Давайте вспомним темы прошлых уроков и проверим, как мы их усвоили. Итак, упражнение «Детектор лжи» Вам будут представлены 10 утверждений, ваша задача согласиться или же опровергнуть. Согласие «да» вверх, «нет» шкала вниз. (кардиограмма) 1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – внутреннюю среду организма) Да 2.Кровь –это жидкая соединительная ткань (да) 3. Человек, сдающий кровь для переливания, реципиент (Нет) 4. Сосуды, по которым кровь движется от сердца называются вены (Нет) 5. Обмен веществ между кровью и тканями происходит через капилляры (Да) 6. Большой круг кровообращения начинается в правом желудочке (нет) 7. Красные кровяные тельца, двояковыпуклой формы это эритроциты (Да) 8. Лейкоциты отвечают за свёртывание крови (Нет) 9. Антитела, это вещества, вырабатываемые лимфоцитами. (да) 10. Фибриноген – это белок, необходимый для свёртывания крови (Да) Проверка: Количество баллов поставьте в маршрутный лист Задание 2 «Проблемный вопрос» У каждой группы в маршрутном листе есть биологическая задача, посовещайтесь и решите её, представитель озвучит ответ. 1 группа Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –«одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название? 2 группа: Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их. Ответ: 3: группа: Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему? Ответ: Сегодня мы продолжаем изучать органы кровообращения. А для того, чтобы определить тему урока, посмотрите на слайд : Вы видите синквейн, но отсутствует первая строчка, угадайте что это…. Здоровое, больное Работает, бьётся, функционирует Поддерживает жизнь орган | Горячее, сильное Бьется, тикает, живет. важнейший орган в организме. любовь | «В Древнем Китае верили, что в нем сосредоточено счастье. Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда. А знаменитый английский врач Уильям Гарвей говорил об этом органе: «…Оно-источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» Учитель задает вопросы: «О каком органе идет речь? Итак о чем мы будем говорить? Что нам нужно узнать об этом удивительном органе? (строение и как работает) Какую же мы поставим перед собой цель? Цель:Изучить строение и работу сердца. Тема: Строение и работа сердца(запись в марш лист) С особенностями строения и работы сердца познакомимся в ходе групповой работы с учебником и доп.материалом. Раздаёт дополнительный материал ИНСТРУКЦИЯ У вас на партах у каждой группы есть дополн. материал. Работать мы будем по технологии 6 шляп Бонне, для начала нам нужно собрать как можно больше информации о сердце, в этом вам поможет статья «Строение сердца» Итак посмотрите на Слайд : Сейчас мы работаем в белой шляпе: собираем информацию, факты, цифры, без подробностей Итак: начали: подчеркиваем карандашом: Кто готов? Нам достаточно полученной информации? Теперь поработаем жёлтой шляпе: ищем всё хорошее высказываемся Примерим черную шляпу: ищем отрицательные, негативные стороны ……………………..ответы Как вы думаете нам достаточно той информации , которую мы получили? Итак, продолжаем работать в маршрутных листах 1 группа готовит ответ на вопрос : Положение сердца в грудной полости 2 группа: размеры сердца, строение стенок сердца 3 группа: Клапаны сердца Каждая группа заполняет таблицу по своему вопросу, затем предоставляем ответ, а все остальные фиксируют информацию в свои листы. Учебник стр. Итак продолжаем: Автоматизм Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии (слайд № 11,12) …Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Вопрос: - Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце? Ответ вы найдете, прочитав статью «Особенности сердечной мышцы» п22. Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, , то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматизмом. Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь. Проблемный вопрос Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни? Когда оно отдыхает? Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление. Фазы | Предсердия | Желудочки | Продолжительность | I | Сокращаются | Расслаблены | 0,1 сек. | II | Расслаблены | Сокращаются | 0,3 сек | III | Расслаблены | Расслаблены | 0,4 сек | 0,8 сек | Вопросы по таблице классу: - Какова продолжительность всего сердечного цикла? (0,8 с) - Сколько времени работают предсердия? (0,1 с) - Сколько времени они отдыхают? (0.7 с) - Сколько времени работают желудочки? (0,3 с) – Сколько времени они отдыхают? (0,5 с) Показателем работы сердца является пульс. Давайте подсчитаем ваш пульс в состоянии покоя в течение 10 сек. И умножем на 6 Физкультминутка: Дружно встали, потянулись Вправо, влево повернулись Руки в стороны и вверх И присядем раз так шесть. Подсчитали пульс. изменилась ли частота сердечных сокращении ,каким образом? Почему при приседании пульс учащается? ( при мышечной работе усиливается кровообращение, что обеспечивает более интенсивное поступление к мышцам кислорода, следовательно, возрастает обмен веществ) Регуляция: Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – «сердце готово выпрыгнуть из груди», «от страха сердце в пятки убежало», «бешено бьется сердце» и др. Зелёная шляпа: творчество ( Рисуем схему) Р егуляция работы сердца Нервная Гуморальная 1. Фронтальная беседа. Вопрос: - Благодаря каким особенностям строения и функционирования сердце может работать, не уставая, всю жизнь? - Сколько и какие камеры имеет сердце? - Какие клапаны есть в сердце? - Из каких слоев состоит стенка сердца? - Что такое автоматия? - Какие фазы составляет сердечный цикл? Составить паспорт органа (инструктивная карточка) Закрепление: Итак: красная шляпа: выскажем свои чувства, эмоции Кто желает примерить синюю шляпу и сделать вывод по уроку? Обучающиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились? Проговаривают оценки, обсуждение 3)Учитель: «А кто может стать универсальным донором и реципиентом?» 4) Учитель: «А что такое резус- фактор?» 2.Решите биологические задачи. 1)В поликлинике была кровь I и III групп. У больного, потерявшего много крови, оказалась кровь II группы. Определите, кровь какой из имеющихся групп можно перелить больному? Объясните, почему? Учитель еще раз поясняет по схеме, почему при переливании подойдет первая, а третья группа несовместима со второй. 2)У Вити 4 группа крови, а у Маши и Никиты 2 и 3-я группы крови. Кому из реципиентов он смог бы помочь? Учитель организует диалог, в процессе которого еще раз закрепляются понятия: «универсальный донор», «универсальный реципиент» -Какие трудности вы испытали при подготовке домашнего задания? - Как можно избежать этих затруднений? - Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно знать свою группу крови? |