СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Первая русская революция 1905-1907 гг."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках урока обучающиеся изучают причины первой русской революции 1905-1907 гг., основные события революции, основные положения Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», выявляют   противоречия в политике российского правительства и императора Николая II в ходе революционных событий.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Первая русская революция 1905-1907 гг."»

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики

"Чувашский кадетский корпус Приволжского федерального округа

имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова"











Первая русская революция

1905-1907 гг.





Учитель истории:

Порфирьева Е.А.














2024 год


План урока


Тема: Первая русская революция 1905-1907 гг.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний.

Форма: Проблемный урок.

Учебно-организационная деятельность: индивидуально-групповая.

Оснащение занятия:

Дидактические материалы:

- атлас «Отечественная история XX в.»,

- документ «Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II 9 января 1905 г.»;

- документ «Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года.

- текст с ошибками «Россия в начале XX века».

Художественные средства:

- картина И. Репина «17 октября 1905 года».

Цифровые, видео- и аудиоматериалы:

- мультимедиа-презентация «Первая русская революция 1905-1907 гг.»;

- видеофрагмент «9 января 1905 г.».

Технические средства:

- ПК, колонки, мультимедиапроектор, экран.

Место проведения: учебный кабинет № 103.

Продолжительность: 90 мин.

Учебно-технологическая карта занятия и её методическое обоснование.

1 этап. Организационный момент: 1-2 мин.

Задачи: Мобилизация учащихся на учебно-познавательную деятельность.

Образовательные:

- выявить причины первой русской революции;

  • рассмотреть основные этапы революции и их события;

  • определить цели и задачи деятельности различных политических сил в ходе революции и их

результаты;

Развивающие:

- развивать умения работы с источником;

- научить находить причинно-следственные связи между событиями;

- закрепить навыки работы с картой;

- анализировать деятельность Николая II и ведущих политических сил в ходе революции и формулировать свое мнение;

Воспитательные:

- на примере событий первой русской революции формировать чувство ответственности за судьбу своей страны.

Учитель сообщает тему урока и основные направления деятельности учащихся.

2 этап. Актуализация опорных знаний: 7-10 мин.

Задачи:

Формирование логических универсальных учебных действий:

- выявление причин первой русской революции через анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Основные виды деятельности учеников.

В ходе работы с терминами вспомнить основные направления внутренней политики Николая II. Какой термин отображает основную проблему, существующую в российском обществе в начале XX в.?

В ходе работы над текстом с ошибками «Россия в начале XX в.» осуществляется контроль знаний изученного материала и выявление учащимися основных проблем, явившихся причиной надвигающейся революции? Формулируется проблема «Россия 1905 г.: самодержавная или конституционная монархия?».

Формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий:

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Основные виды деятельности учеников.

При подведении итогов работы с текстом учащимися формулируется главная проблема урока и осуществляется плавный переход к изучению новой темы.

4. Работа над темой: 25-30 мин. В ходе работы над темой используются материалы мультимедиа-презентации.

План работы над темой:

Задачи.

Формирование познавательных (общеучебных и логических) универсальных учебных действий.

Изучение двух этапов революции, определение имеющихся противоречий в деятельности правительства и формулирование вывода по проблеме урока через:

- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием доступных источников информации;

- смысловое чтение;

- извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;

- постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Основные виды деятельности учеников.

- Ученики заслушивают краткий рассказ учителя о событиях в Санкт-Петербурге, предшествующих революции.

- Чтение и анализ документа «Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II 9 января 1905 г.» позволяет ученикам, работая в парах, выявить основные требования рабочих, предъявляемые царю. Затем ребята определяют возможные последствия готовящегося мероприятия, реакцию правительства на него.

- Просмотр видеоролика о событиях 9 января 1905 г. с дальнейшим обсуждением реакции правительства на действия рабочих и причин таковой реакции.

- Применение элементов ролевой игры позволяет ярче отобразить и определить позицию Николая II на события января 1905 года.

- Через работу с картой определяются основные события I этапа революции (9 января – октябрь 1905 года) и их участники, при этом ученики должны ответить на вопрос: «Можно ли считать данные события свидетельством начала и размаха революции в России?».

- Анализ действий правительства в августе 1905 г. («Булыгинская дума») и последовавшая за ними Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 г. продолжает работу учащихся над проблемой «Россия 1905 г.: самодержавная или конституционная монархия?»

- Работа по картине И. Репина «17 октября 1905 года» помогает определить реакцию общества на Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка»»;

- Работа с документом «Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», определение основных положений (в парах), работа над проблемой «Россия 1905 г.: самодержавная или конституционная монархия?»

- Элемент ролевой игры (выступление ученика в роли императора) позволяют ярче отобразить и определить позицию Николая II по данному документу и предположить дальнейшее развитие событий на III этапе революции.

5. Подведение итогов 3 мин. В ходе фронтальной беседы учащиеся самостоятельно делают вывод по проблеме «Россия 1905 г.: самодержавная или конституционная монархия?».

Ожидаемые результаты урока.

Изучение данной темы обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты включают осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Ученики на примере событий 1905 г. должны осознать степень ответственности за деятельность каждого гражданина, за судьбу своей страны.

Метапредметные результаты изучения данной темы включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной и дополнительной информацией, различными логическими действиями (определение понятий, установление причинно-следственных связей и пр.);

- способность решать творческие задачи (вхождение в роли);

- владение умениями работать в паре, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные результаты изучения данной темы включают овладение следующими знаниями:

- причины первой русской революции 1905-1907 гг.;

- основные события революции;

- буржуазно-демократический характер революции;

- основные положения Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка»;

- противоречия политики правительства и Николая II в годы первой русской революции.


Контроль и оценивание осуществляется с помощью наблюдения, вопросов, оценочных суждений, закрепления результатов работы над текстом с ошибками, с картой, с документами.

Учитель благодарит учеников за продуктивную работу. Выставление оценок. Рефлексия.


Домашнее задание: Учебник. Таблица «Основные политические партии в России начала XX в.». Стр. 166-167.


Ход урока

Слайд 1

Учитель: Добрый день. Сегодня мы продолжим наш разговор о событиях начала XX века, определим основные проблемы российского общества, которые привели к первой русской революции 1905-1907 гг., рассмотрим основные её этапы.

Для начала, вспомним исторические понятия, имеющие ключевое значение в ходе изучения данной темы.

Слайд 2

Работа учащихся по цепочке

Самодержавие

Конституционная монархия

Революция

Буржуазная революция

Оппозиция

Буржуазия

Пролетариат

Манифест

Петиция

Вопрос: Какой термин отражает главную проблему, вызывающую недовольство различных слоев российского общества?

Ответы учащихся

Ответ: Самодержавие.

Слайд 3

Учитель: Давайте вспомним, что ещё вызывало недовольство. Предлагаю повторить изученный материал, прочитав текст о положении России в начале XX в. Но будьте внимательны, в тексте есть ошибки. Вы должны их самостоятельно определить и подчеркнуть.

Текст с ошибками

Бурное экономическое развитие 90-х гг. XIX в. сменилось на исходе столетия кризисом в ряде отраслей, особенно в легкой промышленности. Затем последовали годы расцвета. В этих условиях недовольство всех слоев общества усилилось, крестьяне по-прежнему выдвигали требования передачи им всей сельскохозяйственной техники. Рабочие боролись за увеличение пенсий, введение 10-часового рабочего дня, медицинского страхования. С конца XIX века правительство взяло курс на самоопределение национальных окраин: В Польше, Финляндии, Прибалтике, Грузии разрешалось учиться и говорить на родных языках. Но главной руководящей силой будущей революции стало дворянство, требовавшее предоставления экономических свобод: совести, собраний, печати, и, наконец, введения дворянского представительства для решения государственных вопросов. Положение усугубилось поражением России в русско-турецкой войне 1904-1905 гг., после которого в русском обществе усилились разговоры, что государственный аппарат не способен вести войну даже с маленькой Турцией.

Учитель: Давайте проверим, насколько верно вы определили ошибки. Обменяйтесь работами. После проверки вы сами выставите друг другу оценки.

Работа с текстом. Взаимопроверка.

Учитель: Какие проблемы отражены в данном тексте?

Ответ: малоземелье крестьян, тяжелые условия труда рабочих, русификация национальных окраин, отсутствие гражданских и политических свобод, отсутствие народного представительства, поражение в русско-японской войне.

Учитель: Могут ли данные проблемы привести к революционной ситуации в стране?

Ответы учащихся

Учитель: И так, мы определили основные причины революции. Давайте посмотрим, насколько верно мы это сделали.

Слайд 4

Причины революции:

  • противостояние самодержавия и общества;

  • нерешенность аграрного вопроса;

  • нерешенность национального вопроса;

  • ухудшение положения рабочих;

  • участие и поражение России в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

Слайд 5

С.Ю. Витте так характеризовал главную причину революции:

«Они - в нарушении равновесия между идейными стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы».


