СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок памяти «Памяти жертв политических репрессий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия:

- воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей;

Просмотр содержимого документа
«Урок памяти «Памяти жертв политических репрессий»»

Барабинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Утверждаю:

зам.зав. филиалом по УВР

____________Т.Ю. Фадеева

«____»___________2020 г.






Методическая разработка

Урок памяти

«Памяти жертв политических репрессий»







Разработала:

преподаватель истории

Романова С.С.




г. Барабинск, 2020 г.



Цель мероприятия:

- воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей;

Основные задачи:

- углубить знания учащихся о сложной и противоречивой судьбе страны ХХ века - периоде политических репрессий;

- показать бессмысленную жестокость репрессий с одной стороны, и необыкновенную стойкость и преданность своей стране людей, прошедших через «маховик» репрессий на примере земляков , пострадавших от репрессий 30 – х годов.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, фильмы из проекта "Мой Гулаг"


План урока:

  1. Вступительное слово преподавателя истории.

  2. страница - Историческая

  3. страница – Жертвы Репрессий

  4. страница - ГУЛаг

  5. страница – Литературная

  6. страница – Дети репрессированных

  7. страница – Современный мир

  8. Минута молчания



Ход урока памяти.



1. Вступительное слово (Слайд 1)

Всем, 
Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою, 
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем, 
Кто по суду, без суда, совещанием особым 
Был обречён на тюремную робу до гроба, 
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями, 
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

- (Слайд 2) 30 октября – особенный день. День Памяти жертв политических репрессий. В нашем календаре много памятных дат. Временами одни забываются, им на смену приходят другие. Может быть, они не настолько близки каждому из нас. Но забывать эту дату нельзя.

- День памяти жертв политических репрессий в России – напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, были обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения и даже лишены жизни.

- (Слайд 3). Просмотр видео.

- (Слайд 4) Официально этот день был установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года "Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий".

- (Слайд 5) Что же такое репрессия?



1 страница. Историческая

Репрессии – от латинского «подавление» - это карательные мероприятия, наказания, имеющие целью подавить, положить конец чему – либо, исходящая от государственных органов власти. В ХХ веке наиболее жестокую и бесчеловечную форму они приняли в трех странах: Германии, Италии, России. В этих странах характерной чертой правящей партии и лидера, является стремление подчинить всех воле одного человека. Любые несогласия с политикой и идеологией рассматривались как антиобщественные, антинародные, заслуживающие сурового наказания.


2 страница. Жертвы политических репрессий


- (Слайд 6) Кто мог стать жертвой и зачем были уничтожены тысячи людей, которых Сталин даже не знал?


(Слайд 7) Первая массовая категория – люди, арестованные по политическим обвинениям органами государственной безопасности (ВЧК–ОГПУ–НКВД–МГБ–КГБ) и приговоренные судебными или квазисудебными (ОСО, «тройки», «двойки» и т.п.) инстанциями к смертной казни, к разным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к ссылке. По различным предварительным оценкам, за период с 1921 по 1985 г. в эту категорию попадает от 5 до 5,5 миллиона человек.

(Слайд 8) Вторая массовая категория репрессированных по политическим мотивам – крестьяне, административно высланные с места жительства в ходе кампании «уничтожения кулачества как класса». Всего за 1930–1933 гг., по разным оценкам, вынужденно покинули родные деревни от 3 до 4,5 миллиона человек. Меньшая часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу или к заключению в лагерь. 1,8 миллиона стали «спецпоселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Остальных лишили имущества и расселили в пределах своих же областей. Кроме того, множество крестьян бежали из деревень в большие города и на индустриальные стройки, спасаясь от репрессий, коллективизации и массового голода, ставшего последствием сталинской аграрной политики и унесшего, по разным оценкам, жизни от 6 до 9 миллионов человек.

(Слайд 9) Третья массовая категория жертв политических репрессий – народы, целиком депортированные с мест традиционного расселения в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. Наиболее масштабными эти административные депортации были во время войны, в 1941–1945 гг. Одних выселяли превентивно, как потенциальных пособников врага (корейцы, немцы, греки, венгры, итальянцы, румыны), других обвиняли в сотрудничестве с немцами во время оккупации (крымские татары, калмыки, народы Кавказа). Общее число высланных и мобилизованных в «трудовую армию» составило до 2,5 миллиона человек.

