СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии "Строение и работа сердца"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  с применением технологии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии "Строение и работа сердца"»

СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА 8 класс


Цель урока: изучить особенности строения сердца и его функции, рассмотреть положение сердца и ответить на проблемный вопрос: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни? Задачи:

Общеобразовательные:

- повторить строение крови, кровеносных сосудов, круги кровообращения;

- познакомить обучающихся со строением сердца;

- раскрыть связь строения сердца с его функциями;

- изучить фазы сердечного цикла;

- дать понятия об автоматизме сердца.

Развивающие:

- продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания;

- работать с текстом учебника, рисунками и таблицами;

- активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;

- научить анализировать информацию, делать выводы;

Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения;

- научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;

- воспитывать эстетическую культуру обучающихся.

Здоровьесберегающие:

- формировать отношение к своему здоровью как к ценности

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии критического мышления и ИКТ технологии

Педагогическая технология: технология проблемного обучения

Оборудование: модель сердца, презентация «Строение сердца и его функции», мультимедийный проектор.

План урока:







Характеристика этапов урока:


Название, содержание и цель этапа урокаi

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверка готовности класса и оборудования, эмоциональный настрой на урок

Цели для учителя:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности

- создать условия для возникновения для учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, создать положительный эмоциональный настрой для учащихся

Цели для учащихся: подготовиться к мыслительной деятельности;

Позитивно настроиться на урок (1-2 минуты)

Приветствие учащихся

Проверка готовность к уроку

- Прозвенел звонок

Начинается урок,

Постарайтесь всё понять

Руки вовремя поднять

Организм свой нужно знать


Здравствуйте ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Вступительная беседа учителя.

Работать мы будем в группах, у вас на партах у каждого есть маршрутный лист, подпишите его.


Формы, методы и методические приемы: фронтальная, словесный

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на столе

Проверка домашнего задания.

II. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.


Цели для учителя:

- выяснить степень усвоения обучающимися предыдущего материала

- выявить возможные затруднения и помочь их ликвидировать

Цели для обучающихся:

- повторить изучаемую тему

- осознать необходимость изучаемых знаний





Фронтальная проверка знаний

(5 минут) ( решение биологических задач) (5 минут)

(5-7 минут)

словесный метод




















III / Усвоение новых знаний

Целеполагание

























Первичное усвоение, осмысление































































































IV. Закрепление изученной темы.

























Домашнее задание






V / Итоги урока. Рефлексия.




Давайте вспомним темы прошлых уроков и проверим, как мы их усвоили.

Итак, упражнение «Детектор лжи»

Вам будут представлены 10 утверждений, ваша задача согласиться или же опровергнуть. Согласие «да» вверх, «нет» шкала вниз. (кардиограмма)

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – внутреннюю среду организма) Да

2.Кровь –это жидкая соединительная ткань (да)

3. Человек, сдающий кровь для переливания, реципиент (Нет)

4. Сосуды, по которым кровь движется от сердца называются вены (Нет)

5. Обмен веществ между кровью и тканями происходит через капилляры (Да)

6. Большой круг кровообращения начинается в правом желудочке (нет)

7. Красные кровяные тельца, двояковыпуклой формы это эритроциты (Да)

8. Лейкоциты отвечают за свёртывание крови (Нет)

9. Антитела, это вещества, вырабатываемые лимфоцитами. (да)

10. Фибриноген – это белок, необходимый для свёртывания крови (Да)

Проверка: Количество баллов поставьте в маршрутный лист


Задание 2 «Проблемный вопрос» У каждой группы в маршрутном листе есть биологическая задача, посовещайтесь и решите её, представитель озвучит ответ.

1 группа

Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –«одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название?

2 группа:

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

Ответ:

3: группа:

Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Ответ:


Сегодня мы продолжаем изучать органы кровообращения. А для того, чтобы определить тему урока, посмотрите на слайд :

Вы видите синквейн, но отсутствует первая строчка, угадайте что это….

Здоровое, больное

Работает, бьётся, функционирует

Поддерживает жизнь

орган

Горячее, сильное

Бьется, тикает, живет.

важнейший орган в организме.

