СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии "Неклеточные формы жизни-вирусы и бактериофаги"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  урока по биологии для учащихся 9 класса. УМК Сонина.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии "Неклеточные формы жизни-вирусы и бактериофаги"»

Урок по биологии.

9 класс.

Тема: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ - ВИРУСЫ И БАКТЕРИОФАГИ».



Задачи урока:

1. Расширить и углубить знания обучающихся о доклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах.

2. Раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности как внутриклеточных паразитов растений, животных, бактерий,

человека.

3. Дать понятие о ВИЧ – инфекции.

4. Сформировать знания о соблюдении мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, ВИЧ – инфекции.


Оборудование:

таблица « Строение растительной и животной клетки», « Строение прокариотической клетки», « Вирусы», динамическая модель

« Строения клетки», дополнительный раздаточный материал о вирусах и бактериофагах (книги, справочники, брошюры).



Методические рекомендации к уроку.

Организационный момент.

Класс делится на 5 групп.

  1. Проверка знаний.

Беседа.

- Что изучает наука цитология?

- Какие виды клеток вы знаете?

- Чем они отличаются? Какие из них более сложно устроены?

- Кто впервые открыл и ввел понятие « клетка»?

- Кто из ученых впервые обнаружил в клетке ядро?

- Что открыл ботаник М. Шлейден?

- Когда и кем была сформулирована клеточная теория?

- Какую роль она сыграла в развитии биологии?

- Изложите основные положения клеточной теории.

- Как в дальнейшем происходило развитие клеточной теории?

Рассказ учителя.

  1. Изучение нового материала.

Активизация знаний.

- Правильно ли будет сказать, что все живые организмы имеют клеточное строение?

А) Вирусология – наука о вирусах.

- Как вы думаете, что обозначает слово вирус?

В переводе с латинского – это слово обозначает яд.

- Когда и кем были открыты вирусы?

Давайте послушаем сообщение о роли русского ученого в создании этой науки. (Заслушивается сообщение обучающегося).


Б) Вирусы. Особенности химической организации, строения.

Ребята, работаем с литературой, которая находится у вас на столах. Отмечаем, что нового вы узнали о строении вирусов. Делаем записи в тетрадь.

Беседа.

- Какие особенности строения имеют вирусы?

- Почему они названы неклеточными формами жизни?

- Как вирусы взаимодействуют и проникают в клетку?

- Что при этом происходит с клеткой?

- На каких этапах жизненного цикла вирус похож на неживые предметы, а на каких – на живые организмы?

- Что такое вирионы? Архитектура вирионов? Вид симметрии?


В) Последствия воздействия вирусов на организм.

Беседа.

- Каковы последствия воздействия вирусов на организм человека?

Послушаем сообщение вашего одноклассника о болезнях, вызываемых вирусами.

( Грипп, оспа, корь, ветряная оспа, полиомиолит, краснуха, гепатит, герпес).

- Каковы симптомы гриппа?

-А что может воздействовать на грипп?

-Какие меры профилактики необходимо соблюдать?

-Почему гриппом мы можем болеть несколько раз в течение жизни?

-Что необходимо выполнять, чтобы болезнь протекала быстрее и легче?


Г) ВИЧ – инфекция, заболевание СПИД.

Беседа.

- Что мы называем чумой 20 века?

- С чем это связано? (Вирус иммунодефицита человека).

Сообщение обучающегося о ВИЧ – инфекции.

- Так на что действует ВИЧ?

- Меры профилактики ВИЧ – инфекции.


Д) Понятие « бактериофаг».

Найдите в дополнительной литературе материал про бактериофаги.

- Какое строение имеет бактериофаг?

- На какие организмы он воздействует?


Е) Роль вирусов в эволюции. ( Рассказ учителя).


  1. Закрепление.

Беседа.


- Почему вирусы и бактериофаги - неклеточные формы жизни?

- Грипп и СПИД - заболевания, вызываемые вирусами.

Почему грипп практически излечим, а СПИД – смертелен?

- Подумайте, почему с вирусами трудно вести борьбу?

- Подумайте, почему все- таки вирус - это форма жизни?

- Какие разнообразные формы жизни вы знаете? Перечислите известные вам царства.


А) Составьте синквейн про вирусы и бактериофаги.

Идет обсуждение в группах.


  1. Домашнее задание. Записи в тетради.



5. Итоги урока.