 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛУГАНСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА» |
|
РАЗРАБОТКА ПЕРВОГО УРОКА" "Донецк-город герой»!
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора школы по УВР
___________________А.В.Черкас
2017-201
РАЗРАБОТКА "1 УРОКА" "Донецк-город герой»!
Тема. Донецк-город герой
Цель: формировать и развивать у граждан Донецкой Народной Республики патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего республики, народа, личности от того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности патриотическими началами, насколько высоко будет их стремление сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально и социально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Ход урока
I. Организация начала урока
Дорогие дети! Красочная осень встречает вас замечательным праздником и первым уроком.
Мы на пороге в увлекательную страну знаний. И сегодня мы отправимся путешествовать по родному краю.
РОДИНА
Есть на свете много разных стран,
сёл, посёлков, городов всех разных,
Но Родина твоя всего одна,
И для тебя она всего прекрасней.
Родина – то место, где родился,
Родина – то место, где живёшь,
И если вдруг со мною что случится,
Родина, ведь ты меня спасёшь?
Ты там, где солнце светит по-другому,
И терриконы крепкою стеной стоят.
Ты там, где на душе теплее…
Берёзки выстроились в ряд…
Мой Донбасс – это судеб шахтёрских сонет
И характер стального покроя.
Это поступь блистательных наших побед,
Имена наших славных героев.
Это наша судьба, мой родительский дом
С ним я связана нитью незримой.
Мне здесь дорого всё. Мы всем этим живём.
Здесь все улочки сердцем хранимы.
II. Сообщение темы и цели
Мелькают зелёные кроны деревьев, широко раскинулись бескрайние донецкие степи. Человек городской смотрит на эту красоту и удивляется - степь только в книжках ровная, как скатерть, на самом деле она изрезана тропиками и речушками, устлана холмами и оврагами. Но самое необычное - это терриконы. Неподвижные и строгие, эти искусственные горы как будто «охраняют» тишину степей Донбасса. А вокруг цветет полынь, цветет серым, горьким цветом, цветет, как цвела много лет, никогда не думая о том, на чьей земле цветет, становясь при этом символом Родины - и для скифов, и для русских...
А начнётся наше сегодняшнее путешествие по тропинкам Донбасса с одной поучительной истории…
III. Основная часть
1) ПРИТЧА О РОДИНЕ
Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато. Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми. Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не хватает.
Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
- Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то! - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
- Где родился - там сгодился, - пел тонкий серебристый голосок. Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.
А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его...
Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки, родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный...
Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку. И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира. Это был путь на Родину, дорога к себе самому!
- А что же такое Родина, как вы думаете?
- Родина только одна – это та часть Вселенной, где ты родился, где ты провел детство, где ты вырос и возмужал, знакомые по детству и по юности места и то, что близко по духу, по настроению, то куда приходишь с ощущением собственного дома.
- Скажите, ребята, а где ваша Родина?
2) РОДНОЙ КРАЙ НА КАРТЕ
От родного края веет уютом отчего дома, добротного и просторного, многоголосого и хлебосольного.
Как и любой отчий дом, он имеет свои неповторимые звуки, запахи, житейский уклад и распорядок.
Жильцы этого дома издавна плавят, куют, штампуют, формуют, режут металл. Они первыми из людей берут в руки кусок угля, пролежавшего под землей десятки миллионов лет.
Сегодня речь пойдет о том, что это за родной край и где он расположен.
Однажды Коля нашёл у дедушки большой рулон пожелтевшей бумаги. Вот это находка! В его руках рулон быстро превратился в подзорную трубу. Он рассматривал всё: детей на спортивной площадке, бабушку, которая развешивала бельё, куклы на полке сестры... Но тут вошёл дедушка.
- А ты знаешь, что у тебя в руках? - спросил дедушка. Он не любил, когда Коля брал его вещи без спроса. - Это географическая карта. На ней можно найти то место, где мы живём.
Дедушка развернул карту. Она напоминала газету. Множество слов, линий, жёлтых островков и синих лужиц рассыпалось на бумаге. Всё это я уже видел на своём глобусе.
Вот, смотри: территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом.
- А почему эта территория получила такое название? – спросил Коля
- От сокращения: ДОНецкий угольный БАССейн.