любовь


«В Древнем Китае верили, что в нем сосредоточено счастье. Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда. А знаменитый английский врач Уильям Гарвей говорил об этом органе: «…Оно-источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма»

Учитель задает вопросы: «О каком органе идет речь?

Итак о чем мы будем говорить? Что нам нужно узнать об этом удивительном органе? (строение и как работает)

Какую же мы поставим перед собой цель?

Цель:Изучить строение и работу сердца.

Тема: Строение и работа сердца(запись в марш лист)

С особенностями строения и работы сердца познакомимся в ходе групповой работы с учебником и доп.материалом. Раздаёт дополнительный материал

ИНСТРУКЦИЯ

У вас на партах у каждой группы есть дополн. материал.

Работать мы будем по технологии 6 шляп Бонне, для начала нам нужно собрать как можно больше информации о сердце, в этом вам поможет статья «Строение сердца»

Итак посмотрите на Слайд : Сейчас мы работаем в белой шляпе: собираем информацию, факты, цифры, без подробностей

Итак: начали: подчеркиваем карандашом:

Кто готов?

Нам достаточно полученной информации?

Теперь поработаем жёлтой шляпе: ищем всё хорошее
высказываемся

Примерим черную шляпу: ищем отрицательные, негативные стороны

……………………..ответы

Как вы думаете нам достаточно той информации , которую мы получили?

Итак, продолжаем работать в маршрутных листах

1 группа готовит ответ на вопрос : Положение сердца в грудной полости

2 группа: размеры сердца, строение стенок сердца

3 группа: Клапаны сердца

Каждая группа заполняет таблицу по своему вопросу, затем предоставляем ответ, а все остальные фиксируют информацию в свои листы.

  • Представление ответов по группам и фиксирование в таблицу

Учебник стр.

Итак продолжаем:

  • Как же работает сердце?

Автоматизм

Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии (слайд № 11,12) …Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Вопрос: - Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце? Ответ вы найдете, прочитав статью «Особенности сердечной мышцы» п22.

Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, , то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия

нервной системы, эта называется автоматизмом.

Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.

Проблемный вопрос

Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни? Когда оно отдыхает?

Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление.

Фазы

Предсердия

Желудочки

Продолжительность

I

Сокращаются

Расслаблены

0,1 сек.

II

Расслаблены

Сокращаются

0,3 сек

III

Расслаблены

Расслаблены

0,4 сек

0,8 сек


Вопросы по таблице классу:

- Какова продолжительность всего сердечного цикла? (0,8 с)

- Сколько времени работают предсердия? (0,1 с)

- Сколько времени они отдыхают? (0.7 с)

- Сколько времени работают желудочки? (0,3 с) –

Сколько времени они отдыхают? (0,5 с)

Показателем работы сердца является пульс. Давайте подсчитаем ваш пульс в состоянии покоя в течение 10 сек. И умножем на 6

Физкультминутка:

Дружно встали, потянулись

Вправо, влево повернулись

Руки в стороны и вверх

И присядем раз так шесть.

Подсчитали пульс. изменилась ли частота сердечных сокращении ,каким образом? Почему при приседании пульс учащается? ( при мышечной работе усиливается кровообращение, что обеспечивает более интенсивное поступление к мышцам кислорода, следовательно, возрастает обмен веществ)


Регуляция:

Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – «сердце готово выпрыгнуть из груди», «от страха сердце в пятки убежало», «бешено бьется сердце» и др.

Зелёная шляпа: творчество ( Рисуем схему)

Р егуляция работы сердца

Нервная Гуморальная


1. Фронтальная беседа.

Вопрос:

- Благодаря каким особенностям строения и функционирования сердце может работать, не уставая, всю жизнь?

- Сколько и какие камеры имеет сердце?

- Какие клапаны есть в сердце?

- Из каких слоев состоит стенка сердца?

- Что такое автоматия?

- Какие фазы составляет сердечный цикл?

Составить паспорт органа (инструктивная карточка)







Закрепление:


Итак: красная шляпа: выскажем свои чувства, эмоции

Кто желает примерить синюю шляпу и сделать вывод по уроку?

Обучающиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились?

Проговаривают оценки, обсуждение









































3)Учитель: «А кто может стать универсальным донором и реципиентом?»
















4) Учитель: «А что такое резус- фактор?»



2.Решите биологические задачи.

1)В поликлинике была кровь I и III групп. У больного, потерявшего много крови, оказалась кровь II группы. Определите, кровь какой из имеющихся групп можно перелить больному? Объясните, почему?

Учитель еще раз поясняет по схеме, почему при переливании подойдет первая, а третья группа несовместима со второй.

2)У Вити 4 группа крови, а у Маши и Никиты 2 и 3-я группы крови. Кому из реципиентов он смог бы помочь?

Учитель организует диалог, в процессе которого еще раз закрепляются понятия: «универсальный донор», «универсальный реципиент»






-Какие трудности вы испытали при подготовке домашнего задания?

- Как можно избежать этих затруднений?



- Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно знать свою группу крови?












Отвечают на вопросы-утверждения, фиксируют ответы на прямой.













Групповая работа (обсуждение в группах и представление ответа)

4 задача общая для всех






















Работают над синквейном и определют тему урока.

Формулируют цели.













(запись в марш лист)












Каждая группа заполняет таблицу по своему вопросу, затем предоставляем ответ, а все остальные фиксируют информацию в свои листы.

  • Представление ответов по группам и фиксирование в таблицу















































Рассуждения учащихся











Работают с таблицей и отвечают на вопросы







Биологическая проба (физкультминутка)






Подсчитывают пульс и отвечают на вопрос














В марш.листах рисуют или составляют схему «Регуляция»




















Карточки с алгоритмом выполнения Д/з








Обучающиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились?

Проговаривают оценки, обсуждение
























Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цели для учителя:

-Определить начальный уровень знаний о сердце человека

- Создать условия для актуализации имеющихся знаний

-вызвать интерес учащихся к получению новой информации

- Создать условия для определения темы и цели урока

Цели для обучающихся:

- зафиксировать причину затруднения

- под руководством учителя сформулировать тему и цель урока

Словесный метод – подводящий к теме урока диалог



Учитель: «В Древнем Китае верили, что в нем сосредоточено счастье. Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда. А знаменитый английский врач Уильям Гарвей говорил об этом органе: «…Оно-источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма»

Учитель задает вопросы: «О каком органе идет речь?» «У каких животных впервые в процессе эволюции появилось сердце?»



Учитель: «Обратите внимание на слайд презентации, на котором изображена система кровообращения позвоночных животных. Вспомните и определите по иллюстрации, представителям какого класса принадлежат изображенные системы кровообращения?»

Учитель «Назовите класс животных, с представителями которого сходна система кровообращения человека?»





Учитель: «Давайте с вами определим, что общего в строении системы кровообращения человека и млекопитающих?

Учащиеся называют, а учитель фиксирует высказывания учащихся, записывая на доске под словами «строение сердца» и «круги кровообращения» кратко высказывания детей

«Давайте с вами вспомним, что вы знаете о строении сердца млекопитающих и движении крови по сосудам»










Учитель: «Посмотрите на схему, которая у нас получилась. Подумайте и задайте вопрос к каждому пункту, который у нас получился. Что бы вам хотелось узнать и уточнить?»








Учитель: «В прошлом году мы с вами изучали общий принцип строения кровеносной системы разных позвоночных животных. Что, по вашему мнению, мы будем изучать сегодня на уроке?»

«Человек, являясь млекопитающим, также имеет 4 камерное сердце и два круга кровообращения. Для понимания устройства своего организма человеку важно знать, как функционирует именно его сердце, как связаны круги кровообращения, какие сосуды образуют систему кровообращения»









- Учащиеся называют «Это сердце». «Оно впервые появилось у позвоночных животных»


Учащиеся называют системы кровообращения рыб, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих



Учащиеся: «Поскольку человек является представителем класса млекопитающие, его система кровообращения сходна с представителями данной группы »

Учащиеся называют, что у человека также как и у млекопитающих четырехкамерное сердце и два круга кровообращения



Учащиеся называют:

«Строение сердца»: 4 камеры, два предсердия и два желудочка

«Круги кровообращения»: малый круг, по которому кровь идет к легким и возвращается к сердцу; большой круг, по которому кровь идет к органам и возвращается к сердцу

Учащиеся называют:

