СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии 7 класс "Птицы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

интегрированный урок по биологии и литературе

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 7 класс "Птицы"»

Филиал МБОУ «Бейская СОШИ «Новониколаевская ООШ»









Интегрированный урок литературы и биологии

в 7 классе

«Значение и охрана птиц, происхождение птиц»



Учитель биологии I категории Годлевская Любовь Анатольевна

Учитель литературы Бережная Наталья Анатольевна







УМК: Биология И.Н. Пономаревой, учебник В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко “Биология”, 7 класс.

Литература – УМК Курдюмовой Т.Ф.

Цель: сформировать у учащихся знания о промысловых и домашних птицах, раскрыть особенности охраны птиц, показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся, подвести к самостоятельному выводу о происхождении птиц от древних пресмыкающихся

задачи: - продолжить формировать понимание того, что мир птиц является

разнообразным и самоценным компонентом биосферы земли;

- развивать представление об утилитарном и эстетическом значении птиц в жизни человека;

- формирование бережного отношения к миру птиц;

- развивать, укреплять коммуникативные навыки, самостоятельную деятельность и критическое мышления учащихся на основе работы с различным информационным материалом

Прогнозируемый результат: ученики должны уметь

  • называть значение птиц в природе и жизни человека, мероприятия по охране птиц;

  • приводить примеры видов птиц, играющих определенную роль в природе;

  • характеризовать причины сокращения численности отдельных видов птиц;

  • обосновать происхождение птиц.

Оборудование:

Раздаточный материал: информационные листы, рабочие листы для учащихся, оценочные листы

Тип урока: комбинированный.

Педагогические технологии, используемые на уроке: технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии.



Этап урока

Деятельность

учителя


Деятельность обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

метапредметные

Личностные

1

Приветствие






2

Актуализация, тема

Мир природы многолик и разнообразен. Но изымите из этого мира цветы и птиц, то краски Природы поблекнут. Цветы и птицы – это симбиоз красоты флоры и фауны, источник всего прекрасного на нашей маленькой планете. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц чудесным украшением природы. Но птицы не только украшают природу, а большинство приносят пользу. Птицы всегда сопутствуют человеку – начиная от канарейки и попугая и до ласточек, голубей. С ними каждый знаком с детства. С одними наяву, с другими по сказкам и былинам: «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Соловей –разбойник» и др. Но сегодня я хочу, чтобы вспомнили другое произведение, с которым мы познакомились недавно на уроке литературы. Посмотрите, чей это портрет ? ( М.Твен)

С каким произведением М.Твена мы познакомились недавно?

(Как я редактировал сельскохозяйственную газету)

Кто расскажет о главном герое рассказа?

А теперь вспомним сюжет рассказа. Напомните, что было в его статье не так?

Сегодня вы тоже выпустите газету. Номер будет посвящен птицам.

Вы разделитель на 2 группы: 1группа будут редакторы (они будут редактировать газету) , 2 группа – биологи (будут исправлять ошибки)

Редакторы работают с Натальей Анатольевной, биологи – с Любовью Анатольевной.

У вас есть листы для работы и для оценки. В листах для роботы впишите цель урока, которую вы поставили для себя на этот урок

Вспоминают рассказ М.Твена, рассказывают сюжет, формируют группы



В рабочих листах пишут для себя цель


МР 4, МР 6

ЛР3


3

Изучение нового

Организуют работу групп

1 – происхождение птиц ( из фраз составить рассказ о происхождении птиц)

2 домашние птицы (вставить пропущенные слова)

3 промысловые птицы (закончить предложение)

4 охрана и значение птиц (термины)

Редакторы выполняют задания первыми (не изучая материал), умышленно или нет делают ошибки. Биологи изучают материал и исправляют ошибки

ПР13

ПР9

ПР6

ПР4

ПРЗ

ПР1

МР1

MP3

MP4

МР5

МР7

ЛР1

ЛP3

ЛP4

ЛP5

4

Первичная проверка знаний

Решение теста в рабочих листах

Выполняют тест

ПР6

ПР4

ПРЗ, ПР1

MP3, МР5

МР7

ЛP3

ЛP4

5

закрепление

Вопросы 1-3 стр 226

фронтально

ПР13, ПР9, ПР6

ПР4, ПРЗ, ПР1

МР1, MP3, MP4, МР7

ЛP3

ЛP4

6

Рефлексия.

Достигли ли мы целей поставленных в начале урока? Давайте вернемся к ним. Все ли нам удалось?


Просматривают цели в рабочих листах, делают выводы, используют фразы для ответов на доске

ПР13

МР7

ЛP4

7

Домашнее задание.

  1. § 49 Решить кроссворд

  2. Творческое задание на выбор:

  1. Создать памятку-инструкцию для учащихся младших классов «Покормите птиц зимой»,

  2. Создать памятку-инструкцию «Птичий дом».

  3. Написать творческую работу на тему: «Птицы – наши друзья!»

Записывают

задание

ПР13, ПР9

ПР6

ПР4

МР1

MP4

МР5

ЛР1

ЛP3

ЛP4

ЛP5

8

итог

Оценка в листах (вывести среднюю)

Подарите птицам свою любовь и заботу. Пришла весна, ожила вся природа. И птицы, зимующие и перелетные, начинают жить новой жизнью, наполняют веселым шумом леса, парки, водоемы, образуют пары, возможно, какая-нибудь птичья парочка совьет себе уютное гнездышко в скворечнике, сделанном вами. Помните, охрана птиц – дело каждого человека!

Спасибо вам за урок, вы – молодцы!




