Урок по алгебре в 10-м классе по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений"
Цели урока.
Образовательные: изучить общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений, сформировать у обучающихся первичные умения и навыки их решения;
Развивающие: развивать и совершенствовать умения применять теоретические знания к решению упражнений; мыслительные способности учащихся; их речевую культуру, математический кругозор. Развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
Воспитательные: содействовать формированию личностно – адаптированой компетентности (быть подготовленным к самообразованию и самовоспитанию).
Воспитывать уверенность в своих знаниях; умение слушать других; содействовать воспитанию интереса к математике; воспитывать объективность и честность при контроле знаний; культуру поведения.
Тип урока: комбинированный( урок изучения нового материала.)
Оборудование урока: мультимедийная аппаратура, презентация, раздаточный материал (самостоятельная работа), карточки, таблицы , листы учета знаний.
Методы обучения: практический (самопроверка и взаимопроверка).
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Структура урока.
Организационный момент
а) Приготовление рабочего места. Знакомство с гостями.
б) Каждый оценит свою работу. (Оценочные листы)
2.Проверка домашнего задания (Взаимопроверка)
3.Устная работа
4.Психологический настрой на деятельность. Мотивация учебной деятельности.
Колесо успеха
5.Изучение нового материала.
6. Отработка умений и навыков по решению простейших тригонометрических уравнений.
7.Самостоятельная работа. (Проверка первичного усвоения знаний, умений и навыков по теме)
Рефлексия. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока.
Добрый день,дорогие друзья!
На экране слова: “Учиться можно только весело, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” (Анатоль Франс (1844– 924) – французский писатель) (слайд Учитель: Следуя советам писателя, давайте будем активны, внимательны и с большим удовольствием будем поглощать знания, которые понадобятся в дальнейшем.
Чтобы легче всем жилось,
Чтоб решалось, чтоб моглось.
Улыбнитесь! Удачи всем!
Чтобы не было проблем! (слайд 2)
Ребята,для нашего урока нам необходим дополнительный материалл, который лежит на вашем рабочем месте в определенном порядке.Обратите внимание.
Сегодня каждый из вас оценит свою работу.
Возьмите в руки рабочую карту и подпишите ее. Рабочая карта __________________________________________________________
Домашнее задание | Устная работа | Учебное исследование | Первичное применение знаний | Самостоятельная работа | ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ | ИТОГ |
| | | | | | |
8 | 12 | 5 | 1 уравнение -2 бала | 2 | 5 | 20-5 15-20-4 ≤14-3 |
II. Этап проверки домашнего задания
а) Вычислить:
, т.к.
,
, т.к.
,
.
, т.к.
,
,
, т.к.
,
,
, т.к.
,
.
, т.к.
,
;
, т.к.
,
,
т.к.
.
(Взаимопроверка) ( слайд 3,4,5)
А творческую часть домашнего задания проверим мы проверим немного позже.
III. Фронтальный опрос и устная работа. (кодоскоп)
Вопросы: а) Дать определение:
arcsin
,( арксинус а - это такое число из отрезка
, синус которого равен а) arccos
,( арккосинус а – это такое число из отрезка
, косинус которого равен а.)
arctg
, (арктангенс а – это такое число из интервала
, тангенс которого равен а.
arcctg
;
б) Имеют ли смысл выражения(кодоскоп)
1) arcsin
;
2) arсcos
;
3) arсcos
;
4) arcsin 1,5 ;
5) arctg 5;
6) arcсtg
;
7) arccos 1,8 ;
8) arcsin π.
А сейчас проверим творческую часть домашнего задания
lV Психологический настрой на деятельность. Мотивация учебной деятельности.
Колесо успеха
В итоге анкетирования мы с вами установили,что для того чтобы ощущать себя успешным,для каждого из вас необходимо либо исполнение вашей мечты или достижение какихто целей.Давайте посмотрим как мы двигаемся к своей мечте. Мы с вами условились, вся площадь этого колеса 100% . Я просила вас ответить на вопрос:
Как я оцениваю свое:
Здоровье,
личностный и духовный рост( читаю ли я книги.расту ли я как личность),
отношение с родителями,
отношение с друзьями,
эмоции(умею ли я владеть своими чувствами, эмоциями),
отношение к учебе,
подготовка к ЕГЭ .Отметили.
Соединили все плавной линией. Как вам нравиться ваше колесо?
Представьте,что это колесо вашей жизни.На нем вы стремитесь к успеху!
Доедите далеко? Это просто упражнение. Вам есть к чему стремиться!
Задумайтесь, что нужно делать изо дня в день,чтобы ближе к своей мечте. Заглядывайте в свое колесо,выравнивайте изо дня в день. Если полностью закрыли, увеличте круг! И сейчас мы будем пополнять свое колесо успеха А давайте посмотрим,где самый большой % стремление к успеху. ( Анализируем)!
Тема сегоднешнего урока поможет вам в подготовке к ЕГЭ.
Возьмите в руки книгу « математика» по подготовке к ЕГЭ под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Мы с вами многие задания решаем из нее. Сейчас, я прошу обратить внимание на задание В3 варианта №26 стр.145.Это простейшее тригонометрическое уравнение. Кому из вас необходимо знать, как его решить?
А теперь обратите внимание на задание С1 вариантов 1,2,3,4,5 и т.д. Решить систему тригонометрических уравнений. Эти тригонометрические уравнения не являются простейшими, но решаются они путем приведения их к простейшему виду. Хотите научиться их решать?
Запишите число и тему урока
"Решение простейших тригонометрических уравнений"
Назвать цели урока: вывести общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений.
Все, что мы делаем нужно!
Так давайте работать честно,
Усердно и дружно!
V. Получения новых знаний
На протяжении многих уроков мы научились
1) отмечать точки на числовой окружности;
2) определять значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для точек числовой окружности;
3) знаем свойства основных тригонометрических функций;
4) на предыдущем уроке мы познакомились с понятием арксинуса, арккосинуса,
арктангенса, арккотангенса и научились отмечать их на числовой окружности.
Для чего же нам понадобились эти знания? (слайд 6)
Тригонометрическими уравнениями называют уравнения, в которых переменная содержится под знаком тригонометрических функций.
Для решения различных видов тригонометрических уравнений необходимо уметь решать простейшие тригонометрические уравнения. К ним относятся уравнения вида:
,
,
,
. Некоторые представления о решении таких уравнений мы уже имеем. Задача нашего урока состоит в следующем: нам необходимо вывести общие формулы для решения простейших тригонометрических уравнений.
Групповая работа Алгоритм работы в группе:
прочитать и осмыслить задание (применяя следующие приемы, организующие понимание: перефразирование, вопросы на понимание);
наметить алгоритм решения;
выполнить задание;
подготовить выступление.
Учебное исследование.
Задание 1 группе.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решите уравнение:
а)
; б)
; в)
.
Для каждого значения параметра a, решите уравнение
.
Задание 2 группе.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решите уравнение:
а)
; б)
; в)
.
Для каждого значения параметра a, решите уравнение
.
Задание 3 группе.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решите уравнение:
а)
; б)
; в)
.
Для каждого значения параметра a, решите уравнение
.
Задание экспертной группе.(учитель)
Представьте общие выводы решений простейших тригонометрических уравнений.
Выступления от групп. Обсуждение итогов учебного исследования.
Учитель: Внимательно слушайте объяснение лидера группы , фиксируйте в тетради основные моменты решения тригонометрических уравнений .
1 группа. Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Отметим на окружности точки М и Р с абсциссой 0,5 (она лежит на прямой х. = 0,5). Точка М соответствует числу
, а значит, всем числам вида
. Точка Р соответствует числу
, а, следовательно, и всем числам вида
. В итоге получаем две серии решений уравнения:
.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Отметим на окружности точки М и Р с абсциссой 0,4 (она лежит на прямой х. = 0,4). Это уравнение имеет два решения, но каких мы не знаем. Наверно, необходима новая математическая формула.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Это уравнение не имеет решений, т.к. прямая х. = -2 не пересекает числовую окружность.
Вывод: уравнение
имеет две серии решений при
, не имеет решений при
. Для решения уравнения
необходимо ввести новую математическую формулу.
2 группа. Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Отметим на окружности точки М и Р с ординатой
(она лежит на прямой
). Точка М соответствует числу
, а значит, всем числам вида
. Точка Р соответствует числу
, а, следовательно, и всем числам вида
. В итоге получаем две серии решений уравнения:
;
.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Отметим на окружности точки М и Р с ординатой 0,3 (она лежит на прямой у = 0,3). Это уравнение имеет два решения, но каких мы не знаем.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Это уравнение не имеет решений, т.к. прямая у = 2 не пересекает числовую окружность.