(Слайд 10) Большой террор - Период наиболее массовых сталинских репрессий и политических преследований в СССР 1937—1938 годов. Кампания массового террора была организована лично Сталиным.

 В эти годы только по политическим мотивам было приговорено к расстрелу 681 692 человека.

Количество жертв за 1937—1938 годы составило около 1 млн человек


3 страница - ГУЛаг

27 июня 1929 года Политбюро начало создавать самостоятельную систему лагерей, которые должны были заменить существующие тюрьмы по всей стране. Они должны были принимать заключённых, приговорённых к заключению на срок свыше трёх лет. Лица, приговорённые к более короткому сроку тюремного заключения, должны были оставаться в тюремной системе, которая находилась в ведении НКВД. Целью создания новых лагерей было использование трудового ресурса отбывающих наказание лиц для колонизации отдалённых и неблагоприятных земель на всей территории Советского Союза.

(Слайд 11) Гла́вное управле́ние лагере́й (ГУЛаг, также даётся сокращение Гулаг с расшифровкой Главное управление исправительно-трудовых лагерей) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930—1960 годах.

(Слайд 12) Система объединяла 53 лагерных управления с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, а также более 2 000 спецкомендатур.

Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.

(Слайд 13) В лагерях были тяжелейшие условия, не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Заключенные бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектах на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. Чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней и непосильного труда.

Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказания заключенные, находились на Соловках и на Колыме.


(Слайд 14) Просмотр фрагмента "Власть Соловецкая СССР ГУЛАГ"


4 страница. Литературная

(Слайд 15) «Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно-историческое произведение Александра Солженицына о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев со всего СССР, документах и личном опыте автора.

1. А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» Арест! Сказать ли, что это перелом всей вашей жизни? Что это невмещаемое духовное сотрясение, с которым не каждый может освоиться и часто сползает в безумие? Это - взламывание, вскрывание, сброс и срыв со стен, выброс на пол из шкафов и столов, вытряхивание, рассыпание, разрывание - и нахламление горами на полу, и хруст под сапогами. И ничего святого нет во время обыска! При аресте паровозного машиниста Иношина в комнате стоял гробик с его только что умершим ребенком. Юристы выбросили ребенка из гробика, они искали и там. И вытряхивают больных из постели, и разбинтовывают повязки.

2. А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» Участник Ярославского восстания 1918 г. Василий Александрович Касьянов рассказывал, что камеру раскаляли, пока из пор тела не выступала кровь; увидев это в глазок, клали арестанта на носилки и несли подписывать протокол. А в Грузии в 1926 г. подследственным прижигали руки папиросами; в Метехской тюрьме сталкивали их в темноте в бассейн с нечистотами. Щекотка - тоже забава. Привязывают или придавливают руки и ноги и щекочут в носу птичьим пером. Арестант взвивается, у него ощущение, будто сверлят в мозг.

(Слайд 16) «Колымские рассказы» — цикл рассказов и очерков Варлама Шаламова, в котором отражена жизнь заключённых Севвостлага, написанный в период с 1954 по 1973 год после возвращения автора с Колымы и отражающий личный опыт автора, проведшего там шестнадцать лет,

3. В. Шаламов. Колымские рассказы. Градусника рабочим не показывали, да это было и не нужно - выходить на работу приходилось в любые градусы. К тому же старожилы почти точно определяли мороз без градусника: если стоит морозный туман, значит, на улице сорок градусов, ниже нуля; если воздух при дыхании выходит с шумом, но дышать еще не трудно - значит, сорок пять градусов; если дыхание шумно и заметна одышка - пятьдесят градусов. Свыше пятидесяти пяти градусов - плевок замерзает на лету.

4. В. Шаламов. Колымские рассказы. Когда случалось чудо и суп был густой, мы не верили и, радуясь, ели его медленно-медленно. Но и после густого супа в потеплевшем желудке оставалась сосущая боль - мы голодали давно. Все человеческие чувства - любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность - ушли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего продолжительного голодания. В том незначительном мышечном слое, что еще оставался на наших костях, что еще давал нам возможность есть, двигаться, и дышать, и даже пилить бревна, и насыпать лопатой камень и песок в тачки, размещалась только злоба – самое долговечное человеческое чувство.

