СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии по теме «Пищеварение в ротовой полости».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии по теме «Пищеварение в ротовой полости».

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии по теме «Пищеварение в ротовой полости».»

Урок по биологии по теме «Пищеварение в ротовой полости».


Цель урока: формирование представлений учащихся о процессе пищеварения.


Задачи:


- образовательная: учащиеся формируют новые анотомо-физиологические понятия - слюнные железы, слюна, глотание, зубы, выясняют особенности процесса пищеварения в ротовой полости;


- развивающая: развивать мышление учащихся, речь, умение публично выступать, выделять главное, сравнивать условия протекания процесса пищеварения в различных отделах пищеварительной системы, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы;


- воспитательная: овладение знаниями о гигиене полости рта, предупреждение кариеса и других заболеваний зубов;


- коммуникативная: развитие навыков самоорганизации, взаимопомощи, готовность представлять необходимую информацию и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.


Тип урока: комбинированный


Методы и приемы:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

Средства обучения:


- учебно-материальные/компьютер, карточки;

- дидактико-методические/тесты, схемы, таблицы;

- психико-педагогические/тесты, дидактические игры.


Оборудование: демонстрационное для просмотра видеофильма «Действие слюны на крахмал».

Ход урока.


1. Организационный момент (1-2 мин.) Учет посещаемости, сообщение темы урока.

2. Повторение пройденного материала - проверка домашнего задания.

3. Фронтальный опрос/письменная работа.

4. Обязательный уровень: открытый тест по домашнему заданию (§80) - 10 мин.

Учащиеся классов получают тесты с вопросами:


  • Источником энергии и строительного материала является (пища).

  • Благодаря какому обмену происходит усвоение питательных веществ (платическому).

  • Процесс механической обработки пищи называется (пищеварением).

  • Печень- это пищеварительная (железа).

  • Какой полостью начинается пищеварительный канал (ротовой).

  • Из пищевода пища попадает в (желудок).

  • Первый отдел тонкого кишечника называется (12-перстная кишка).

  • Кишечник образует ряд (петель).

  • Кишечник подвешен за выросты брюшины, называемые (брыжейкой).

  • Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и воды - это (питательные вещества).


Базовый уровень - подписать части пищеварительной системы (по карточкам).

Высокий уровень - письменно ответить на вопрос: В чем разница между питанием и пищеварением?

После выполнения заданий на доску проецируется слайд с правильными ответами и условиями оценивания:


- оценку «3» получает учащийся, выполнивший правильно задания не менее 80% от обязательного уровня;

- оценку «4» получает учащийся, выполнивший правильно задания обязательного и базового уровней;

- оценку «5» получает учащийся, выполнивший правильно задания всех трех уровней.

Проверка выполнения заданий происходит: учащиеся, сидящие за одной партой, проверяют работу своего соседа, выставляют оценку, передают работу учителю.

Изучение нового материала.


Тема: Рецепторы вкуса. Актуализация знаний учащихся.


1. Какой вкус вы назвали бы приятным, а какой- нет?

2. Чем мы ощущаем вкус пищи?


Рассказ учителя: ротовая полость образована челюстями, верхним и нижнем мягким небом. В ротовой полости находится язык и она выстлана многослойным плоским эпителием. Язык является мышечным органом. Во время жевания он переворачивает пищу во рту, благодаря чему она перемешивается слюной и смачивается. Поверхность языка покрыта вкусовыми луковицами, чувствительными к сладким, соленым, кислым и горльким веществам, что помогает определить характер пищи. У человека язык выполняет также функцию органа речи.

Механическая и химическая обработка пищи. У человека имеется две челюсти — неподвижная верхняя и подвижная — нижняя. Обе челюсти снабжены зубами, которые используются для измельчения пищи/пережевывания. Жевание составляет механическую стадию пищеварения, благодаря которой увеличивается поверхность пищи, доступная действию ферментов. Зубы представляют собой очень твердое образование, идеально приспособленные для выполнения своей функции.