ЛP5







Личностные, метапредметные и предметные резуль­таты освоения биологии



Личностными результатами освоения учебного предмета явля­ются:

(ЛР1) - знание основных принципов и правил отношения к живой при­роде;

(ЛP2) - знание основ здорового образа жизни и здоровьесбере­гающих технологий, реализация установок здорового образа жизни

(JIP3) - сформированность познавательных интересов и мотивов, на­правленных на изучение живой природы;

(ЛP4) - сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

(ЛР5) - сформированность эстетического отношения к живым объек­там.



Метапредметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по биологии являются:

(МР1)- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочника­ми; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

(МР2)- овладение составляющими исследовательской и проектной дея­тельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдви­гать гипотезы,

(MP3)- давать определения понятиям, классифициро­вать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключе­ния, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

(MP4)- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последователь­ность действий и прогнозировать результаты работы;

(МР5)- Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

(МР6)- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью сво­ему и окружающих;

(МР7)- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллектив­ном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и ар­гументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргумен­тировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.







Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

(ПР1)-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, раз­витие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круго­ворот веществ и превращение энергии в экосистемах;

(ПР2)-приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей сре­ды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер про­филактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бакте­риями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

(ПРЗ)-классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

(ПР4)- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдель­ных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных забо­леваний у человека, видообразования и приспособленности;

(ПР5)- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее рас­пространенных растений и домашних животных; съедобных и ядови­тых грибов; опасных для человека растений и животных;

(ПР6) - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

(ПР7) -выявление изменчивости организмов; приспособлений организ­мов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, орга­нов, систем органов и их функциями;

(ПР8)- овладение методами биологической науки: наблюдение и опи­сание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

(ПР9)-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

  1. В сфере трудовой деятельности:

(ПР10) - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

(ПР11 Соблюдение правил работы с биологическими приборами и ин­струментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)

  1. В сфере физической деятельности:

(ПР12).освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных забо­леваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; ра­циональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведе­ния наблюдений за состоянием собственного организма;

  1. В эстетической сфере:

(ПР13)-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы












Рабочий лист

Тема урока: _Значение и охрана птиц, происхождение птиц____________________


Цель урока: ___________________________________________________________________


  1. Происхождение птиц.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


  1. Домашние птицы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Промысловые птицы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Значение птиц в природе и жизни человека.



Значение птиц в природе

Значение птиц в жизни человека











Вывод: _______________________________________________________________________

  1. Причины сокращения численности отдельных видов птиц

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проверь себя! Выбери один правильный ответ.

1. не является домашней птицей

  1. попугай

  2. воробей

  3. цесарка

2. Птицы оказывают существенное влияние на жизнь природных сообществ. В сообществах они играют роль организмов:

  1. производителей органических веществ;

  2. потребителей органических веществ;

  3. разрушителей органических веществ.

3. Промысловая птица

  1. серая утка

  2. сокол

  3. лебедь - шипун

  4. павлин

4 Для охраны лесных птиц нужно:

  1. сооружать гнезда;

  2. выкармливать птенцов;

  3. отстреливать всех хищников;

  4. подкармливать птиц зимой.

5.птицы произошли от

  1. земноводных

  2. пресмыкающихся

  3. рыб





Оцени себя: _________________________________



Разгадайте в группе кроссворд.



  1. Рефлексия. Достигли ли вы поставленной цели урока? Что помогало вам в работе на уроке, а что мешало?



  1. Домашнее задание: § 49 Творческое задание на выбор:

  1. Создать памятку-инструкцию для учащихся младших классов «Покормите птиц зимой»,

  2. Создать памятку-инструкцию «Птичий дом».

  3. Написать творческую работу на тему: «Птицы – наши друзья!»











Оценочный лист



Ф.И. обучающегося

Оценка за тест

Коллективная оценка работы в группе

Оценка учителя

Оценка за урок


































































Личностные, метапредметные и предметные резуль­таты освоения биологии


Личностными результатами освоения учебного предмета явля­ются:

(ЛР1) - знание основных принципов и правил отношения к живой при­роде;

(ЛP2) - знание основ здорового образа жизни и здоровьесбере­гающих технологий, реализация установок здорового образа жизни

(JIP3) - сформированность познавательных интересов и мотивов, на­правленных на изучение живой природы;

(ЛP4) - сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

(ЛР5) - сформированность эстетического отношения к живым объек­там.


Метапредметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по биологии являются:

(МР1)- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочника­ми; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

(МР2)- овладение составляющими исследовательской и проектной дея­тельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдви­гать гипотезы,

(MP3)- давать определения понятиям, классифициро­вать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключе­ния, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

(MP4)- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последователь­ность действий и прогнозировать результаты работы;

(МР5)- Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

(МР6)- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью сво­ему и окружающих;

(МР7)- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллектив­ном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и ар­гументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргумен­тировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.



Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

(ПР1)-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, раз­витие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круго­ворот веществ и превращение энергии в экосистемах;

(ПР2)-приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей сре­ды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер про­филактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бакте­риями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

(ПРЗ)-классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

(ПР4)- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдель­ных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных забо­леваний у человека, видообразования и приспособленности;

(ПР5)- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее рас­пространенных растений и домашних животных; съедобных и ядови­тых грибов; опасных для человека растений и животных;

(ПР6) - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

(ПР7) -выявление изменчивости организмов; приспособлений организ­мов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, орга­нов, систем органов и их функциями;

(ПР8)- овладение методами биологической науки: наблюдение и опи­сание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

(ПР9)-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

  1. В сфере трудовой деятельности:

(ПР10) - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

(ПР11 Соблюдение правил работы с биологическими приборами и ин­струментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)

  1. В сфере физической деятельности:

(ПР12).освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных забо­леваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; ра­циональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведе­ния наблюдений за состоянием собственного организма;

  1. В эстетической сфере:

(ПР13)-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы