Этап мотивации учебной деятельности | Ребята, на слайде стихотворение из газеты «Пионерская Правда» 1989 года (Приложение 1). Прочитайте, пожалуйста, его. – О чём это стихотворение? – Подумайте, о чем мечтали дети блокадного города? – Да, всё верно. Как вы понимаете, что такое блокадный хлеб? – Сегодня мы будем проводить работу над проектом «Блокадный хлеб по воспоминаниям жителей». Что может быть результатом нашей деятельности? | Это стихотворение о жизни в осаждённом городе, о судьбе Тани Савичевой. – Был голод. В стихотворении говорится о том, что дети мечтали о хлебе. -Это были маленькие кусочки хлеба. Проектным продуктом может стать рецепт блокадного хлеба. можно оформить небольшую выставку в классе. |
Этап изучения нового материала. | Ребята, разделитесь, пожалуйста, на три группы. Литературная группа: Познакомиться с книгой С. Алексеева «Подвиг Ленинграда», прочитать короткий рассказ «Блокадный хлеб», ответить на вопросы: – Каков был вкус блокадного хлеба? – Найдите в Интернет-ресурсах и прочитайте Ленинградскую поэму (О. Берггольц, 1942 г.), какую ценность имел хлеб в год блокады? Архивные работники: Вам необходимо познакомиться архивным документом, с копией Постановления Военного совета Ленинградского фронта1. – Расскажите, пожалуйста, о нормах выдачи хлеба в период блокады Ленинграда? Эксперты: вам необходимо проанализировать воспоминания жителей из Блокадной книги2, – Какие ингредиенты добавляли в состав блокадного хлеба? | Публичное выступление. Литературная группа: – Вкус был травянистым, часто горьким. Однако для жителей этот вкус был любимым. – В эти дни ценой кусочка была жизнь человека. Архивные работники: В период с 20 ноября 1941 года нормы выпуска хлеба: рабочим и сотрудникам - 250 гр.; всем остальным, иждевенцам, детям – 125 гр., воинским частям-300 гр.; Эксперты: Жители и работники рассказывают о том, что в состав добавляли обойную пыль, целлюлозу, ржаную муку низкого качества (около 45%), выбойки из мешков, применяли жмых. Добавляли, всё, что удалось найти: траву, хвою, опилки. |
Рефлексия | Организую беседу. – Как вы оцениваете свою работу? – С чем у вас ассоциируется блокадный хлеб? | Отвечают на вопросы. – С символом жизни, стойкостью, мужеством, осаждённым городом. |