СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок письма и развития речи в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок разработан для обучающихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, как подведение итогов работы по самообразовательной теме " Роль самостоятельной работы в формировании самоконтроля и самооценки обучающихся коррекционной школы VIII вида". Тема урока "3 - е склонение имен существительных в единственном числе"

Просмотр содержимого документа
«Урок письма и развития речи в 5 классе»

государственное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

"Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида г. Балаково"













Урок письма и развития речи в 5В классе



Тема: «3 – е склонение имён существительных в единственном числе»











Учитель: Козлова Г.Л.









2014 – 2015 уч. год

Учитель: Козлова Г.Л.

Дата: 05.03.15

Класс:

Тема урока: 3-е склонение имен существительных в единственном числе.

Цель: Познакомить с 3-м склонением имён существительных в единственном числе.

Задачи урока:

1. Формирование умения распознавать имена существительные 3-го склонения, расширение знаний детей о 1 и 2 склонениях имён существительных, оценивание качества и уровня усвоения материала;

2. Коррекция и развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти.

3. Повышение интереса к письму и развитию речи и активности на уроке, на основе использования занимательных заданий.

Оборудование: опорные таблицы, карточки с заданиями, памятки, наглядность, мяч, компьютер.

Тип урока: Усвоение новых знаний.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями. Садитесь. Сейчас у нас урок письма и развития речи.

Эмоциональный настрой.

- Начнем урок с хорошего настроения. Чтобы он прошел успешно, улыбнемся друг другу. Оценивать свою работу будете в соответствии с этой «Лесенкой». В конце урока мы увидим на какие ступеньки вы поднимались чаще.

- Приготовьтесь быть активными, хорошо работать.

- Давайте откроем тетради, запишем число, слова «Классная работа».

(Тема урока закрыта)

  1. Актуализация знаний.

Коррекционное упражнение «Клякса».

(На доске картинка с кляксой и окончаниями)

- Случилась беда, на тетрадь пролили краску и залили все слова. Остались лишь концовки слов.

- Как вы думаете, какие были там слова? (ответы детей)

- Оставьте 2 строчки для темы урока.

- Давайте запишем ваши слова. (1 ученик у доски)

- Выделите окончания существительных, сверху напишите род и склонение.

- Какие склонения у этих слов? Давайте повторим, какие слова относятся к 1 и 2 склонениям?

- Давайте запишем мое слово – дверь.

- Какого оно рода? Какое у него окончание? К какому склонению мы его отнесем?

Вывод: К 3-му склонению относятся существительные ж.р., с ь на конце.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с 3 склонением имен существительных в единственном числе. Будем учиться распознавать имена существительные 3-го склонения.

- Запишите тему урока «Имена существительные 3-го склонения.»

4. Работа по теме урока.

1) Самостоятельная работа. Распределительный диктант. (На правой створке доски карточки со словами)

лось день март глушь тишь берёза звезда весна дочь

- Прочитайте имена существительные. Есть среди них слова, значение которых вы не знаете?

(глушь – глухое место, тишь – тишина)

(В центре доски прикрепляю таблички:)

Образец: 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.

весна лето осень

- Вы должны записать эти имена существительные в три столбика по образцу.

Работа с 3гр. Работа по карточке. Соединить стрелками слова и род.

Проверка.

- Желающие выйдите к доске и подставьте карточки с 1-му скл., ко 2-му скл., к 3-му скл., по очереди.

Самопроверка. Проверьте как вы распределили слова? Все ли слова стоят на месте? Оцените данное задание по памятке на столе и поставьте отметку карандашом на полях тетради.

- Поднимите руку у кого «5» и «4». Молодцы! А у кого «3», вы ещё можете всё исправить.

2) Работа с пословицей.

- Прочитайте мудрую мысль. Жизнь пришла на добрые дела.

- Почему она мудрая? Народ придумал множество пословиц о добрых делах. Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мудрую мысль они отразили в этой пословице. Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.

- Давайте запишем это предложение и выполним синтаксический разбор.

- О чём говорится в предложении? (Говорится о жизни (что?) жизнь, подлежащее, выражено существительным, подчёркивается одной чертой.)

- Назовите существительные в этом предложении. Какое из них относится к 3-му склонению? Почему?

  1. Физминутка.

Выйдите к доске, встаньте в круг. Я вам передаю мячик, а вместе с ним хорошее настроение, передавая дальше мячик поделитесь чем-то хорошим. Что можно подарить? (Улыбку, радость, счастье, удачу, успех, исполнение желания). Да просто можно улыбнуться друг другу.

  1. Закрепление узученного.

1) Работа по вариантам.

- У вас на парте есть карточка под № 1.

- Прочитайте прилагательные. Какой бывает человек?

1 вариант выписывают прилагательные, обозначающие положительные черты характера – хорошие.

2 вариант выписывает прилагательные, обозначающие отрицательные черты характера – плохие.

- Давайте подберем к ним однокоренные существительные 3-го склонения.

Образец : Честный – честность.

(2 ученика работаю у доски с обратной стороны)

- Проверьте друг у друга. (у доски)

Взамопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли написал сосед, пользуясь памяткой.

- Какие отметки в этом задании вы получили?

2) Работа по развитию речи. Работа с деформированным текстом.

- Возьмите карточку № 2.

- Как вы думаете какое будет задание? (Нужно составить из слов предложение.)

- И дописать существительное 3-го склонения в единственном числе.

Самооценка.

- Прочитайте, каждый свое предложение. У нас получился небольшой рассказ про что? По какой теме? Оцените свою работу по памятке.

3) Дополнительное задание. Слуховой диктант.

- Подберите к моим существительным, существительные 3-го склонения, противоположные по смыслу.

Образец: День – ночь.

Чистота - ….. . (грязь)

Здоровье - ….. . (болезнь)

Правда - ….. . (ложь)

Для 3гр. карточка № 3 Распределить слова и записать.

Самопроверка. Ученик читает, остальные у себя проверяют, ставят отметку.

  1. Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке? (по табличке)

Мы сегодня на уроке:

Записывали

Составляли

Выделяли

- Скажите, какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

8. Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание с. 163 № 433, задание наподобие мы выполняли в классе, к прилагательным подбирали существительные 3-го склонения.

9. Самооценка. Выставление отметок.

- Посмотрите отметки на полях в ваших тетрадях и на лесенку. На какую ступеньку вы поднимались чаще в течение урока?

«5» - понимаю и могу применять.

«4» - понимаю хорошо.

«3» - понимаю частично.

«2» - не понимаю.

- Поставьте себе отметку в дневник, а я распишусь.

- Спасибо за урок.

- Встаньте. Попрощайтесь с гостями.











Приложение.

Карточка № 1.

Трусливый - …….. .

Вежливый - …….. .

Смелый - ……… .

Лживый - ……. .

Жадный - …….. .

Скромный - ……. .

Слова: жадность, вежливость, ложь, трусость, скромность, смелость.





Карточка № 2.

1. В, заглянула, г_______, весна, лесную.



2. На, появилась, деревьях, з________, первая.



3) На, пушистая, е____, солнышке, греется.



4) Лиса, м_____, несёт, полевую, лисятам.



5) С, весны, приходом, ж______, в, изменилась, лесу.



Карточка № 3.

Чистота - ………. .

Здоровье - ………. .

Правда - ………. .

Карточка № 3. (3гр.)

Чистота - ………. .

Здоровье - ………. .

Правда - ………. .

Слова: ложь, грязь, болезнь.



Памятка оценивания.



Оценка «5» - задание выполнено без ошибок.

Оценка «4» - допущено 1 - 2 ошибки.

Оценка «3» - допущено 3 ошибки

Оценка «2» - допущено 4 ошибки и более.