Ежедневно у человека выделяется около 1,5 л. слюны, которая секретируется тремя парами слюнных желез и множеством щечных желез, расположенных в слизистой полости рта. Слюна представляет собой водянистый секрет, содержащий ферменты птесалим (лилаза) и лизацим, а также хлористый натрий, бикарбонаты, фосфаты, карбонаты, Ca^2+,K^+, Mg^2+, сульфацианид и слизь. Слизь, содержащая органическое вещество, муцин, смачивает и обволакивает пищу, облегчая тем самым ее проглатывание.

Под действием птиацин — фермента (амилазы), слюны начинается расщепление крахмала, который превращается сначала в декстрины — полисахариды с более короткой цепью, а затем в дисахарид мальтозу. В конечном счете формируется пищевой комок, который проталкивается языком по направлению к глотке и в результате рефлекторного акта заглатывается, попадая через глотку в пищевод.

Мотивация к учебному процессу путем постановки проблемного вопроса:

«Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности человека-подсудимого предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит не виновен, а если не съест, то виновен. Почему же они так поступали?»

Слайд презентация:

Слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от страха сохнет во рту, слюноотделение прекращается, по этому сухой рис съесть невозможно. Волнение и страх тормозят безусловный слюноотделительный рефлекс. Нервные импульсы не поступают в центр слюноотделения в продолговатом мозге и слюна не выделяется.


Учащимся класса предлагается высказать свои предположения в решении данной проблемной задачи . Выбирается наиболее правильная версия. Учитель подводит учащихся к формированию вывода.


Строение зубов. Зубы человека имеют разную форму и размеры и обладают разной жевательной поверхностью. У человека имеется 32 постоянных зуба: 8 резцов, 4 клыка, 8 ложнокоренных (малых коренных) и 12 коренных. Эти зубы защищают 8 резцов, 4 клыка и 8 прямоляров, составляющих молочный ряд зубов, состав зубов принято выражать зубной формулой : 2 ( 1 2/2 с 1/1 рт 2/2 т 3/3 ).

Видимая часть зуба, называемая коронкой, покрытая эмалью — самым твердым веществом в организме, относительно устойчивых к повреждению, шейка зуба окружена десной, а корень его погружен в челюстную кость, под эмалью находится дентин, составляющую основную массу зуба. Будучи довольно плотным, дентин, однако, менее тверд и устойчив к повреждениям, чем эмаль. Он пронизан многочисленными дентинными канальцами, содержащими цитоплазматические отростки клеток, образующие дентин. Пульпарная полость зуба содержит тела клеток, образующих дентин, окончания чувствительных нервов и кровеносные сосуды, по которым доставляются питательные вещества к живым тканям зуба и удаляются конечные продукты их обмена. Корень зуба покрыт цементом, веществом похожим на кость. Многочисленные периодонтальные волокна, прикрепленные одним концом к цементу, а другим - к челюстной кости, прочно удерживают зубы в альвеоле. Однако зуб обладает некоторой подвижностью, благодаря чему меньше вероятность того, что зуб отломается при жевании.

Целостность зуба зависит от целостности эмали. Эмаль не выдерживает резкой смены температуры пищи , тренья о металлические предметы, действия кислоты. Трещины могут возникать от нарушения питания, связанного с недостатком витаминов, минеральных солей. Первое условие для сохранения здоровых зубов — это полноценная пища. На укрепления зубов оказывают влияние витамины, особенно витамин D. При его недостатке нарушается отложение солей. Для жизнедеятельности дентинных клеток необходим витамин С.


Класс получает задание учителя: с целью закрепления и систематизации знаний учащихся используя текст и рисунки учебника (§30) в тетрадях на печатной основе выполнить задания 127-129 (на выполнения задания отводится 5-7 мин.)


Уход за зубами. Выступления учащихся по книге И.Д. Зверева «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека».

Необходимость ухода за зубами была обоснована впервые голландцем Антонием Ван Левенгуком в 17 веке. Он обнаружил многие микроорганизмы у себя во рту, даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорил, что во всем Соединенном Королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков находится в его собственном рту. А сколько их будет, если не чистить зубы?

