: Северную Африку, Западную и Центральную Африку, Восточную Африку, Южную Африку.


- рассказ учителя.

Основную часть жителей материка составляет коренное население, относящееся к представителям двух больших рас: негроидной (экваториальной) и монголоидной, а также переселенцы европейского происхождения (европеоидная раса). Они составляют незначительную часть населения материка и живут в местах с климатическими условиями, приближенными к европейским.

Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке. В пустыне Сахара  кочуют туареги, бедуины.

Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы.

Например, самые высокие народы - тутси, масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см.

Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого  неуклонно падает.

В пустынях и полупустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты, относящиеся к монголоидной расе.

Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры - (потомки переселенцев из Нидерландов ) и англичане.

Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.

Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.


Слайд 15-16

- работа с учебником с. 104. рис. 75. Колониальный раздел Африки. Работа с контурной картой. Нанести на контурную карту крупнейшие страны Африки. (слайд 17)


1. Что знают об Африке в мире?

- Африка была долго изолирована от остального материка, только север Африки был известен европейцам

- страны Африки долгое время были колониями развитых европейских стран (Англии, Франции, Португалии, Бельгии и др.)

- Пустыни, непроходимые экваториальные леса, порожистые реки, малопродуктивные земли затрудняют освоение континента

- Африка обладает богатейшими природными ресурсами, но остаётся беднейшим регионом мира


Описание территории деления Африки (слайд 17-20)


  1. Физкультминутка. (слайд 21 )

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

2. Кто живёт в Африке? (слайд 23)

- проживает 3 тыс. народов

- в странах северной Африки преобладают арабы, в стр. южной Африки – многочисленные народы (тутси, зулу, бушмеын, масаи, пигмеи и др.)

- для населения континента характерен низкий уровень жизни населения

- Африка – материк, на котором самая большая численность больных СПИДом

- 2/3 населения Африки живут в сельской местности

- высокая рождаемость, невысокая смертность влияют на быстрый рост населения.




Слайд 24.

Уважаемые ребята, обратите внимание на дополнительный материал ранее вам розданный. На карточках вы видите обобщенную информацию о народах Африки. Прошу эти карточки вклеить в свои рабочие тетради.


Название расы

Народы

Место проживания

Характерные черты

1.Европеоидная

Арабы (алжирцы, марокканцы, египтяне), берберы туареги

Север Африки

Пустыня Сахара

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

2. Экваториальная раса

Тутси, нилоты, масаи

Пигмеи

Саванны в северной части материка

   

  Зона экваториальных лесов

Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см.

Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150см)

3.Монголоидная

Бушмены, готтентоты

Полупустыни, пустыни

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо

4.Промежуточная раса

Эфиопы

Малагасийцы

Эфиопское нагорье, восток материка

О. Мадагаскар

Более светлая, но с красноватым оттенком кожа

Смешение монголоидной и негроидной рас



-работа с атласом стр. 27 карта «Африка. Население и хозяйство», карта учебника стр. 113 (слайд 25-26)

3. Чем заняты африканцы?

- добывают полезные ископаемые

- заняты в с/х (выращивают хлопчатник, чай, бананы, кофе, арахис). Сами питаются скоромно: сорго, просо, кукуруза, пшеница

- животноводство пастбищного типа. В тропических районах его почти нет из-за мухи Це-це.


  1. Применение знаний и умений. Контроль и самооценка знаний и способов действия.

Вопрос: Обратите, пожалуйста, внимание на слайд. Какие факторы оказывают влияние на развитие хозяйства стран Африки? (слайд 27)



Примерный ответ: Разнообразие природных условий, богатые запасы полезных ископаемых, дешевые людские ресурсы, традиционное земледелие и скотоводство определяют современное хозяйство большинства стран Африки. Ограничивающим фактором развития хозяйства засушливых районов является недостаток воды.


Задание: Определите преимущества и проблемы Африки. (слайд 28)

Выберите из списка характеристики, относящиеся к Африке. Распределите их в две группы по признакам: положительные (+) или отрицательные (-). Запишите вывод (работа по парам)



  1. Обобщение и систематизация знаний.

  • К каким основным расам относится население Африки?

  • Назовите народы Африки? Где они проживают?

  • Назовите регионы Африки?


  1. Подведение итогов занятия, Д/З (слайд 31)


- §27 читать. Стр. учебника 104-107.

- стр. учебника 106 проработать рубрику «Шаг за шагом»

- опережающее задание для желающих: подготовить сообщение на тему «Путешествие от Касабланки до Триполи», «Летим над Сахарой»


  1. Рефлексия . (слайд 30 )

«Сегодня на уроке я узнал …»

«Сегодня на уроке я повторил …»

«Сегодня на уроке было интересно …»

«Сегодня на уроке было трудно…»

  • Мало кто знает, а я знаю:

  • Мало кто знает, а я знаю, что вы работали очень хорошо.