Нет на свете ничего милей,
Нем простор родных моих степей.
Домом будет он для каждого из нас,
А зовется этот край - Донбасс!
Издавна под Донбассом имели в виду территорию двух областей (Донецкой и Луганской) с населением около 7 миллионов человек. Это был один сплошной мегаполис - один из крупнейших в Европе. Мегаполис, протянувшийся на 250 км с запада на восток и на 200 км с юга на север, имеющий обширные предместья, сельскохозяйственные зоны, крупный морской порт и несколько аэропортов. Всего в составе мегаполиса было порядка 70 городов с населением более десяти тысяч человек в каждом.
Донбасс - это царство индустриального труда, он всегда гордился своими городами.
Столица шахтерского края - город Донецк . Вот туда мы и отправимся...
3) ДОНЕЦК
Добро пожаловать в город-красавец Донецк. Хотя чаще Донецк связывается в нашем представлении с углем и металлом, но в последние годы все чаще это город интересен своими уникальными памятниками истории и современной архитектуры. Надо пройтись по набережной Кальмиуса,бульвару Пушкина, парку Щербакова, чтобы убедиться - это один из лучших городов, где вы когда-либо побывали.
В 1970 году ЮНЕСКО присвоило Донецку звание "Город миллиона роз" , как самому зелёному промышленному городу Европы. На улицах, в парках и скверах города цветёт более миллиона этих прекрасных цветов. Розы - это символ и гордость Донецка.
4) ПАМЯТНИКИ ДОНЕЦКА
Если вы решите осмотреть все памятники в Донецке знаменитым людям прошлого и современности, исторические монументы, боюсь, вам одного дня не хватит. В шахтерской столице числится 262 памятника истории и культуры. А еще есть много памятников именитым землякам и просто копий-подарков от разных друзей-побратимов.
Памятник «Слава Шахтёрскому труду» является «визитной карточкой» города. Он представляет собой скульптуру шахтёра в полный рост, который в правой вытянутой руке держит кусок каменного угля. Скульптура изготовлена из чугуна.
Этот памятник находится в Киевском районе Донецка.
Джона Юза в Донецке чтят. А как же иначе - основатель города, британский промышленник, инженер, создатель металлургического завода. Основателя города не стали поднимать на высокий постамент - он вылит в человеческий рост. Памятник Юзу установлен на центральной улице Донецка - улице Артема.
Царь-пушка, установленная в Донецке на площади перед горсоветом - точная копия знаменитой московской Царь-пушки, самого большого по калибру орудия в мире. Это подарок от жителей Москвы жителям Донецка.
В 1896 году кузнец Юзовского металлургического завода Алексей Мерцалов выковал для нижегородской выставки-ярмарки из куска шахтного рельса стальную пальму . Это произведение кузнечного искусства стало безусловным символом Донбасса, а Донецк стали называть Восточной ПАЛЬМирой.
Еще один монумент Донецка посвящен памяти воинских частей, которые освобождали наш край во времена Великой Отечественной войны. Памятник «Твоим освободителям, Донбасс» представляет собой площадку в форме треугольника, на которой расположены три наклонные стены, имитирующие донецкие терриконы.
На стенах нанесены даты освобождения населенных пунктов нашего края. Основные защитники Донбасса - солдат и шахтер - вместе держат меч, опущенный острием вниз. Молодость солдата и зрелость шахтера - олицетворение силы и мужества наших защитников. Рядом с монументом находятся площадка военной техники, сквер ветеранов, колокол памяти и скала партизанам-подпольщиков.
5) РОДНОЙ ГОРОД
- А как называется наш город?
- А знаете ли вы откуда это название?
Название города Макеевка, по легенде, происходит От имен Макея и Евы, якобы жителей когда-то небольшого поселка.
Макея люди очень любили за доброту, трудолюбие и готовность всегда прийти на помощь. А Еву, его жену, не любили, потому что она была женщиной недружелюбной, сварливой и злой. Поэтому жители поселка звали ее просто Евкой.
Этот поселок не имел названия, и жителям это не нравилось. Долго не думали, так как был только один человек, о котором абсолютно все отзывались хорошо и который заслуживал, чтобы в его честь был назван поселок.
