2) образовательная: определять главную идею произведения и видеть особенности языка;
3) воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, к культуре и истории своей страны, вызвать интерес к творчеству В.А.Архипова.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Включение в деловой ритм | Подготовка класса к уроку | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация и пробное учебное действие («вызов») Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения, необходимого для « открытия нового знания» | Выявляет субъективный опыт учащихся, определяет типичные недостатки. 1.Фронтальный опрос. - Любите ли вы свою Родину? - Как одним словом можно назвать чувство любви к Родине? -За что вы любите Родину? 2. Вступительное слово учителя: Сегодня у нас урок ПАТРИОТИЗМА с презентацией сборника стихов Владимира Афанасьевича Архипова «За что я Родину люблю» из серии «Библиотека кубанского школьника». - Ребята, как называется то стихотворение, которое вам больше всего понравилось? … «Что такое счастье?», «Письма любви», «О первой любви», «Тайны сердца», «Музыка жизни», «Тихие радости»… -Как вы думаете, какой он человек? И один сборник стихов В.Архипова так и назывался «Живите, люди, в радости!». На поэтическом всероссийском конкурсе, посвящённом 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева, эта книга была признана лучшей книгой 2003 года. Всего Владимир Афанасьевич Архипов издал 12 поэтических сборников. С одним из них мы познакомимся подробнее, а сейчас давайте послушаем сообщение об авторе тех стихотворений, что вам понравились. | Отвечают на вопросы Перекличка заголовков стихотворений В.Архипова («Живи по солнышку», «Обнять всю землю хочется», «Улыбка мамы», «Улыбка»,,,) Отвечают на вопрос. Слушают сообщение, которое подготовил ученик заранее. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью (К) Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М) Использование различных источников информации (Л) |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы. | Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. - Почему, несмотря на то, что родился Владимир Архипов в Кировской области, мы его по праву называем кубанским поэтом? -Кому адресованы стихи Владимира Архипова? Учитель: Ответ на этот вопрос мы можем найти и в предисловии к книге В.Архипова «За что я Родину люблю»: «Стихи Владимира Архипова – для всех. Для детей, которые умеют удивляться даже самым простым вещам. И для взрослых, которые сохранили чистоту души и открытый взгляд на мир. Почему поэт дарит их читателям? «Человек должен вырабатывать в себе космос души», - сказал однажды Владимир Афанасьевич. Действительно, тогда на многие проблемы он посмотрит уже по-другому, ведь в повседневной суете важно поднять глаза вверх и увидеть звёзд, а потом вдруг почувствовать запах поспевающей ржи – остановиться, чтобы насладиться моментом….» Давайте и мы насладимся моментом - поэзией. Я предлагаю вам выразительно прочитать понравившиеся стихи Владимира Архипова. | Учащиеся высказывают свои предположения Учащиеся выразительно читают понравившиеся стихи. | Целеполагание ( Р) Самостоятельное формулирование предположений (П –общеучебные) Постановка вопросов ( К) |
4. Работа с текстом (презентация книги В.Архипова) | Ребята, часто поэт распределяет стихи в своем сборнике по главам, в зависимости от тематики, даты написания… В книге Владимира Афанасьевича стихи тоже распределены по главам, а вот называются они так: (слайд) УРОК ПАТРИОТИЗМА «Русского солдата никто не побеждал!» УРОК КРАЕЛЮБИЯ «Скрипнет крылечко, звякнет колечко…» УРОК ДОБРОТЫ «Был я маленьким, очень маленьким, может быть, чуть побольше валенка…» УРОК РОМАНТИКА-ПЕРВОПРОХОДЦА «Наша сила, как корни сосен, в земляные пласты вросла» УРОК ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ «О весне, о дружбе, о любви!» | Учащиеся знакомятся с оглавлением книги | Сотрудничество в поиске и выборе информации(К). Извлечение информации . осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П) Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М) |
«Осмысление содержания» | Первый урок – это урок патриотизма. У каждой группы на парте стихотворение из сборника В.Архипова. Вам необходимо подготовить его выразительное чтение и обсудить ответ на вопрос: ЗА ЧТО ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛЮБИТ СВОЮ РОДИНУ – РОССИЮ? Групповое задание 1 ряд - «Колокол вечности – русский язык» 2 ряд - «Россия, Пушкин и любовь» 3 ряд - « Русский солдат» Учитель оценивает работу, делает общий вывод: Ребята, мы убедились, что нашу страну можно любить за ее прекрасный РУССКИЙ ЯЗЫК, который Чуден душою, Глубок, как родник, Солнышком светел, как небо… У России богатая русская культура, которую, в первую очередь, олицетворяет собой имя Пушкина! У России была трудная судьба, но русский солдат всегда побеждал врага, пришедшего на нашу землю с мечом в руках! Ребята, стихи кубанского поэта Владимира Афанасьевича Архипова ещё удивительно напевны, и поэтому многие из них положены на музыку известным композитором, руководителем Кубанского казачьего хора Виктором Захарченко. Сейчас вы услышите песню на стихи В.Архипова «ЗА ЧТО Я РОДИНУ ЛЮБЛЮ» в исполнении ансамбля "Ренессанс", солист Николай Макаренко. Источник: https://www.chitalnya.ru/work/324296/ При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна. Все права защищены © chitalnya.ru (звучит песня) -За что поэт любит сою Родину? | Работают в группах. Делают выводы. Озвучивают результат. Слушают песню Отвечают на вопрос | Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( П - моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе информации(К) Работают в группе. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие (К) |
4. Закрепление: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции | А в заключение я предлагаю вам поразмышлять над тем, почему первым стихотворением в главе «УРОК ПАТРИОТИЗМА» Владимир Афанасьевич поместил стихотворение «Идущий с книгою в руках»? (Учитель читает стихотворение) Родился я в краю лесном. Мне первой азбукою стали – Однажды данные отцом Его солдатские медали. По буквам я произносил: Москва, Берлин, Варшава, Прага… Он за успехи наградил Меня медалью «За отвагу!». Я, кроха, птицею парил! Отец же был великодушен: -Ты три державы покорил. Берись за книгу. Это - Пушкин! Всё лесом, лесом в школу путь. А каждый куст глядится волком. Я, чтоб зверей и птиц спугнуть, Стихи читаю громко-громко. Казалось: расступился лес, В овраги нечисть отступила. А книга – чудо из чудес!- Моё сердечко согревала. …Блуждает мир во зле, впотьмах. Скажу сегодня, путь итожа: Идущий с книгою в руках Плохого совершить не может! Учитель анализирует ответы уч-ся. Подводит итог: Чтобы знать историю своей страны, чтобы наслаждаться родным языком, чтобы приобщиться к родной культуре и традициям, НУЖНО МНОГО ЧИТАТЬ!
| . Обсуждают проблемный вопрос, связанный с темой урока. Учащиеся высказывают свои предположения | Оценивают достигнутый результат. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата (Р). Коррекция (Р) |
5. Рефлексия деятельности | Учитель организует рефлексию. Ученикам предлагается продолжить и закончить предложение. 1 ряд. Сегодня на уроке мы… На уроке я работал… 2 ряд. Материал урока был… На уроке я узнал… 3 ряд Меня удивило… Мне захотелось… | Оценивают урок, свою работу, работу одноклассников, подводя итоги. | Умение структурировать знания (П –общеучебные) Управление поведением (К) Умение выражать свои мысли (К) Контроль (Р) Оценка (самооценка, взаимооценивание) (Р) |
6. Домашнее задание | Учитель предлагает учащимся прочитать героическую быль «ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ» В.Архипова, которая посвящена его родному дяде, погибшему в Великую Отечественную войну осенью 1942 года на Кубани и похороненному в братской могиле на берегу Чёрного моря. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | |