СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ПАТРИОТИЗМА с презентацией сборника стихов Владимира Афанасьевича Архипова «За что я Родину люблю» из серии «Библиотека кубанского школьника»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную технологическую карту урока (региональный компонент) можно использовать во внеклассной работе учителям Краснодарского края. Урок знакомит шестиклассников со сборником стихов кубанского автора Владимира Афанасьевича Архипова "За что я Родину люблю",  с его жизненной позицией.

Просмотр содержимого документа
«Урок ПАТРИОТИЗМА с презентацией сборника стихов Владимира Афанасьевича Архипова «За что я Родину люблю» из серии «Библиотека кубанского школьника»»

Технологическая карта урока литературы

учителя МБОУ гимназия №14 г.Ейска Синьгаевой Ольги Анатольевны

Класс: 6

Тема урока: урок ПАТРИОТИЗМА с презентацией сборника стихов Владимира Афанасьевича Архипова «За что я Родину люблю» из серии «Библиотека кубанского школьника»

Цели урока: 1) деятельностная: находить информацию об авторе, выразительно читать стихотворения, анализировать и оценивать прочитанные стихи;

                       2) образовательная: определять главную идею произведения и видеть особенности языка;

  3) воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, к культуре и истории своей страны, вызвать интерес к творчеству В.А.Архипова.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Оборудование: ноутбук, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм


Подготовка класса к уроку


Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие («вызов»)


Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет субъективный опыт учащихся, определяет типичные недостатки.

1.Фронтальный опрос.

- Любите ли вы свою Родину?

- Как одним словом можно назвать чувство любви к Родине?

-За что вы любите Родину?


2. Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок ПАТРИОТИЗМА с презентацией сборника стихов Владимира Афанасьевича Архипова «За что я Родину люблю» из серии «Библиотека кубанского школьника».

- Ребята, как называется то стихотворение, которое вам больше всего понравилось?

… «Что такое счастье?», «Письма любви», «О первой любви», «Тайны сердца», «Музыка жизни», «Тихие радости»…

-Как вы думаете, какой он человек?

И один сборник стихов В.Архипова так и назывался «Живите, люди, в радости!». На поэтическом всероссийском конкурсе, посвящённом 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева, эта книга была признана лучшей книгой 2003 года. Всего Владимир Афанасьевич Архипов издал 12 поэтических сборников. С одним из них мы познакомимся подробнее, а сейчас давайте послушаем сообщение об авторе тех стихотворений, что вам понравились.


Отвечают на вопросы














Перекличка заголовков стихотворений В.Архипова

(«Живи по солнышку», «Обнять всю землю хочется», «Улыбка мамы», «Улыбка»,,,)

Отвечают на вопрос.







Слушают сообщение, которое подготовил ученик заранее.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью (К)

Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М)























Использование различных источников информации (Л)


3. Постановка учебной задачи.

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.


Активизирует знания учащихся, создает

проблемную ситуацию.

- Почему, несмотря на то, что родился Владимир Архипов в Кировской области, мы его по праву называем кубанским поэтом?

-Кому адресованы стихи Владимира Архипова?

Учитель: Ответ на этот вопрос мы можем найти и в предисловии к книге В.Архипова «За что я Родину люблю»:

«Стихи Владимира Архипова – для всех. Для детей, которые умеют удивляться даже самым простым вещам. И для взрослых, которые сохранили чистоту души и открытый взгляд на мир. Почему поэт дарит их читателям? «Человек должен вырабатывать в себе космос души», - сказал однажды Владимир Афанасьевич. Действительно, тогда на многие проблемы он посмотрит уже по-другому, ведь в повседневной суете важно поднять глаза вверх и увидеть звёзд, а потом вдруг почувствовать запах поспевающей ржи – остановиться, чтобы насладиться моментом….»

Давайте и мы насладимся моментом - поэзией. Я предлагаю вам выразительно прочитать понравившиеся стихи Владимира Архипова.




Учащиеся высказывают свои предположения





















Учащиеся выразительно читают понравившиеся стихи.


Целеполагание

( Р)

Самостоятельное формулирование предположений

(П –общеучебные)


Постановка вопросов ( К)















4. Работа с текстом

(презентация книги В.Архипова)


Ребята, часто поэт распределяет стихи в своем сборнике по главам, в зависимости от тематики, даты написания…

В книге Владимира Афанасьевича стихи тоже распределены по главам, а вот называются они так:

(слайд)

  • УРОК ПАТРИОТИЗМА «Русского солдата никто не побеждал!»

  • УРОК КРАЕЛЮБИЯ «Скрипнет крылечко, звякнет колечко…»

  • УРОК ДОБРОТЫ «Был я маленьким, очень маленьким, может быть, чуть побольше валенка…»

  • УРОК РОМАНТИКА-ПЕРВОПРОХОДЦА «Наша сила, как корни сосен, в земляные пласты вросла»

  • УРОК ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ «О весне, о дружбе, о любви!»

Учащиеся знакомятся с оглавлением книги



Сотрудничество в поиске и выборе информации(К).



Извлечение информации . осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П)


Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М)


«Осмысление содержания»

















Первый урок – это урок патриотизма.

У каждой группы на парте стихотворение из сборника В.Архипова. Вам необходимо подготовить его выразительное чтение и обсудить ответ на вопрос: ЗА ЧТО ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛЮБИТ СВОЮ РОДИНУ – РОССИЮ?

Групповое задание

1 ряд - «Колокол вечности – русский язык»

2 ряд - «Россия, Пушкин и любовь»

3 ряд - « Русский солдат»


Учитель оценивает работу, делает общий вывод:

Ребята, мы убедились, что нашу страну можно любить за ее прекрасный РУССКИЙ ЯЗЫК, который

Чуден душою,

Глубок, как родник,

Солнышком светел, как небо…

У России богатая русская культура, которую, в первую очередь, олицетворяет собой имя Пушкина!

У России была трудная судьба, но русский солдат всегда побеждал врага, пришедшего на нашу землю с мечом в руках!

Ребята, стихи кубанского поэта Владимира Афанасьевича Архипова ещё удивительно напевны, и поэтому многие из них положены на музыку известным композитором, руководителем Кубанского казачьего хора Виктором Захарченко. Сейчас вы услышите песню на стихи В.Архипова «ЗА ЧТО Я РОДИНУ ЛЮБЛЮ» в исполнении ансамбля "Ренессанс", солист Николай Макаренко.
Источник: https://www.chitalnya.ru/work/324296/
При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
Все права защищены © chitalnya.ru

(звучит песня)

-За что поэт любит сою Родину?





Работают в группах.


Делают выводы.




Озвучивают результат.
























Слушают песню

Отвечают на вопрос


Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации(К)


Работают в группе. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие (К)



4. Закрепление:

выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции


 А в заключение я предлагаю вам поразмышлять над тем, почему первым стихотворением в главе «УРОК ПАТРИОТИЗМА» Владимир Афанасьевич поместил стихотворение «Идущий с книгою в руках»?

(Учитель читает стихотворение)


Родился я в краю лесном.

Мне первой азбукою стали –

Однажды данные отцом

Его солдатские медали.


По буквам я произносил:

Москва, Берлин, Варшава, Прага…

Он за успехи наградил

Меня медалью «За отвагу!».


Я, кроха, птицею парил!

Отец же был великодушен:

-Ты три державы покорил.

Берись за книгу.

Это - Пушкин!


Всё лесом, лесом в школу путь.

А каждый куст глядится волком.

Я, чтоб зверей и птиц спугнуть,

Стихи читаю громко-громко.


Казалось: расступился лес,

В овраги нечисть отступила.

А книга – чудо из чудес!-

Моё сердечко согревала.


…Блуждает мир во зле, впотьмах.

Скажу сегодня, путь итожа:

Идущий с книгою в руках

Плохого совершить не может!


Учитель анализирует ответы уч-ся. Подводит итог:

Чтобы знать историю своей страны, чтобы наслаждаться родным языком, чтобы приобщиться к родной культуре и традициям, НУЖНО МНОГО ЧИТАТЬ!





.



Обсуждают проблемный вопрос, связанный с темой урока.


































Учащиеся высказывают свои предположения


Оценивают достигнутый результат. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата (Р).

Коррекция (Р)


5. Рефлексия деятельности


Учитель организует рефлексию. Ученикам предлагается продолжить и закончить предложение.


1 ряд.

Сегодня на уроке мы…

На уроке я работал…

2 ряд.

Материал урока был…

На уроке я узнал…

3 ряд

Меня удивило…

Мне захотелось…


Оценивают урок, свою работу, работу одноклассников, подводя итоги.

Умение структурировать знания (П –общеучебные)

Управление поведением (К)

Умение выражать свои мысли (К)

Контроль (Р)

Оценка (самооценка, взаимооценивание) (Р)



6. Домашнее задание


Учитель предлагает учащимся прочитать героическую быль «ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ» В.Архипова, которая посвящена его родному дяде, погибшему в Великую Отечественную войну осенью 1942 года на Кубани и похороненному в братской могиле на берегу Чёрного моря.



Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.