А.В. Левенгуку представился случай взять налет с зубов у старика, который никогда в жизни их не чистил. В этой пробе под увеличительными стеклами представилось неимоверное количество самых разнообразных микроорганизмов.

Если зубы плохие, пища плохо обрабатывается во рту. Создается большая нагрузка на желудок. Тщательность пережевывания пищи зависит от состояния зубов. С юных лет надо приучать себя к тщательному пережевыванию твердой пищи. Жевать нужно не спеша. В народе недаром говорят: «Кто хорошо жует, тот долго живет».

Человек с больными зубами - носитель заразы. Острые края разрушенных зубов могут вызвать ранение языка, щек, что приводит к долго не заживающим язвам и более тяжелым заболеваниям.

Заболевания зубов: Существуют два основных вида поражения зубов: пародонтоз и кариес. Причина обоих заболеваний - возникновение зубного налета из бактерий и веществ, содержащихся в слюне. Если позволить бактериям скапливаться, они вызовут воспаление десен, пародонтоз. Вследствие взаимодействия с определенными химическими компонентами слюны зубной налет становится твердым и кальцинированным, в результате чего образуются отложения зубных камней. Пародонтоз - заболевание десен, вызываемые микроорганизмами, которые присутствуют во рту в составе зубного налета, особенно в области между десной и зубом. Несоблюдение правил гигиены полости рта создает благоприятные условия для распространения этого заболевания. Сначала пародонтоз вызывает воспаление десен. Обычно это воспаление не сопровождается болью, но если его не прервать, оно может перейти на корень зуба и привести к разрушению периодонтальных волокон, которые удерживают зуб на месте. В конце концов зуб расшатывается и выпадает.

Некоторые бактерии присутствующие в зубном налете, способны превращать сахар в кислоту, которая вызывает кариес. Вначале эмаль разрушается по действием кислоты медленно и безболезненно. Однако, когда затрагиваются дентин и пульта, появляется сильная боль и это состояние грозит потерей зуба. В распространении кариеса зубов участвует ряд факторов, в том числе продолжительное употребление пищевых продуктов, содержащих сахар, изменение состава слюны, несоблюдение правил гигиены полости рта и низкое содержание фтора в питьевой воде. Предупреждению кариеса способствует добавление фтора к питьевой воде, продуктам питания (молоку), употребление содержащих фтор таблеток, использование для чистки зубов фторированных зубных паст, тщательное соблюдение правил, гигиены полости рта и регулярные посещения зубного врача для лечения и профилактического осмотра.


Рефлексия.


Закрепление нового материала (фронтальный опрос), организуется работа учащихся «Вопросы на засыпку».

1. Где образуется слюна;

2. Как называются три пары пары крупных слюнных желез.


  • Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полости;

  • При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости;

  • Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желез;

  • Какие органы помогают измельчать пищу;

  • Что происходит в ротовой полости;

  • Какое строение имеет зуб;

  • Как нужно ухаживать за зубами;

  • Какие заболевания зубов вы знаете;

  • Почему нужно беречь зубы.


Выводы. Оценивание знаний учащихся.


Закрепление знаний. Рефлексия.


Учащиеся отвечают на вопросы из программы «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия» №590, №597.

Домашнее задание: обязательный уровень §31. Отвечать на вопросы в конце параграфа.

Базовый уровень: заполнить таблицу в тетради по строению зубов.

Высокий уровень: подготовить ответ на вопрос — зачем нужна смена молочных зубов?

Итог урока. Выставление оценок учащихся.

Выводы: Здоровье пищеварительной системы человека и конкретно здоровье ротовой полости человека необходимо обеспечивать с раннего возраста человека, т. к. от здоровья зубов зависит здоровье всего организма.


Используемая литература:


  • Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И.Н. Беляев учебник «Биология. Человек.» 8 кл., Москва Дрофа 2016г.

  • Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология» в 3 томах, Москва «Мир» 1993г.

  • И. Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», Москва Просвещение 1978г.

  • Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия (590,597).