Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока: Буквы а–о в корне раст – ращ– рос.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Класс: 5
Цель урока: научить правильно писать слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне раст – ращ– рос.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать умение узнавать корни с чередованием;
- сформировать умение графически обозначать условия выбора орфограммы;
- повторить и закрепить написание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова;
Развивающие:
- развивать умения применять знания в новой учебной ситуации;
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
- развивать коммуникативные и творческие способности;
- формировать умение осуществлять самоконтроль;
- развивать самостоятельность, внимательность, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предмету;
- формировать умение осуществлять самоконтроль.
Планируемые результаты:
- умение правильно писать слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне раст – ращ– рос.;
- умение осуществлять поиск информации (по словарям);
- умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов;
- проявление интереса к теме урока.
Ход урока.
Мотивирование к учебной деятельности.
Чтение и обсуждение датской пословицы: «Никто не знает так много, как все мы вместе».
- Начинаем наш урок. С каким настроением вы приступаете к работе?
- Прочитайте пословицу! Как вы думаете, какой смысл кроется в ней?
- Действительно, если мы будем работать вместе, сообща, никакие трудности нам не будут страшны и мы всего сможем достичь.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Повторение изученного материала с включением новых слов. Работа с текстом, который распечатан и имеется у каждого ребенка.
Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.
- Определите тему текста (о чем говорится в тексте?).
- Какие слова в тесте вам не понятны? (разительна)
- Выпишите слова в два столбика: 1 – слова с проверяемой безударной гласной, 2- слова с непроверяемой безударной гласной.
Дети выписывают слова и самостоятельно проверяют по доске (проектор).
В процессе работы возникает трудность: есть слова, которые не подходят ни к одной из названных орфограмм. Это слова растут, растения, выросшие.
- Можно ли проверить безударные гласные, подобрав проверочное слово? (не получается)
2)Пробное действие.
- Запишите все знакомые вам слова с данным корнем. Возможные варианты: росток, растение, выращенный, Ростов…
- К какому выводу мы можем прийти, записывая эти слова? (не можем подобрать проверочные слова, ошибаемся)
Выявление места и причины затруднений.
- Когда, в какой морфеме мы ошибаемся? (в корне слова, не понимаем, почему в одном случае пишется О, а в другом А)
- Чему сегодня мы должны научиться? Какова тема нашего урока?
На доске появляется тема урока: «Буквы а–о в корне раст – ращ– рос»
Цель урока: научить правильно писать слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне раст – ращ– рос.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Чтобы достичь этой цели, какую учебную задачу поставим перед собой? (научиться правильно писать слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне)
- А что для этого нужно сделать? (узнать правило)
Реализация построенного проекта.
- Прочитайте слова, которые записаны в три столбика (проектор)
Растение Растительность Вырастищь | Заросли Срослись Выросший | Сращение Выращенный |
- Проанализируйте слова в трех колонках, попробуйте установить закономерность в написании букв в корне слова, обсудите это в парах. Выскажите свои предположения.
- Сравните свои предположения с правилом в учебнике ( учащиеся формулируют правило самостоятельно и сравнивают с формулировкой в учебнике)
- Назовите условия выбора букв а–о в корне. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора.
-Какую задачу мы поставили перед собой? Что хотели выяснить? (- Научиться узнавать корень с чередованием, узнать правило написания. и правильно писать слова с ним)
- Запишите схематично правило в тетради.
На слайде появляется заранее заготовленная учителем схема. Дети по ней проговаривают несколько раз правило.
- Теперь вернитесь к тем словам, которые в начале урока вызвали затруднение. Объясните их правописание.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учащиеся развивают умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне раст – ращ– рос, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.
- Запишите слова и объясните и написание.
Поросль, врастание, водоросль, разрастаться, выращенный, отрасти.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Детям раздаются индивидуальные карточки, в которых необходимо вставить пропущенные буквы. Затеет проверка по эталону (проектор). Слова в карточках записаны в столбик, напротив верного написания ученики ставят плюс, напротив неверного - вопрос.
- Ребята, у кого появились вопросы? Как мы можем ответить на них?
Включение новых знаний в систему имеющихся знаний и повторений.
Задание «Третий лишний».
Росинка, поросль, выросли.
Вырастить, растирать, подрастем.
Выращенный, приращение, возвращение.
Составить предложение с включением слов с изученной орфограммой. Зачитать варианты предложений, обсудить написание слов.
Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание. Упр.
- Какую цель ставили перед собой на уроке?
-Смогли ли ее достичь?
-Что более всего понравилось на уроке?
- Закончите предложение:
Я рад, что…