Учитель: Какова главная задача революции, исходя из мнения Витте?

Ответ: Переход от самодержавия к конституционной монархии.

Слайд 6

Учитель: Исходя из причин, можно сделать вывод, что революция носила буржуазно-демократический характер. Почему?

Ответы учащихся

Ответ: Буржуазная, поскольку в задачи революции входило окончательное уничтожение крепостничества и самодержавия, а демократическая, поскольку в ней приняли участие широкие массы населения: рабочие, крестьяне, солдаты интеллигенция и так далее.

Учитель: Рассмотрим два ключевых этапа революции (1 этап – 9 января - октябрь 1905 г., 2 этап – октябрь - декабрь 1905 г.), попробуем определить, решена ли была основная задача.

Проблема: «Россия 1905 г.: самодержавная или конституционная монархия?»

1 этап – 9 января - октябрь 1905 г. – подъем революции

Слайд 7

Учитель: И так, к началу 1905 г. в России сложилась революционная ситуация.

В декабре 1904 г. на Путиловском заводе произошёл инцидент с увольнением четырёх рабочих.

В начале января 1905 г. рабочие Путиловского, требуя вернуть уволенных товарищей, отказались выходить на работу. За неделю – к 8 января 1905 г. – стачка охватила почти 200 предприятий столицы.

Слайд 8

Учитель: Ведущую роль в начале Первой русской революции 1905-1907 годов сыграло «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» (1904—1906) - одна из первых массовых легальных рабочих организаций в России, основанная священником Георгием Гапоном.

Слайд 9

«Собранием» была подготовлена Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга. Георгий Гапон призывал рабочих идти с петицией к царю. «Мы должны идти к царю. Царь это правда! Если царь не услышит нас, значит, нет у нас царя!»

Вопрос: Как вы считаете, является ли правильным данное решение? И если смысл обращаться за помощью к царю.

Слайд 10

Рассуждения учащихся

Задание: Ознакомьтесь, пожалуйста, текстом петиции рабочих. И ответьте на вопросы:

Кого винят рабочие в своем тяжелом положении?

Сформулируйте основные требования рабочих:

1 ряд – Меры против невежества и бесправия русского народа.

2 ряд - Меры против нищеты народной.

3ряд - Меры против гнета капитала над трудом.

Работа учащихся с документом

Ответы учащихся

Вопрос: Можно ли считать петицию призывом к началу революции? Как, на ваш взгляд, отреагирует царь, правительство на данные действия рабочих?

Рассуждения учащихся

Слайд 11

Учитель: И так, 9 января - 100 тыс. питерских рабочих приняло участие в шествии к Зимнему дворцу. Давайте просмотрим фрагмент из фильма. Добились ли рабочие, какого либо результата? И как отреагировало правительство?

Слайд 12

Вопрос: Трагический конец: не менее 130 человек погибло, около 300 человек ранено.

Как вы думаете, чем объясняется такая реакция правительства?

Рассуждения учащихся

Учитель. Позиция императора такова…

Слайд 13

Сцена

Его Величество Государь Император в среду, 19 января, осчастливил депутацию столичных и пригородных заводов и фабрик в Александровском Дворце, в Царском Селе, следующими милостивыми словами:


«Знаю, что не легка жизнь рабочего. Многое надо улучшить и упорядочить, но имейте терпение. Вы сами по совести понимаете, что следует быть справедливым и к вашим хозяевам и считаться с условиями нашей промышленности. Но мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах - преступно.

Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их».


Вопрос: Как отреагируют рабочие Петербурга на эти события?

Рассуждения учащиеся

Слайд 14

Учитель: 10 января остановились все 625 предприятий Петербурга. Лозунги: «Долой войну!» «Да здравствует революция!», «Созыв Учредительного собрания народных представителей».

Количество бастующих с каждым днем увеличивалось. В январе бастовало 440 тыс. чел.

Учитель: А что царь? Какова была его реакция?

Слайд 15

Сценка: «На заседании Государственного совета»

Министр:

В России творится что-то ужасное… Какой-то развал и распад: точно одежда,

затрещавшая, по всем швам… Отовсюду приходят вести одна страшнее другой… За январь число бастующих было в 10 раз больше, чем в среднем за год в предыдущее десятилетие.

Император:

Можно подумать, что вы боитесь революции.

Министр:

Государь, революция уже началась.

Слайд 16

Учитель: Давайте обратимся к карте и посмотрим, как развивались события в период с января по октябрь 1905 года в России? Могут ли они свидетельствовать о том, что в стране началась революция?

1 ряд определяет события с участием жителей городов.

2 ряд определяет события с участием крестьян.

3 ряд определяет события с участием армии и флота.

В ходе работы с картой определяются основные события 1905 года и их участников.

После ответов учащихся преподаватель подводит итог

Слайд 17-18

Учитель: в стране наблюдаются массовые забастовки и стачки рабочих в городах. Одна из самых крупных Иваново-Вознесенская стачка, проходившая с 15 мая по 19 июля 1905 года. В ней участвовало более 70 тысяч человек. Ведущую роль в стачке играли большевики.

Бастующие требовали восьмичасового рабочего дня, повышения зарплат, отмены штрафов, ликвидации фабричной полиции, свободы слова, союзов, печати, стачек, созыва Учредительного собрания, но преобладали всё же экономические требования.

Слайд 19

Учитель: Революционные выступления в армии и на флоте: январь-июнь – 30 выступлений, июнь-октябрь – 40. Одно из крупнейших – восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».

Вопрос: О чем свидетельствуют данные факты? Существует ли реальная угроза власти?

Ответы учащихся

Слайд 20

Учитель: Количество крестьянских выступлений в 1905 г.: январь – 17, февраль – 109, март – 103, апрель – 104, май -300, июнь – 492.

Слайд 21-22

Вопрос: Можно ли считать данные события свидетельством начала и размаха революции в России?

Ответы учащихся

Вопрос: Какие меры необходимо предпринять правительству и императору, чтобы остановить волнения? Вспомните, что ожидало общество от правительства.

Рассуждения учащихся

Учитель: 6 августа 1905 г. издается высочайший манифест об учреждении Государственной думы. В Манифесте было сказано: «Государственная дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный Совет к Верховной Самодержавной власти».

Манифест императора был разработан в основном министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, поэтому ее называли «Булыгинской думой». Государственной думе отводилась роль не законодательного, а законосовещательного учреждения с весьма ограниченными правами, избираемого ограниченными категориями лиц: крупными собственниками недвижимых имуществ, крупными плательщиками промыслового и квартирного налога и, на особых основаниях, крестьянами.

Вопрос: Революция решила основную задачу? «Россия 1905 г.: самодержавная или конституционная монархия?»

Ответы учащихся.

Ответ: Нет. Государственная дума была наделена законосовещательными функциями, а значит, в стране сохранялось самодержавие?

Учитель: Если основная задача не решена, значит, революция продолжается.

Слайд 23

2 этап – октябрь - декабрь 1905 г.- пик революции

Учитель: Обратите внимание на карту. Какие события происходят на территории России в октябре 1905 г.?

Слайд 24

Работа с картой

Учитель: Всероссийская политическая стачка: 700 тыс. железнодорожников, 200 тыс. чиновников, свыше 500 тыс. рабочих в 66 губерниях из 71, в 120 городах России.

Учитель: Что необходимо предпринять правительству?

Рассуждения учащихся

Слайд 25

Из записки С.Ю. Витте Николаю II (9 октября 1905 г.):


«Идея гражданской свободы восторжествует если не путем реформ, то путем революции… Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, все повергнет в прах. Попытки осуществить идеалы теоретического социализма – они будут неудачны, но они будут, несомненно, - разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права. Как в пятидесятых годах правительство объявило освобождение крестьян своим лозунгом, так и в настоящий, несоизмеримо более опасный момент государственная власть не имеет выбора: ей надлежит смело и открыто стать во главе освободительного движения… Государственная власть должна быть готова вступить на путь конституционный».

Вопрос: Судя по этому мнению, у государственной власти в 1905 году был шанс избежать революции и решить все конфликты мирным путем?

Слайд 26

Учитель: В данной ситуации уже всем понятно, что правительству необходимо предпринимать серьезные шаги с целью снижения революционного накала. Оно идет на уступки. 17 октября 1905 г. Николай II обнародовал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Слайд 27

Учитель: Обратите внимание на картину Ильи Репина «17 октября 1905 года». Как восприняло общество данный документ? Представители, каких социальных слоев изображены на картине? Какой вывод можно сделать?

Слайд 28

Работа учащихся по картине

Ответ: Репин передал восторженное настроение столичной публики после издания верховной властью известного манифеста, который означал де-юре прекращение существования в России самодержавной монархии.

Задание: Прочитайте текст документа и определите, какие изменения произошли в государственном устройстве согласно данному документу.

1 ряд – гл.1

2 ряд – гл.2

3 ряд – гл.3

Слайд 29-30

Работа учащихся с документом

Ответы учащихся

Вопрос: Революция решила основную задачу? «Россия 1905 г.: самодержавная или конституционная монархия?»

Ответ: Первые два пункта являются очень важными для населения, но не критичными для страны. А вот последний пункт является очень важным именно для истории России. Признание того, что монарх не может издавать самостоятельные законы, без одобрения Государственной думы, есть конец самодержавия. Фактически после 1905 года в России самодержавие закончилась. Император, который не может принимать все законы, которые считают нужными, не может считаться самодержцем. Поэтому с 1905 по 1917 в России была форма власти, напоминающая конституционную монархию.

Слайд 31

Учитель: Какова же позиция Николая II?

Сценка

Император:

Да, России даруется Конституция. Не много нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное.


Вопрос: Как вы можете прокомментировать слова императора?

Ответ: Император вынужден был принять данный манифест, но не согласен с тем, что должен ограничить свою власть. Он является сторонником самодержавия.

Слайд 32

Учитель: Может быть, поэтому политические партии расценивали подписание этого документа как дипломатический ход царского правительства, которое тем самым пыталось подавить революцию, но не собиралось исполнять манифест. 7 декабря 1905 года московский совет рабочих депутатов, обратился ко всем гражданам с требованием прекратить работу и начать забастовку. Началось Московское декабрьское восстание. Правительство решило подавить мятеж с помощью армии, в результате чего начался активный вооруженный конфликт. Но силы были неравны, поэтому 19 декабря московский Совет рабочих депутатов постановил, что восстание прекращается.

С этого момента революция сбавляет обороты, идет на убыль.

Вопрос: Как вы думаете, почему?

Ответы учащихся

Учитель: Хотя забастовки и крестьянские выступления все еще продолжаются,

третий этап в большей степени характеризуется деятельностью Государственной Думы. Его мы рассмотрим на следующем уроке, окончательно получив ответ на вопрос: «Россия 1905 г.: самодержавная или конституционная монархия?»

Домашнее задание: Для рассмотрения третьего этапа революции вам необходимо ознакомиться с позицией политических партий, осуществляющих свою деятельность в годы первой русской революции. Учебник. Таблица «Основные политические партии в России начала XX в.». Стр. 166-167.

Слайд 33

Учитель: Благодарю всех за продуктивную работу. Оценки за текст с ошибками будут объявлены на следующем уроке. За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики.


Рефлексия.

И предлагаю всем ученикам оценить свою деятельность на уроке. Поставьте метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к пятерке, на краях мишени оценка ближе к нулю.






Литература


  1. Артемов, В.В., Лубченков, Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 8-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  2. Данилов, Д.Д. История России и мира. Середина XIX – начало XXI в. (От веры в прогресс до мировых войн. 1850-1939 гг.). 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни): в 2 кн. /Д.Д. Данилов, В.Г. Петрович, Д.Ю. Беличенко, П.И. Селинов,

  3. В.М. Антонов, А.В. Кузнецов, Д.В. Лисейцев. - М.: Баласс, 2013. – 400 (Образовательная система «Школа 2100»).

  4. Долуцкий, И.И. Отечественная история. XX век Часть I. – М.: Мнемозина, 1994.

  5. Жарова, Л.Н., Мишина, И.А. История Отечества, 1900-1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992.

  6. История России: учебный словарь-справочник/Под общей редакцией Блохина В.Ф. – Брянск: «Курсив», 1996. – 324 с.

  7. Сандулов, Ю.А. История России: народ и власть – СПб.: Издательство «Лань», 1997.

  8. Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «История»/Сост. С.И. Дегтев и др.; Под ред. Э.М. Щагина.- М.: Просвещение,1991.


Интернет-ресурсы:


  1. Электронный ресурс: Революция 1905-1907 в России. Режим доступа: https://istoriarusi.ru/imper/russkaya-revolyuciya-1905-1907.html

  2. Электронный ресурс: Революция 1905—1907 годов в России. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

  3. Электронный ресурс: Первая русская революция 1905-1907 гг. Режим доступа: https://www.rosimperija.info/post/2192

  4. Электронный ресурс: Речь императора Николая II к депутации рабочих 19 января 1905 года. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki