СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии: "Приматы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия для изучения учащимися  особенностей строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих, познакомить с многообразием приматов. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии: "Приматы"»

Тема: «Приматы»

Цель урока: Создать условия для изучения учащимися  особенностей строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих, познакомить с многообразием приматов. 

Оборудование:учебник,тетрадь,ноутбук, презентация «отряд Приматы», видеофрагменты

Ход урока.

  1. 1.Организационный момент 2. Мотивационное начало урока.

Вспомним  басню И.А. Крылова.

Какое слово пропущено в следующих строках известной басни:

 «………в зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!
Что́ это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.…»

(Мартышка).

- Мартышки  и другие обезьяны относятся к отряду млекопитающих «Приматы».


- Итак, тема нашего урока «Отряд приматы».

               3.Сообщение темы и цели урока

Цель урока- изучить особенности строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих.

- Какие задачи мы должны решить?

( - Узнать, какие животные относятся к приматам?

-  Каковы особенности строения приматов?

-  Как они приспособлены к среде обитания?

-  В чем их усложнение?

II Организация деятельности.

1. -Вспомните, каких обезьян вы видели в зоопарке, в цирке, в кино- и телефильмах, на рисунках.

-Чем они отличаются от других млекопитающих?

2.Просмотр видеофрагмента  «Общие сведения о  приматах».

Обсуждение:

- где обитают приматы, каков их образ жизни? (Распространены в тропиках и субтропиках,  - чем питаются?

- какие животные относятся к приматам?

- на какие 2 группы делятся приматы?(два подотряда: низшие приматы или полуобезьяны, высшие приматы или обезьяны)

3. Работа в группах. Отличительные особенности строения приматов. Использование учебника.

 На экране слайд

 1. Рука.

2. Глаза.

3. Головной мозг.

1.группа .    Рука приматов.

2. группа.     Глаза приматов.

3. группа.  Головной мозг.

Представление результатов.

1 группа  

Приматы умеют использовать предметы как орудие для сбивания плодов, для защиты.Приматы используют особенности в строении кисти, большой палец руки противопоставлен и помогает в хватательной деятельности. У приматов большой палец короткий, а у человека более длинный и позволяет делать более точные движения. Фаланги пальцев снабжены ногтями.

2 группа

У приматов бинокулярное зрение, глаза смотрят в одном направлении, что позволяет животным точно определять расстояние между деревьями при прыжке с ветки на ветку, с дерева на дерево. Зрение цветное.

3 группа

Активная жизнь и разнообразие функций передних конечностей обусловили у приматов сильное развитие головного мозга, много извилин, в связи этим увеличение объёма черепной коробки и, соответственно, сокращение лицевого отдела черепа.

3. Работа в группах. Работа с электронным пособием (презентацией).

Особенности строения и образа жизни человекообразных обезьян:

1 группа «Орангутанг» 

Орангутанг — малайское слово, оно означает «человек лесной». Это крупные обезьяны. Орангутанги не имеют хвоста и защечных мешков. У них широкое голое лицо, небольшие ушные раковины, вытягивающиеся губы. Масса тела самцов орангутангов с Калимантана 189 кг, самки имеют массу лишь 81 кг. Отдельные особи самцов в зоопарках могут достигать 200-250 кг. Длина тела 130-140 см у самцов, 110-120 см у самок. Шерсть орангутангов очень длинная, особенно на плечах и в верхних отделах рук (до 40 см). Цвет ее красновато-рыжеватый, с возрастом она немного темнеет. Орангутанг держатся небольшими группами. Состав таких групп очень разнообразен: самец и самка с детенышами или без них, самка с детенышем и подростком, 2-3 почти взрослые особи. Иногда попадаются одиночные самцы. Орангутанг довольно молчаливые животные и издают мало звуков.

2 группа «Шимпанзе» 

Шимпанзе — крупные обезьяны. Руки у шимпанзе значительно длиннее ног. По химическим и генетическим показателям шимпанзе ближе к человеку, чем другие обезьяны. У шимпанзе высокоразвитый интеллект, она использует инструменты, а также может их изготавливать. Шимпанзе в основном прыгает по деревьям, но может бегать по земле на двух лапах. Шимпанзе живут группами. Единственное животное, которое охотится на шимпанзе – это змея. Шимпанзе находится под охраной. Самки рождают по одному – два детеныша в год и очень трогательно заботятся о своем потомстве.

3 группа «Горилла» 

Гориллы — самые крупные из человекообразных обезьян. Длина тела самцов достигает 180 см, масса тела 250 кг и более. Самки вдвое легче и меньше самцов. Туловище горилл массивное, с большим животом; плечи широкие; сильно развита мускулатура. Шерсть короткая, густая, черного цвета, у взрослых самцов на спине бывает серебристая полоса, есть небольшая бородка. Объем мозга составляет в среднем около 500-600 куб. см, иногда — до 752 куб. см. Гориллы обитают в густых лесах Экваториальной Африки. Береговая горилла встречается в Камеруне, Экваториальной Гвинее, Габоне, Конго, Центрально-Африканской Республике.

Презентация наработок.

Физпауза. Гимнастика для глаз.

III  Представление результатов работы.

Тестирование.

IV   Рефлексия

А сейчас подведем итог нашего урока. Предлагаю высказаться, используя фразы  на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. я понял, что…

4. я смог…

5. меня удивило…

6. урок дал мне …

7. мне захотелось…

Домашнее задание.