Пришли жители к Макею и сказали, что хотят назвать поселок Макей. Но Макей не согласился с ними, потому что считал, что и имя его жены тоже должно быть в этом названии, так как любил он ее очень сильно, и если Бог соединил их, то они должны быть всегда вместе. Подумали жители над Макеевыми словами и решили: пусть в названии будет и имя Макея, и имя Евки, может, успокоится сварливая баба. Так и назвали Макейевка.
Макеевка – город с особенным характером. За три с лишним века макеевчанам удалось не только создать крупный промышленный центр с развитой инфраструктурой, но и вырастить огромное количество талантливых макеевчан, прославивших наш город далеко за его пределами.
Именно в Макеевке, благодаря огромному трудовому и духовному потенциалу, патриотизму и любви жителей в разные времена создавались удивительные памятники культуры и архитектуры, рождались самобытные традиции, история города и достижения наших предков свято хранились и передавались из поколения в поколение.
Годом основании Макеевки принято считать 1690 г.
Макеевка включает в себя пять районов, 32 поселка и села. Жители города представлены более чем 100 национальностями, большинство из них – русские.
Макеевка имеет собственную символику – герб, флаг, гимн.
Макеевку по праву называют индустриальной жемчужиной региона.
Макеевка - город с древней историей. На территории Макеевки найдено 147 памятников археологии. В городе зафиксировано 75 курганов, оставленных кочевыми народами: скифами, сарматами, половцами и др.
IV. Итог урока
Своеобразна и неповторима природа Донецкого края, в ней ковыльные степи заповедников и дубовые рощи, меловые утесы Святых гор и гранитные скалы реки Кальмиус, сосновые леса Святогорья и рукотворное чудо Великоанадольского леса, песчаные пляжи теплого" Азовского моря и целебные соленые озера Славянска.
- Вот мы и закончили наше воображаемое путешествие по родному краю. Вы, дети, имеете в сердце высокое чувство любви к родному краю, а поэтому сможете сделать все для того, чтобы наша земля и в дальнейшем расцветала, и богатела. А для этого нужно получать знания, много знать и уметь. Так старайтесь учиться так, чтобы вами гордилась Родина.
- А сейчас нарисуйте в своих альбомах свою Родину, то место, где вы растёте, где родились
 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛУГАНСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА» |
|
Единый урок Памяти «Донбасс непокоренный»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора школы по УВР
___________________А.В.Черкас
2017-2018
Единый урок Памяти «Донбасс непокоренный»
Эта память – верьте,
люди – всей земле нужна…
Если мы войну забудем,
вновь придёт война.
Р. Рождественский
Цель: формирование у обучающихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, первичности духовного относительно материального, уважительного отношения к человеку и его труду; воспитание у ребенка своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.
Оборудование: проектор, видео «Донбасс непокоренный», презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Подготовительная работа к постановке темы урока.
Восьмое сентября 1943 года памятная дата в истории нашей Родины. Наряду с Днем Великой Победы День освобождения Донбасса – праздник мира и день памяти по погибшим согражданам. Война... Это слово нам не приснилось. Оно слышится, не только когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей, оно слышится и сейчас в каждом доме. Оно звучит и тогда, когда за окном бушует май и желтеет сентябрь. Оно слышится и тогда, когда убелённые сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость, такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут, вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну. Народ нашего славного трудового Донецкого края ежегодно отмечает праздник освобождения донбасских сёл, городов и посёлков, вспоминает героев: Маршала Советского Союза Ф.И. Толбухина, генерала-лейтенанта К.А. Гурова; гвардии полковника Ф.А. Гринкевича и др.
Война беспощадна и жестока, она унесла и уносит жизни многих безвинных и безгрешных, но мы должны передать новым поколениям память о погибших, веру в величие народного подвига. Во все века героизм и мужество воинов, мощь и боевая слава были неотъемлемой частью величия
государства. В трудных условиях восстанавливается и продолжает жить трудовой Донбасс, создавая новую государственность – Донецкую Народную Республику, возрождая внимание к нашим истокам, глубинным корням нравственности, патриотизму, защищая территориальную целостность родного Донецкого края.
Мотивация учебной деятельности.
Как вы думаете, нужно ли вспоминать о Великой Отечественной войне, о тех ужасах и страданиях, которые пережил наш народ?
Сообщение темы и цели урока.
8 сентября 2016 года исполняется 73 года освобождения Донбасса от захватчиков.
73 года назад Советские войска освободили Донецкую область от немецко-фашистских захватчиков. С тех пор этот праздник стал символом мужества и отваги воинов, их готовности к самопожертвованию и настоящему подвигу. Памятные дни 1943 года, стали для всего Донбасса символом торжества и скорби, радости и муки, гордости и страдания.
Урок посвящается:
-Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.
-Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.
-Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей.
-Тем, кто на речных перевалах шел, словно камень ко дну.
-Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену.
-Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
-Тем, кто ушел в бессмертие и тем, кто победил.
Посвящается.
Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=XmewsqGhJRY
Составление ассоциативного куста.
Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово – война,
Над планетой, над целым миром
Тянет черные руки она.
Война
(горе, боль, смерть, крик, шум, сирена)
- Фашизм принес дончанам зверства, разлуку, голод, слезы. Миллионы мужчин ушли на фронт. Их места заняли женщины и дети.
- Дети войны… Война забрала у них все: отчий дом, материнскую ласку, отцовскую заботу, безоблачное детство и юность, а самое главное – лишила права жить
Чтение стихов.
Еще когда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
За все, что есть у нас сейчас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то,
Спасибо нашей армии,
Спасибо дедам и отцам!
Я выйду в степь родную — отчую,
я выйду в степь мою — сыновнюю.
и вас увижу я воочию,
и все, что было с вами, вспомню я,
мои далёкие и — близкие,
на нас, наследников, похожие.
Плывут года над обелисками,
года, которых вы не прожили.
Плывут года над светлым городом,
над корпусами и составами;
над синью рек и хлебным золотом, —
над всем, что вы сынам оставили.
Мемориальными плато и обелисками
Хотим мы память о героях чтить.
Здоровьем ветеранов, светлыми их лицами
Из года в год мы будем дорожить.
Поклонимся великим тем годам.
Всем нашим командирам и бойцам,
Всем маршалам страны и рядовым,
Всем тем, кого нам забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Минута молчания (слайд)
Практическая работа.
Рисунки о мире.
Подведение итогов.
Мы, живущие на свете, должны помнить героев и сохранить обязаны волшебный мир для будущих поколений. И знать, какой ценой завоёван этот мир нужно не мёртвым, это нужно живым.
С каждым годом всё меньше остаётся наших победителей. И уже не столько из рассказов, сколько по фильмам и книгам вы узнаете о тех, кто ценой своей жизни подарили нам мирное небо, кто выжил и стал для нас символом мужества, мерилом истинной любви к родной земле.
Пусть больше мы никогда не почувствуем эти страшные отблески войны, и наш народ всегда живет в мире и согласии! Пусть эта память учит всех нас добру, стойкости и человечности!
Честь и Слава освободителям Донбасса!
 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛУГАНСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА» |
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПЕРВОГО УРОКА
«Люблю тебя, родной Донбасс!»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора школы по УВР
___________________А.В.Черкас
2017-2018
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПЕРВОГО УРОКА
«Люблю тебя, родной Донбасс!»
Люблю ли я тебя, моя земля?
Да что, скажи, я без тебя бы значил!
Ты есть — в тебе поэзия моя!
Ты есть — и я с тобой стократ богаче.
Люблю тебя, родной Донецкий край,
Прошла здесь через сердце жизни трасса.
И где бы ни был ты, не забывай,
Что мы с тобою родом из Донбасса.
ЦЕЛЬ: воспитывать у школьников любовь к родной земле; способствовать формированию сознательной гражданской позиции , привлечь внимание учащихся к историческим событиям в Донбассе, прививать патриотические чувства, укреплять в учащихся чувство национальной гордости и достоинства.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентации, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, прозвенел первый звонок. Осознаёте ли вы, что для вас он больше никогда не повторится? Десять лет назад вы пришли к нам маленькими первоклассниками. Школа казалась вам огромной, а годы, которые предстояло провести в ней, – бесконечными.
