Филиал МБОУ «Бейская СОШИ «Новониколаевская ООШ»
Интегрированный урок литературы и биологии
в 7 классе
«Значение и охрана птиц, происхождение птиц»
Учитель биологии I категории Годлевская Любовь Анатольевна
Учитель литературы Бережная Наталья Анатольевна
УМК: Биология И.Н. Пономаревой, учебник В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко “Биология”, 7 класс.
Литература – УМК Курдюмовой Т.Ф.
Цель: сформировать у учащихся знания о промысловых и домашних птицах, раскрыть особенности охраны птиц, показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся, подвести к самостоятельному выводу о происхождении птиц от древних пресмыкающихся
задачи: - продолжить формировать понимание того, что мир птиц является
разнообразным и самоценным компонентом биосферы земли;
- развивать представление об утилитарном и эстетическом значении птиц в жизни человека;
- формирование бережного отношения к миру птиц;
- развивать, укреплять коммуникативные навыки, самостоятельную деятельность и критическое мышления учащихся на основе работы с различным информационным материалом
Прогнозируемый результат: ученики должны уметь
называть значение птиц в природе и жизни человека, мероприятия по охране птиц;
приводить примеры видов птиц, играющих определенную роль в природе;
характеризовать причины сокращения численности отдельных видов птиц;
обосновать происхождение птиц.
Оборудование:
Раздаточный материал: информационные листы, рабочие листы для учащихся, оценочные листы
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии, используемые на уроке: технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые образовательные результаты |
Предметные | метапредметные | Личностные |
1 | Приветствие | | | | | |
2 | Актуализация, тема | Мир природы многолик и разнообразен. Но изымите из этого мира цветы и птиц, то краски Природы поблекнут. Цветы и птицы – это симбиоз красоты флоры и фауны, источник всего прекрасного на нашей маленькой планете. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц чудесным украшением природы. Но птицы не только украшают природу, а большинство приносят пользу. Птицы всегда сопутствуют человеку – начиная от канарейки и попугая и до ласточек, голубей. С ними каждый знаком с детства. С одними наяву, с другими по сказкам и былинам: «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Соловей –разбойник» и др. Но сегодня я хочу, чтобы вспомнили другое произведение, с которым мы познакомились недавно на уроке литературы. Посмотрите, чей это портрет ? ( М.Твен) С каким произведением М.Твена мы познакомились недавно? (Как я редактировал сельскохозяйственную газету) Кто расскажет о главном герое рассказа? А теперь вспомним сюжет рассказа. Напомните, что было в его статье не так? Сегодня вы тоже выпустите газету. Номер будет посвящен птицам. Вы разделитель на 2 группы: 1группа будут редакторы (они будут редактировать газету) , 2 группа – биологи (будут исправлять ошибки) Редакторы работают с Натальей Анатольевной, биологи – с Любовью Анатольевной. У вас есть листы для работы и для оценки. В листах для роботы впишите цель урока, которую вы поставили для себя на этот урок | Вспоминают рассказ М.Твена, рассказывают сюжет, формируют группы В рабочих листах пишут для себя цель | | МР 4, МР 6 | ЛР3 |
3 | Изучение нового | Организуют работу групп 1 – происхождение птиц ( из фраз составить рассказ о происхождении птиц) 2 домашние птицы (вставить пропущенные слова) 3 промысловые птицы (закончить предложение) 4 охрана и значение птиц (термины) | Редакторы выполняют задания первыми (не изучая материал), умышленно или нет делают ошибки. Биологи изучают материал и исправляют ошибки | ПР13 ПР9 ПР6 ПР4 ПРЗ ПР1 | МР1 MP3 MP4 МР5 МР7 | ЛР1 ЛP3 ЛP4 ЛP5 |
4 | Первичная проверка знаний | Решение теста в рабочих листах | Выполняют тест | ПР6 ПР4 ПРЗ, ПР1 | MP3, МР5 МР7 | ЛP3 ЛP4 |
5 | закрепление | Вопросы 1-3 стр 226 | фронтально | ПР13, ПР9, ПР6 ПР4, ПРЗ, ПР1 | МР1, MP3, MP4, МР7 | ЛP3 ЛP4 |
6 | Рефлексия. | Достигли ли мы целей поставленных в начале урока? Давайте вернемся к ним. Все ли нам удалось? | Просматривают цели в рабочих листах, делают выводы, используют фразы для ответов на доске | ПР13 | МР7 | ЛP4 |
7 | Домашнее задание. | § 49 Решить кроссворд Творческое задание на выбор: Создать памятку-инструкцию для учащихся младших классов «Покормите птиц зимой», Создать памятку-инструкцию «Птичий дом». Написать творческую работу на тему: «Птицы – наши друзья!» | Записывают задание | ПР13, ПР9 ПР6 ПР4 | МР1 MP4 МР5 | ЛР1 ЛP3 ЛP4 ЛP5 |
8 | итог | Оценка в листах (вывести среднюю) Подарите птицам свою любовь и заботу. Пришла весна, ожила вся природа. И птицы, зимующие и перелетные, начинают жить новой жизнью, наполняют веселым шумом леса, парки, водоемы, образуют пары, возможно, какая-нибудь птичья парочка совьет себе уютное гнездышко в скворечнике, сделанном вами. Помните, охрана птиц – дело каждого человека! Спасибо вам за урок, вы – молодцы! | | | | ЛP5 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии
Личностными результатами освоения учебного предмета являются:
(ЛР1) - знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
(ЛP2) - знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, реализация установок здорового образа жизни
(JIP3) - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
(ЛP4) - сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
(ЛР5) - сформированность эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
(МР1)- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
(МР2)- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
(MP3)- давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
(MP4)- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
(МР5)- Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
(МР6)- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
(МР7)- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
(ПР1)-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
(ПР2)-приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
(ПРЗ)-классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
(ПР4)- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
(ПР5)- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
(ПР6) - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
(ПР7) -выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
(ПР8)- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
В ценностно-ориентационной сфере:
(ПР9)-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
В сфере трудовой деятельности:
(ПР10) - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
(ПР11 Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
В сфере физической деятельности:
(ПР12).освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
В эстетической сфере:
(ПР13)-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Рабочий лист
Тема урока: _Значение и охрана птиц, происхождение птиц____________________
Цель урока: ___________________________________________________________________
Происхождение птиц.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Домашние птицы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Промысловые птицы
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение птиц в природе и жизни человека.
Значение птиц в природе | Значение птиц в жизни человека |
| |
| |
| |
| |
| |
Вывод: _______________________________________________________________________
Причины сокращения численности отдельных видов птиц
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя! Выбери один правильный ответ.
1. не является домашней птицей
попугай
воробей
цесарка
2. Птицы оказывают существенное влияние на жизнь природных сообществ. В сообществах они играют роль организмов:
производителей органических веществ;
потребителей органических веществ;
разрушителей органических веществ.
3. Промысловая птица
серая утка
сокол
лебедь - шипун
павлин
4 Для охраны лесных птиц нужно:
сооружать гнезда;
выкармливать птенцов;
отстреливать всех хищников;
подкармливать птиц зимой.
5.птицы произошли от
земноводных
пресмыкающихся
рыб
Оцени себя: _________________________________
Разгадайте в группе кроссворд.
Рефлексия. Достигли ли вы поставленной цели урока? Что помогало вам в работе на уроке, а что мешало?
Домашнее задание: § 49 Творческое задание на выбор:
Создать памятку-инструкцию для учащихся младших классов «Покормите птиц зимой»,
Создать памятку-инструкцию «Птичий дом».
Написать творческую работу на тему: «Птицы – наши друзья!»
Оценочный лист
Ф.И. обучающегося | Оценка за тест | Коллективная оценка работы в группе | Оценка учителя | Оценка за урок |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии
Личностными результатами освоения учебного предмета являются:
(ЛР1) - знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
(ЛP2) - знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, реализация установок здорового образа жизни
(JIP3) - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
(ЛP4) - сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
(ЛР5) - сформированность эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
(МР1)- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
(МР2)- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
(MP3)- давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
(MP4)- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
(МР5)- Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
(МР6)- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
(МР7)- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
(ПР1)-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
(ПР2)-приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
(ПРЗ)-классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
(ПР4)- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
(ПР5)- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
(ПР6) - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
(ПР7) -выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
(ПР8)- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
В ценностно-ориентационной сфере:
(ПР9)-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
В сфере трудовой деятельности:
(ПР10) - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
(ПР11 Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
В сфере физической деятельности:
(ПР12).освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
В эстетической сфере:
(ПР13)-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы