СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по алгебре в 11 классе "Решение уравнений"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщаюий урок по алгебре в 11 классе "Решение уравнений"

Просмотр содержимого документа
«Решение уравнений»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО АЛГЕБРЕ В 11 КЛАССЕ

«РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»


УМК: А.Г. Мордкович, Алгебра и начала анализа. 10-11 классы

Тип урока: Комплексное применение знаний.

Цели урока:

Образовательные: обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по теме «Квадратные уравнения»; выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия; повышение качества знаний школьников.

Развивающие: активизировать познавательную деятельность школьников; способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся; расширить представления учащихся о сферах применения математики, развивать интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умения четко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные: расширить сферу математических знаний, общекультурный кругозор учащихся; формировать умения аккуратно и грамотно выполнять записи.

Основные этапы урока:

1) подготовительный этап – мотивация необходимости изучения учебного материала;
2) обучающий этап – работа с алгоритмом решения квадратного уравнения;
3) самоконтроль при подготовке к выполнению самостоятельной работы;
4) самостоятельная работа.

Для осуществления поставленных на урок задач выбраны следующие методы и формы обучения:

методы: формы:

наглядный; общеклассная;

практический; индивидуальная;

словесный;

частично-поисковый.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2.

1) Историческая справка. Найденные древние вавилонские глиняные таблички, датированные где-то между 1800 и 1600 годами до н.э., являются самыми ранними свидетельствами об изучении квадратных уравнений. На этих же табличках изложены методы решения некоторых типов квадратных уравнений.

Древнеиндийский математик Баудхаяма в VIII столетии до н.э. впервые использовал квадратные уравнения в форме ax2 = c и ax2 + bx = c и привел методы их решения.

Вавилонские математики примерно с IV века до н.э. и китайские математики примерно со II века до н.э. использовали метод дополнения квадрата для решения уравнений с положительными корнями. Около 300 года до н.э. Эвклид придумал более общий геометрический метод решения.

Первым математиком, который нашел решения уравнения с отрицательными корнями в виде алгебраической формулы, был Брахмагупта (Индия, VII столетие нашей эры).

Слайд 3.

2) При каком условии квадратное уравнение не имеет корней?

3) Чему равно произведение и сумма корней приведенного квадратного уравнения?

4) Для каких квадратных уравнений, не решая их, можно сказать, что они имеют два различных корня?

III. Систематизация знаний.

Рассмотреть задания ЕГЭ, приводящие к решению квадратных уравнений.

Слайд 4.

Задание В14.

Найдите наибольшее значение функции f(x) = x3 – 5x2 + 7x – 6 на отрезке [0; 2].

Решение: f(x) = 0,

3x2 – 10x + 7 = 0,

D/4 = 25 – 21 = 4, D/4 0,

f(0) = - 6,

f(1) = - 3,

f(2) = - 4.

Ответ: - 3.


Слайд 5.

Задание В13.

Катер в 10.00 вышел из пункта А в пункт В, расположенный в 15 км от А. Пробыв в пункте В 1 час 15 мин., катер отправился назад и вернулся в пункт А в 14.00 того же дня. Определите (в км/ч) собственную скорость катера, если известно, что скорость течения реки равна 1 км/ч.

Решение:

Слайд 6.

Пусть скорость катера х км/ч.

v t S

По течению (x + 1) км/ч ч 15 км

Против течения (x – 1) км/ч ч 15 км

Время в пути: 2 ч 45 мин = ч

Составим и решим уравнение:

Ответ: 11 км/ч.

Слайд 7.

Задание С1.

  1. Решите систему уравнений:

Решение:

Решим первое уравнение системы.

Пусть sinx = t, тогда

2t2 – 3t + 1 = 0,

D = 9 – 8 = 1, D 0,

sin x = 1, sin x = ,

x1 = x2 =

x3 =

Из второго уравнения системы имеем: y = cos x.

Подставим найденные значения в данное уравнение:

- не удовлетворяет условию y 0,


- удовлетворяет условию y 0,


- не удовлетворяет условию y 0.


Ответ:

Слайд 8.

  1. Решите систему уравнений:


Решение:

Решим первое уравнение системы, пусть 4sin y = t, t 0.