Для вас сегодня особенный день, особенный урок. Только что вы завели в класс новое поколение школьников, а сами незаметно превратились в выпускников. Впереди, совсем скоро, та большая жизнь за порогом школы, которую вы ждали. Но какая она, взрослая жизнь? Какой дорогой идти? Что останется после вас в этих стенах? Какими ценностями надо дорожить? О чём помнить?
Сегодня поговорим о нас, о нашем родном крае .
Родина! Великое слово... Но для каждого она начинается в том городе, селе, в том доме, где он родился. Для нас с вами – в Донбассе.
Тема сегодняшнего первого урока - «Люблю тебя, родной Донбасс!»
Нет на свете ничего милей,
Чем простор родных моих степей
Домом будет он для каждого из нас,
А зовется этот край - Донбасс!
(видеоклип "Донецк - мой любимый город")
Ученик 1.
Донецкий край, тебя милее нет!
Ты — колыбель степной травы и запахи полыни,
Закат лиловый, солнечный рассвет,
Ты — неба серого и радость и унынье.
Твой воздух, запыленный, чище слез девичьих,
Рябины горькой вкус знакомый с детских лет.
Проснешься на рассвете в звонком пенье птичьем —
Клин журавлиный с неба шлет тебе привет.
Поля пшеницы — словно реки золотые,
Зеленые леса и пышные сады
Пьянящим ароматом травы полевые
Оставят в сердце навсегда следы.
И где бы ни был, что бы ни случилось,
Ты помни Родину, не смей её забыть.
И пусть судьба с тобою лихо обратилась
Донбасс не в праве, слышишь, разлюбить.
Как песня матери, пусть ветра шум напомнит,
Домашний теплый хлеб, тепло земли святой,
Крик лебединый сердце памятью наполнит
Ты в мыслях береги его, ведь он твой край родной!
Ученик 2
Как можно жить с тобой в разлуке
И не томиться день-деньской?
Как не грустить всю ночь от скуки,
Когда у ветра - свист чужой?
Сама собою мысль стремится
Туда, где плещется Азов,
Где горизонт в луга ложится,
И сердце рвет щемящий зов
За ветром, что в степи резвится,
Туда, где синяя вода,
Где колосит зерном пшеница,
Где терриконных гор гряда.
Где тополя, вонзаясь в небо,
Шумят разбуженной листвой,
Где пахнет углем, пахнет хлебом
– В Донецкий край любимый мой.
Учитель:
Родная земля – это колыбель, которая качает нас на волнах жизни. Она подхватывает, когда мы падаем, укрывает от всяческих невзгод и житейских передряг, учит нас человеческой доброте, взаимопомощи, преданной дружбе и верной любви.
Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, встретил первую любовь, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться.
Повзрослевшие юноши и девочки разлетятся по миру в поисках лучшей жизни. Многие осядут на чужбине, создадут семьи, бизнес. Проживут жизнь насущными проблемами. И вдруг наступит тот момент, когда воспоминания о Родине щемящей болью пронзят сердце. В ушах зазвенит колокол маленькой родной церквушки, зашумят, налитые зерном, колосья на ветру, заливисто запоют соловьи, заплещется прозрачная деревенская речушка. Родная земля голосом матери позовет домой и будет терпеливо ждать, седея белыми снегами.
Встреча с Родиной из укромных уголков души выплеснет те самые светлые помыслы и деяния, самые лучшие побуждения и, конечно, мечты, которые выльются благодатными слезами, омывая истерзанное разлукой сердце.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?..
Учитель:
- Кому из присутствующих в классе знакома эта песня?
(Как правило, её быстро узнают)
Я предлагаю Вам вслушаться в слова.
(Видеоклип "С чего начинается Родина")
Учитель
Из чего вырастает огромная любовь человека ко всему, что умещается в
одном слове Родина?
Идешь по улицам родного города, по его площадям и тихим переулкам и
сердцем своим ощущаешь: это твой город. Так же и Родина. Она есть у тебя, как есть мать, небо над головой, рябина под родными окнами, воздух, которым ты дышишь.
Родина - это родной язык, который ты слышишь с детства, которым ты выговорил первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книжку родным языком, и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочитаешь в будущем. Может, и другими языками. Но родным будет язык твоей мамы, язык, которым говорят все вокруг. И родное слово, родной язык – это тоже часть твоей родины.
Родина - это мир твоего детства. Из него многое запало в душу. И дедушка, который вышел из ворот посмотреть, как ты впервые идешь в школу. До конца вашей улицы ты ощущал его взгляд. И руки отца, крепкие и надежные, которые научили тебя плавать – это тоже твоя родина.
Это школа, где вы слово «родина» впервые прочитали по слогам.
Родина - это наш народ, ваши любимые родители и учителя, старший брат, друзья, добрые соседи. Это ваши любимые поэты и писатели, артисты и музыканты.
Любовь к Родине не объяснить, не увидеть человеческим взглядом. Ёе можно лишь чувствовать, как чувствует жизнь появившийся на свет младенец. Она захватывает тебя постепенно, проникая в самые потаённые уголки твоего сердца. Она смешена с воздухом родного города. Мы дышим ею, пытаясь вобрать в себя частичку маленького мира по имени "Родина". И в такие минуты мы, как будто становимся единым целым, кончиками пальцев ощущаем ёе безграничное тепло. Пожалуй, это чувство можно сравнить лишь с тем, что испытывает ребенок, прижавшись к материнской груди. Так и мы, дети одной земли, разбрелись кто куда в поисках неведомого счастья. Но каждый ребенок рано или поздно возвращается к теплу домашнего очага, давшему ему жизнь.
Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Но если беда черным крылом накроет родную землю, каждый станет патриотом Отчизны. Совесть и долг поднимают народ на героический подвиг. Когда целая страна попрана врагом, горит в огне, стонет от боли, зияет в немом крике воронками от взрывов снарядов и бомб, тогда все «я» сливаются в одну мощную силу сопротивления
«… С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…»
А, может, она начинается с жестокой гражданской войны?
С расстрела «неправильной» нации во имя единой страны?
С чего начинается Родина? Для каждого здесь и сейчас
Она начинается с гордости за непобедимый Донбасс,
За граждан Донецкой республики, что шли, не скрывая лица,
На эту войну не за рублики, и будут стоять до конца.
С чего начинается Родина? С тех мест, где родительский дом,
С пейзажа любимого города, что с самого детства знаком.
Со школьных друзей и учителя, к которому шёл в первый класс…
Спасибо от каждого жителя за наш Богом данный Донбасс!
(видеоклип "Здравствуй, мой город")
Ученик 3
Родной Донбасс, тебя не узнаю...
Здесь все не так... все стало по-другому,
Здесь смех не слышен, птицы не поют,
И поросла травой дорога к дому.
Совсем недавно ты благоухал,
Казалось, мир настолько бесконечен...
О, ты, Донбасс, тогда еще не знал,
Как о погибших зажигают свечи...
Пустые села... выжжены поля,
Как мне помочь тебе, мой край родимый?
Ты - жизнь моя, ты - родина моя,
Воскресни! Возродись! Донбасс, любимый!
Ученик 4 Сочинение школьницы.
Я была ученицей примерною
Вместе с сотней других детей
О войне, как и вы, наверное
Знала только из новостей.
Я не знала всех ли увижу я
Этой осенью снова за партами
Расплатились многие жизнями
За судьбу политической карты.
Я не знаю какими законами,
По каким таким чёрным правилам,
Нас, когда-то родные народы,
Ненавидеть друг друга заставили.
Вновь попросят писать сочинение
"Как провел я ушедшее лето?"
Я в слезах, с комом в горле, волнением
В своих мыслях ищу просвета.
Мне о чем написать с красной строчки???
О подвалах, где мамы нас прятали?!
Шуме танков и днем и ночью?!
И слезах, что с глаз моих капали??!
Написать может в красках о взрывах,
Диком страхе, про минный обстрел
Про молитвы "спастись" в перерывах?
И о тех, кто сбежать не успел??!
Ну а я, обычная школьница,
Сочинением увлечена
Здесь пишу, чтобы вам запомниться:
"Мое лето украла война"..
Ученик 5
Нам довелось войны отведать.
Война соленая на вкус.
Здесь в пироге военных будней
Слезой пропитан каждый кус.
А нам мечтается о мире,
Что не в обстрелах и беде.
О тишине, семейном счастье.
Пускай на хлебе и воде.
О, как же молятся об этом
В тревожном сумраке ночей
Донецкие земля и небо,
И звезды в трепете лучей.
И жёны с ранами на душах
От злых тревог - войны ножей -
Вручают Божьему смотренью
Сынов, дочурок и мужей.
За боль не требуют отмщенья.
Не числят мер чужой вины.
Лишь просят веры и терпенья,
Вкусив и желчь, и соль войны.
Учитель
Мы будем помнить… Это никогда не забыть…
Любая война закончится, но останется боль войны. Останутся слёзы матери того, кто никогда не узнает, погиб он победителем или побеждённым. Останутся те истории и взаимоотношения между странами, народами и людьми, которые вы будете пытаться объяснять детям и внукам. И как бы вы не хотели участвовать в войне, и на каком бы далёком краю вы не построили бы свои хаты — в людях, живущих на Донбассе останется память. И это не только память высказываний о политике. Прежде всего — это память свистящих пуль, артобстрелов и вой сирен… Память страха за родной город, за свою семью, друзей и за своих земляков…
Да. Во время войны врут все. В войне не может быть правды. Правда остаётся в искалеченных сердцах и телах тех, кто живёт на Донбассе, каждого кого коснулась война. Правда остаётся в тех, кто целится в живых людей и кто принимает смертоносный свинец. Правда останется в тех обелисках погибших и пропавших без вести, которые появятся на земле донбасской. Правда останется в тех, кто подвергся пыткам и насилию… Это реальность и это происходит в 21 веке…
Любая война закончится и в каждом, кто её переживёт, останется правда такого хрупкого мира…
Мы будем помнить…
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
Ученик 6
Вырви войну из сердца.
Сердце - обитель мира.
Битве за правое дело
Не сотвори кумира.
Если заблудшие братья
Душу твою ногами,
В сердце отыщешь силу
Их не назвать врагами.
Вырви войну из сердца.
Бейся, лишь защищая
Малых, убогих да старых,
Мести не обещая.
В прочем не сделай душу
Ни полигоном, ни тиром.
Войны рождаются в сердце.
Но побеждаются миром.
(Диспут.)
Учитель
Ребята, вы сегодня - наше молодое поколение, наше будущее, наше "завтра".
1. Скажите, а легко ли быть молодым в наше такое нелегкое время?
(ответы учеников)
2. Что вы сейчас можете сделать для своей Родины, для Донбасса?
(Ответы учеников)
А сейчас я предлагаю вам выразить свою любовь к Донбассу вот на этих маленьких сердечках. Напишите на них ваши пожелания соей Родине и прикрепите на доску.
(Ученики пишут, крепят на доску, в это время на экране клип "Знаешь, как хочется жить")
(Учитель подводит итоги, комментирует.)
Учитель
Живи в веках, любимый наш Донбасс, -
Наш Русский Рур, наш край угля и стали.
Тебя враги и беды не сломали,
Живи в веках, любимый наш Донбасс!
Живи в веках, любимый наш Донбасс,
Ты никогда не станешь на колени!
Во имя жизни новых поколений
Живи в веках, любимый наш Донбасс!
Живи, Донбасс, земля моих отцов!
Здесь на просторе вольный ветер веет,
Здесь в вышине орёл свободно реет,
Живи, Донбасс, земля моих отцов!
Живи, Донбасс, земля моих отцов,
Здесь полит кровью каждый метр степи!
Край металлургов и шахтёрской крепи,
Живи, Донбасс, земля моих отцов!
"Живи, живи в веках, родной Донбасс!" -
Звучат средь терриконов зов и эхо,
Война и смерть - всего лишь только веха,
Живи, живи в веках, родной Донбасс!
Живи, живи в веках, родной Донбасс,
Живи и крепни силой, край любимый!
Ты выстоишь, наш край непобедимый,
Живи в веках, любимый наш Донбасс!
Учитель.
Вот и подошел к концу наш первый урок.
А я еще раз хочу пожелать вам мира, любви, терпения, сил, творческих успехов в новом учебном году.
Людям Донбасса-неба без тучек!!!
Людям Донбасса-солнышка лучик!!!
Людям Донбасса - Мира, Добра!!!
ПУСТЬ ПРЕКРАТИТСЯ ЭТА ВОЙНА!!!