Вывод: уравнение
имеет две серии решений при
, не имеет решений при
. Решение уравнения
вызвало у нас затруднение.
Мы считаем, что для решения уравнения
также необходимо ввести новую математическую формулу.
3 группа. Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. На линии тангенсов отметим число
. Прямая ОТ пересекает окружность в двух точках М, Р. Точка М соответствует числу
, точка Р соответствует числу -
. Учитывая периодичность функции y = tgx, можно сказать, что уравнение
имеет одну серию решений
.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. На линии тангенсов отметим число 0,4. Прямая ОТ пересекает окружность в двух точках М, Р. Это уравнение имеет одну серию решений, но записать это решение мы не смогли .
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. На линии тангенсов отметим число 2. Прямая ОТ пересекает окружность в двух точках М, Р. Это уравнение имеет одну серию решений, но записать это решение мы не смогли . Наверно, здесь имеют место математические термины, которые мы изучили на прошлом уроке-это arctgа
Вывод: уравнение
имеет одну серию решений при любом значении параметра а. Для решения уравнения
необходимо ввести новую формулу.
Учитель: Ребята,с какими же уравнениями увас возникли проблемы?
,
,
,
.
Итак, для решения простейших тригонометрических уравнений, были введены новые математические термины. Какие? (arcsin
, arсcos
, arctg
, arcсtg
)
Презентация слайд 7-16
Если
, то уравнение
имеет решения
.
Если а = -1; 0; 1, то пользуются более простыми формулами:
,
;
,
;
,
.
Если
, то уравнение
решений не имеет.
Если
, то уравнение
имеет две серии решений
. Эти две формулы можно объединить одной формулой. Перепишем эти формулы следующим образом:
. Замечаем, что если перед arcsin a стоит знак «плюс», то у числа
множителем является четное число 2k. Если же перед arcsin a стоит знак «минус», то у числа
множителем является нечетное число 2k + 1. Это наблюдение позволяет записать общую формулу для решения уравнения
:
.
Если а = -1; 0; 1, то пользуются более простыми формулами:
;
;
.
Если
, то уравнение
решений не имеет.
Уравнение
имеет решения
для любого значения а.
(Для решения уравнения
выступление аналогичное).
Схематизация материала.
Представим общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений в виде таблиц.(На доске)
Vl. Отработка умений и навыков по решению простейших тригонометрических уравнений.
1)Учащиеся, пользуясь полученными формулами, решают уравнения.
,
,
,
.
Решите уравнения: У доски 2 учащихся по очереди решают уравнения: слайд 17
2) 2sin х = 1, 2cosх =
;
cosх –1 =0,
tgх – 1 = 0; ctgх = 2,5
3) Работа с учебником №136а- №139а, №140а,б (Решаем и коментируем с места)
VI.Самостоятельная работа. (Проверки первичного усвоения знаний, умений и навыков по теме ) (разноуровневые задания по карточкам)
Каждый работает индивидуально, а вместе мы подготовим следующую литературную минутку нашего урока.
Кто решил показывает ответ,если он верен,выбираем по ответу слово и вывешиваем на свое место на доску
Решите уравнения:
1) sinх= -
,
2) cosх = 1,1,
3 ) 2sinх – 1 = 0,
4) tgх =1,7.
5) cosх = 0
6) sinх =
7) 2 cosх - 2=0,
Литературная минутка.
В результате на доске высказывание:
«Быть человеком, значит чувствовать свою ответственность»
Сент-Экзюпери
Ребята, мне очень хотелось вас познакомить с этой мудрой мыслью французского писателя, который в своих произведениях сумел показать доверие людей друг к другу.Нравственная сторона его произведений-вера в возможность в понимание и единение людей.
Ребята, я просила подготовить о нем краткую информацию.
(Он написал «Маленкий принц»-сказку «Планета людей». «Южный почтовый» и др.Советую вам почитать эти романы.Его годы жизни 1900-1944г.Он летчик,погиб на войне,в разведательном полете.)
Ребята,наш урок подходит к концу,и во-первых я могу сказать вам спасибо за то,что каждый из вас чувсвовал свою ответственность.
VII. Домашнее задание.
Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.
П.9, № 137-141 (г). Сборник Лысенко №146
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
Подведение итогов:
1)Чем занимались на уроке?
2)Что узнали нового на уроке?
5)Поставьте оценки в дневник
6)Экран настроения. Смайлики вывешиваем на доску
Карточка№1 Заполни пустые клетки