2t2 + 3t – 2 = 0,

D = 9 + 16 = 25, D 0,

Уравнение решений не имеет.










Подставим найденные значения во второе уравнение системы:








Уравнение решений не имеет.








Ответ: (1;

Слайд 9.

Задание С5.

1) Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение

x2 -(|a + 5| − |a - 5|)x + (a - 12)(a + 12) = 0

имеет два различных отрицательных корня.

Решение:

Используя теорему Виета, запишем условия существования двух различных отрицательных корней для квадратного уравнения:

x1x2 0

x1 + x2 0

D 0.

Рассмотрим первые два неравенства

(a -12)(a + 12) 0; (a - 12)(a +12) 0; (a - 12)(a +12) 0;

|a + 5| - |a-5| 0; (a + 5)2 - (a - 5)2 0, 2a∙10 ,


a-12.

Рассмотрим дискриминант с учетом a -12.

D = (|a + 5| − |a5|)2 4(a- 12)(a +12) 0,

102 - 4(a - 12)(a +12) 0,

a2 144 25,

a2

-13 a

Так как a -12, то получаем -13 a

Ответ: (-13; -12).

Слайд 10.

2) Найдите все значения параметра а, при каждом из которых все корни уравнения 3ax2 + (3a3 − 12a2 − 1)x - a(a - 4) = 0 удовлетворяют неравенству

|x| ≤ 1.

Решение:

1) Пусть 3a = 0, a = 0, тогда получим линейное уравнение − x = 0,

x = 0 - единственный корень, 0 [-1;1].

a = 0 удовлетворяет условию задачи.

2) a 0.

Получим квадратное уравнение,

D = (3a3 − 12a2 − 1)2 + 12a2(a − 4) = (3a2(a – 4) – 1)2 + 12a2(a – 4);

Пусть a2 (a - 4) = t, тогда

D = (3t - 1)2+ 12t = (3t + 1)2.

Найденные корни подставим в условие |х| ≤ 1.

1 ≤ 4aa2 ≤ 1,

1 ≤ ≤ 1.

Ответ: {0}[2+ ].


Слайд 11.

IV. Самостоятельная работа: № 1868 (а).

При каких значениях а корни уравнения x2 − 8ax + 27 = 0 относятся как 3:1.

Слайд 12.

Решение:

x2 − 8ax + 27 = 0;

D/4 = 16a2 − 27 0 ;

х1,2 = 4a ± ;

1 сл.) 2 сл.)








Ответ: a = ± 1,5.

Слайд 13.

V. Заключительный этап урока.

а) подведение итогов

б) д/з № 1695 (а), № 1696 (а), № 1867



Просмотр содержимого презентации
«Решение уравнений»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ  «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»

Историческая справка. Найденные древние вавилонские глиняные таблички, датированные где-то между 1800 и 1600 годами до н.э., являются самыми ранними свидетельствами об изучении квадратных уравнений. На этих же табличках изложены методы решения некоторых типов квадратных уравнений. Древнеиндийский математик Баудхаяма в VIII столетии до н.э. впервые использовал квадратные уравнения в форме  ax 2 = c и ax 2 + bx = c и привел методы их решения.

Историческая справка.

  • Найденные древние вавилонские глиняные таблички, датированные где-то между 1800 и 1600 годами до н.э., являются самыми ранними свидетельствами об изучении квадратных уравнений. На этих же табличках изложены методы решения некоторых типов квадратных уравнений.
  • Древнеиндийский математик Баудхаяма в VIII столетии до н.э. впервые использовал квадратные уравнения в форме

ax 2 = c и ax 2 + bx = c и привел методы их решения.

  • Вавилонские математики примерно с IV века до н.э. и китайские математики примерно со II века до н.э. использовали метод дополнения квадрата для решения уравнений с положительными корнями. Около 300 года до н.э. Эвклид придумал более общий геометрический метод решения.
При каком условии квадратное уравнение не имеет корней? Ответ: D  . Чему равны произведение и сумма корней приведенного квадратного уравнения? Ответ: х 1 + х 2 = - b, x 1 ∙ x 2 = c. Для каких квадратных уравнений, не решая их, можно сказать, что они имеют два различных корня?
  • При каком условии квадратное уравнение не имеет корней?

Ответ: D .

  • Чему равны произведение и сумма корней приведенного квадратного уравнения?

Ответ: х 1 + х 2 = - b, x 1 ∙ x 2 = c.

  • Для каких квадратных уравнений, не решая их, можно сказать, что они имеют два различных корня?

Ответ: ac

Задание В13.

Задание В13.

  • Катер в 10.00 вышел из пункта А в пункт В, расположенный в 15 км от А. Пробыв в пункте В 1 час 15 мин., катер отправился назад и вернулся в пункт А в 14.00 того же дня. Определите (в км/ч) собственную скорость катера, если известно, что скорость течения реки равна 1 км/ч.
Задание В14. Найдите наибольшее значение функции f ( x ) = x 3 – 5 x 2 + 7 x – 6 на отрезке [0; 2]. Ответ: - 3

Задание В14.

Найдите наибольшее значение функции

f ( x ) = x 3 – 5 x 2 + 7 x – 6 на отрезке [0; 2].

Ответ: - 3

Краткая запись: Пусть скорость катера х км/ч.      v  t  S По течению ( x + 1) км/ч ч 15 км Против течения ( x – 1) км/ч ч 15 км Ответ: 11 км/ч

Краткая запись:

Пусть скорость катера х км/ч. v t S

По течению ( x + 1) км/ч ч 15 км

Против течения ( x – 1) км/ч ч 15 км

Ответ: 11 км/ч

Задание С1.   Решите систему уравнений: Ответ:

Задание С1.

Решите систему уравнений:

Ответ:

Задание С1.   Решите систему уравнений: Ответ:  (1;

Задание С1.

Решите систему уравнений:

Ответ: (1;

0 x 1 + x 2 D 0. Ответ: (-13; -12)." width="640"

Задание С5.

Найдите все значения параметра а , при каждом из которых

уравнение x 2 -(| a + 5| − | a - 5|) x + ( a - 12)( a + 12) = 0

имеет два различных отрицательных корня.

Решение:

Используя теорему Виета, запишем условия существования

двух различных отрицательных корней для квадратного

уравнения:

x 1 x 2 0

x 1 + x 2

D 0.

Ответ: (-13; -12).

Задание С5. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых все корни уравнения 3 ax 2 + (3 a 3 − 12 a 2 − 1) x - a ( a - 4) = 0 удовлетворяют неравенству | x | ≤ 1. Ответ:  {0} [2 + ]

Задание С5.

Найдите все значения параметра а, при

каждом из которых все корни уравнения

3 ax 2 + (3 a 3 − 12 a 2 − 1) x - a ( a - 4) = 0

удовлетворяют неравенству | x | ≤ 1.

Ответ: {0} [2 + ]

Самостоятельная работа: № 1868 (а) .   При каких значениях а корни уравнения x 2 − 8 ax + 27  = 0  относятся как 3:1. Ответ: a = ± 1,5.

Самостоятельная работа: № 1868 (а) .

При каких значениях а корни уравнения

x 2 − 8 ax + 27 = 0 относятся как 3:1.

Ответ: a = ± 1,5.

0 ; х 1,2 = 4 a ± ; Решение: Ответ : a = ± 1,5 ." width="640"

x 2 − 8 ax + 27 = 0;

D / 4 = 16 a 2 − 27 0 ;

х 1,2 = 4 a ± ;

Решение:

Ответ : a = ± 1,5 .

Заключительный этап урока.   а) подведение итогов б) д/з № 1695 (а), № 1696 (а), № 1867

Заключительный этап урока.

а) подведение итогов

б) д/з № 1695 (а), № 1696 (а), № 1867

Источники материала:

Источники материала:

  • Алгебра и начала анализа. 10-11 классы..: В двух частях. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович, 2010 год
  • Алгебра и начала анализа. 10-11 классы..: В двух частях. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова, 2010 год
  • ЕГЭ. 3000 задач с ответами. Математика с теорией вероятности и статистикой. Под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко. Изд. «Экзамен», Москва. 2012 год
  • И.Н. Сергеев, В.С. Панферов. ЕГЭ.1000 задач с ответами и решениями. Математика. Все задания группы С. Изд. «Экзамен», Москва, 2012 год