СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок памяти "Блокадный хлеб"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок памяти "Блокадный хлеб" для обучающихся 5-9 классов - это  возможность прикоснуться к одной из самых трагических и героических страниц в истории нашей страны. В рамках данного урока обучающиеся, работая с дополнительными источниками информации, смогут узнать о блокадном хлебе.

Просмотр содержимого документа
«Урок памяти "Блокадный хлеб"»


Урок памяти «Блокадный хлеб»

Класс: 5-9 класс

Цель: создать условия для формирования представлений об особенностях жизни населения, сформировать у учащихся представление о значении хлеба в период блокады Ленинграда.

Задачи: разработать рецепт, наиболее близкий к рецептуре блокадного хлеба; изучить воспоминания жителей блокадного Ленинграда, архивные документы, разработать проектный продукт.

Технология: проектная деятельность

Раздаточный материал: копии страниц дневника Тани Савичевой, хлеб весом 125 гр. и копии карточек; воспоминания жителей из Блокадной книги А. М. Адамовича, Д. А. Гранина. – М:, 1977 г.; Алексеев С. П. «Блокада Ленинграда». – М:, 2023 г. - 101 с.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Этап мотивации

учебной деятельности

Ребята, на слайде стихотворение из газеты «Пионерская Правда» 1989 года (Приложение 1). Прочитайте, пожалуйста, его.

– О чём это стихотворение?

– Подумайте, о чем мечтали дети блокадного города?


– Да, всё верно. Как вы понимаете, что такое блокадный хлеб?


– Сегодня мы будем проводить работу над проектом «Блокадный хлеб по воспоминаниям жителей».

Что может быть результатом нашей деятельности?


Это стихотворение о жизни в осаждённом городе, о судьбе Тани Савичевой.

– Был голод. В стихотворении говорится о том, что дети мечтали о хлебе.


-Это были маленькие кусочки хлеба.


Проектным продуктом может стать рецепт блокадного хлеба. можно оформить небольшую выставку в классе.

Целеполагание

Какая будет цель проекта?



Какие задачи мы должны решить?

Цель: изучить состав хлеба в период войны.

Задачи: оценить значение хлеба в период войны; проанализировать воспоминания жителей блокадного Ленинграда; оформить проектный продукт.


Этап изучения нового материала.

Ребята, разделитесь, пожалуйста, на три группы.

Литературная группа: Познакомиться с книгой С. Алексеева «Подвиг Ленинграда», прочитать короткий рассказ «Блокадный хлеб», ответить на вопросы:

– Каков был вкус блокадного хлеба?

– Найдите в Интернет-ресурсах и прочитайте Ленинградскую поэму (О. Берггольц, 1942 г.), какую ценность имел хлеб в год блокады?


Архивные работники: Вам необходимо познакомиться архивным документом, с копией Постановления Военного совета Ленинградского фронта1.

– Расскажите, пожалуйста, о нормах выдачи хлеба в период блокады Ленинграда?


Эксперты: вам необходимо проанализировать воспоминания жителей из Блокадной книги2,

– Какие ингредиенты добавляли в состав блокадного хлеба?










Публичное выступление.

Литературная группа:

– Вкус был травянистым, часто горьким. Однако для жителей этот вкус был любимым.

– В эти дни ценой кусочка была жизнь человека.




Архивные работники:

В период с 20 ноября 1941 года нормы выпуска хлеба: рабочим и сотрудникам - 250 гр.; всем остальным, иждевенцам, детям – 125 гр., воинским частям-300 гр.;


Эксперты:

Жители и работники рассказывают о том, что в состав добавляли обойную пыль, целлюлозу, ржаную муку низкого качества (около 45%), выбойки из мешков, применяли жмых. Добавляли, всё, что удалось найти: траву, хвою, опилки.


Закрепление материала

Ребята, давайте обобщим результаты и оформим небольшую тематическую выставку.


Оформляют «Рецепт блокадного хлеба», выставку «Блокадный хлеб» (как итоговый продукт).

Рефлексия

Организую беседу.

– Как вы оцениваете свою работу?

– С чем у вас ассоциируется блокадный хлеб?

Отвечают на вопросы.

– С символом жизни, стойкостью, мужеством, осаждённым городом.

Таким образом, на уроке по данной теме была организована проектная деятельность учащихся. Продуктом проектной работы стала выставка «Блокадный хлеб». В рамках проекта учащиеся развивают навыки анализа литературных произведений, архивных документов.














Приложение 1

1 Постановление Военного совета Ленинградского фронта. № 00409 об установлении самых низких норм выдачи хлеба от 19 ноября 1941 года. – URL: https://1941-1942.rusarchives.ru/ru/1158-cga-spb-f-7384-op-36-d-63-l-185

2 Адамович А.М., Гранин Д.А. Блокадная книга // Новый мир. 1977. № 12. С. 74 – 76.