СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок открытия новых знаний в 5 классе по теме: "Буквы а–о в корне ­раст­ – ­ращ­– ­рос­".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока позволяет учителю научить учащихся правильно писать слова с буквами чередующихся гласных О-А в корных РАСТ-РАЩ-РОС

Просмотр содержимого документа
«Урок открытия новых знаний в 5 классе по теме: "Буквы а–о в корне ­раст­ – ­ращ­– ­рос­".»

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока: Буквы а–о в корне ­раст­ – ­ращ­– ­рос­.


Тип урока. Урок открытия новых знаний.


Класс: 5


Цель урока: научить правильно писать слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­раст­ – ­ращ­– ­рос­.


Задачи урока:


Образовательные:

- сформировать умение узнавать корни с чередованием;

- сформировать умение графически обозначать условия выбора орфограммы;

- повторить и закрепить написание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова;

Развивающие:

- развивать умения применять знания в новой учебной ситуации;

- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление.

- развивать коммуникативные и творческие способности;

- формировать умение осуществлять самоконтроль;

- развивать самостоятельность, внимательность, логическое мышление;

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

- формировать умение осуществлять самоконтроль.


Планируемые результаты:

- умение правильно писать слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­раст­ – ­ращ­– ­рос­.;

- умение осуществлять поиск информации (по словарям);

- умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов;

- проявление интереса к теме урока.


Ход урока.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Чтение и обсуждение датской пословицы: «Никто не знает так много, как все мы вместе».

- Начинаем наш урок. С каким настроением вы приступаете к работе?

- Прочитайте пословицу! Как вы думаете, какой смысл кроется в ней?

- Действительно, если мы будем работать вместе, сообща, никакие трудности нам не будут страшны и мы всего сможем достичь.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

  1. Повторение изученного материала с включением новых слов. Работа с текстом, который распечатан и имеется у каждого ребенка.

 Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.


- Определите тему текста (о чем говорится в тексте?).

- Какие слова в тесте вам не понятны? (разительна)

- Выпишите слова в два столбика: 1 – слова с проверяемой безударной гласной, 2- слова с непроверяемой безударной гласной.

Дети выписывают слова и самостоятельно проверяют по доске (проектор).

В процессе работы возникает трудность: есть слова, которые не подходят ни к одной из названных орфограмм. Это слова растут, растения, выросшие.

- Можно ли проверить безударные гласные, подобрав проверочное слово? (не получается)


2)Пробное действие.

- Запишите все знакомые вам слова с данным корнем. Возможные варианты: росток, растение, выращенный, Ростов…

- К какому выводу мы можем прийти, записывая эти слова? (не можем подобрать проверочные слова, ошибаемся)


  1. Выявление места и причины затруднений.


- Когда, в какой морфеме мы ошибаемся? (в корне слова, не понимаем, почему в одном случае пишется О, а в другом А)

- Чему сегодня мы должны научиться? Какова тема нашего урока?

На доске появляется тема урока: «Буквы а–о в корне ­раст­ – ­ращ­– ­рос­»


Цель урока: научить правильно писать слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­раст­ – ­ращ­– ­рос­.


  1. Построение проекта выхода из затруднения.


- Чтобы достичь этой цели, какую учебную задачу поставим перед собой? (научиться правильно писать слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне)

- А что для этого нужно сделать? (узнать правило)


  1. Реализация построенного проекта.

- Прочитайте слова, которые записаны в три столбика (проектор)

Растение

Растительность

Вырастищь


Заросли

Срослись

Выросший


Сращение

Выращенный




- Проанализируйте слова в трех колонках, попробуйте установить закономерность в написании букв в корне слова, обсудите это в парах. Выскажите свои предположения.

- Сравните свои предположения с правилом в учебнике ( учащиеся формулируют правило самостоятельно и сравнивают с формулировкой в учебнике)

- Назовите условия выбора букв а–о в корне. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора.

-Какую задачу мы поставили перед собой? Что хотели выяснить? (- Научиться узнавать корень с чередованием, узнать правило написания. и правильно писать слова с ним)

- Запишите схематично правило в тетради.


На слайде появляется заранее заготовленная учителем схема. Дети по ней проговаривают несколько раз правило.

- Теперь вернитесь к тем словам, которые в начале урока вызвали затруднение. Объясните их правописание.


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Учащиеся развивают умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне ­раст­ – ­ращ­– ­рос­, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

- Запишите слова и объясните и написание.


Поросль, врастание, водоросль, разрастаться, выращенный, отрасти.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Детям раздаются индивидуальные карточки, в которых необходимо вставить пропущенные буквы. Затеет проверка по эталону (проектор). Слова в карточках записаны в столбик, напротив верного написания ученики ставят плюс, напротив неверного - вопрос.

- Ребята, у кого появились вопросы? Как мы можем ответить на них?


  1. Включение новых знаний в систему имеющихся знаний и повторений.

  1. Задание «Третий лишний».


Росинка, поросль, выросли.

Вырастить, растирать, подрастем.

Выращенный, приращение, возвращение.


  1. Составить предложение с включением слов с изученной орфограммой. Зачитать варианты предложений, обсудить написание слов.


  1. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание. Упр.


- Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли ее достичь?

-Что более всего понравилось на уроке?

- Закончите предложение:

Я рад, что…