5 .В.Шаламов. Расчесы на коже зажили гораздо раньше, чем другие раны. Исчезал понемногу черепаховый панцирь, в который превратилась на прииске человеческая кожа; ярко-розовые кончики отмороженных пальцев потемнели: тончайшая кожица, покрывавшая их после того, как лопнул пузырь отморожения, чуть загрубела. И даже – самое главное – кисть левой руки разогнулась. За полтора года работы на прииске обе кисти рук согнулись по толщине черенка лопаты или кайла и закостенели, как казалось, навсегда. Кисть руки, живая, была похожа на протез-крючок. Она выполняла только движения протеза.


5 страница. Дети репрессированных

(Слайд 17) Ясли и детские комбинаты, приемники-распределители, детские дома и зоны для малолеток — сотни тысяч советских детей родились и выросли в изоляции. Их рожали в товарных вагонах, связывали и насильно кормили горячей кашей, брили наголо, били за хлебные крошки и сажали в тюрьмы за письма арестованным родственникам.

Дети, оказавшиеся под присмотром государства или отправленные этим государством искупать свои вины, по большей части вымышленные, делились на категории:

1) лагерные дети (дети, рожденные в заключении);

2) кулацкие дети (крестьянские дети, которым во время насильственной коллективизации деревни удалось ускользнуть от высылки, но которые были позже пойманы, осуждены и направлены в лагеря);

3) дети врагов народа (те, чьи родители были арестованы по 58-й статье); в 1936—1938 гг. дети старше 12 лет осуждались Особым совещанием по формулировке «член семьи изменника родины» и направлялись в лагеря, как правило, со сроками от 3 до 8 лет; в 1947—1949 гг. детей «врагов народа» наказывали строже: 10—25 лет;

4) испанские дети; они чаще всего оказывались в детских домах; в ходе чистки 1947—1949 гг. эти дети, уже подросшие, были посланы в лагеря со сроками 10—15 лет — за «антисоветскую агитацию».

(Слайд 18) Просмотр видеоролика «Дети ГУЛАГа»



6 страница. Современный мир

- Что делают люди в современном мире для того, чтобы не было таких страшных явлений как «Культ личности», репрессии, тоталитаризм?

* Построение правового и гражданского государства в основу которого входят, в первую очередь, свобода и жизнь человека, право на достойную жизнь, право на защиту своим государством, свобода вероисповедания и выбора религии, независимо от национальности, свободу слова и выбора жизненного пути, свободу печати и проведения собраний, право на образование и достойную оплату труда, право растить своих детей в свободном демократическом обществе, неприкосновенность частной собственности, демократичный суд, отсутствие смертной казни.

*. Все эти права и свободы прописаны в мировых документах, защищающих права человека:

- Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН в 1948 году

- Международный Пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 году

- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 1953 году

- Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году.

* Следят за этим международные организации:

- Организация Объединенных Наций (ООН)- возникла в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом;

- Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - защита прав меньшинств, предотвращение дискриминации по признакам расы, пола, языка и религии;

- Комитет по правам человека, права и свободы человека в отдельных государствах;

- Европейская комиссия по правам человека, защита прав и рассмотрение конкретных случаев несоблюдения прав человека в мире;

- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Ведущий: 30 октября – отмечается как великий скорбный день по всей планете - День памяти жертв политический репрессий. Эта памятная дата установлена не государством, а самими узниками политических лагерей. Решение Верховного Совета России от 18. 10. 1991 года, внесшее его в государственный календарь, только придало ему официальный характер.

(Слайд 19) Минута молчания (все встают, тикают часы, на экране меняются слайды с памятниками).

« Соловецкий камень на Лубянской площади в Москве,

Памятник « Маска скорби» - в Магадане,

Мемориальный комплекс « Катынь» - в Смоленской обл.

Мемориальный комплекс « Медное» - в Тверской обл.

Мемориальное кладбище в урочище « Сандромах» - в Карелии

Памятные знаки на Левашовском кладбище под Санкт-Петербургом

Памятник жертвам сталинских репрессий – во Владивостоке

Памятник жертвам сталинских репрессий – в г. Кызыл , Республика Тыва

Памятник жертвам террора – в Томске

Мемориал на месте массовых захоронений жертв репрессий 1937-1940 годов – в пос. Пивовариха, Иркутской обл.