-«что отделяет предсердия от желудочков»

- «почему в правой половине сердца венозная кровь, а в левой - артериальная»

-«как называются кровеносные сосуды, образующие систему кровообращения человека»


Учащиеся «мы будем изучать более подробно как устроена кровеносная система человека, его сердце и сосуды»








Изучение нового материала

Цели для учителя:

-создать условия для самостоятельного усвоения нового знания учащимися

- организовать работу учащихся в группах

Цели для обучающихся:

-под руководством учителя открыть новый способ действия с новой информацией

- осмыслить новую информацию, соотнести ее с имеющимися знаниями

- зафиксировать новый способ действия в схематичной форме

Фронтальная и групповая работа

Метод: частично- поисковый;

словесный- диалог;

практический- работа со схематичными, табличными данными

-Итак, чтобы ответить на выделенные нами вопросы, предлагаю объединиться в группы и обратиться к учебнику. На выполнение задания 10 минут.

Каждая группа учащихся выполняет задание на карточках, учитель организует фронтальную проверку его выполнения, задает уточняющие вопросы:

Инструктивная карточка для 1 группы:

Таблица. Строение стенки сердца

Задание. Прочитайте статью учебника «строение сердца» заполните таблицу


Слои стенки сердца

Особенность строения

Выполняемая функция











Учитель дополняет ответы учащихся, объясняя, что наружный слой сердца называется эпикард, средний- миокард, а внутренний - эндокард

Таблица. Строение сердца человека

Задание. Заполните таблицу, указав под цифрами соответствующие клапаны сердца, а под буквами – названия камер сердца или кровеносных сосудов


В

Г

Е…предсердие

Ж…предсердие

1

2

Д…желудочек

З… желудочек

3

4

А

Б


Инструктивная карточка для 2 группы:


Фазы сердечного цикла

Продолжительность

Состояние створчатых клапанов

Состояние полулунных клапанов

Сокращение предсердий (систола предсердий)




Сокращение желудочков (систола желудочков)




Расслабление (диастола)





Учитель комментирует ответы учащихся. «Ребята, как вы считаете, почему сердце человека не устает и работает на протяжении всей жизни?»




Инструктивная карточка для 3 группы:

Таблица. Круги кровообращения.

Задание. Прочитайте текст учебника, заполните таблицу.


Признаки сравнения

Малый круг

Большой круг

От какой камеры сердца начинается? Какой кровью она заполнена?




Какой сосуд несет кровь от сердца?



Какой сосуд несет кровь к сердцу?



В какой камере сердца заканчивается?



Какой кровью она заполнена?



Учитель организует проверку задания, задает уточняющие вопросы, корректирует ответы учащихся, напоминает, что при определении камер сердца по рисунку необходимо руководствоваться принципом противоположному зеркальному отражению.

Учащиеся выполняют задание и озвучивают по итогам его выполнения

1 группа: стенка состоит из 3 слоев: наружный (соединительнотканный), функция защитная; средний (мышечный), обеспечивает сокращение и расслабление внутренний (эпителиальный), выстилает полости предсердий и желудочков.








Учащиеся сообщают, что под буквами обозначены

А-легочная артерия

Б-Аорта

В-полые вены

Г-легочная вена

Ж-левое предсердие

З-левый желудочек

Е-правое предсердие

Д-правый желудочек






2 группа:

Фазы сердечной деятельности: систола предсердий – 0,1 секунда, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты сокращаются предсердия,

Систола желудочков – 0,3 секунды, сокращаются желудочки, створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты

Стадия диастолы – 0,4 секунды, это стадия расслабления, створчатые открыты, полулунные закрыты













Учащиеся: «Потому что в работе сердца попеременно сокращаются предсердия и желудочки и есть стадия расслабления»


Учащиеся «Малый круг начинается от правого желудочка, который заполнен венозной кровью, по легочной артерии кровь идет к легким, становится артериальной и по легочной вене возвращается, впадает в левое предсердие. Большой круг начинается от левого желудочка, по аорте кровь идет к органам и возвращается в сердце, впадая в правое предсердие, заполненное венозной кровью»












В процессе выполнения задания учащиеся испытывают затруднение при определении правой и левой половины сердца.



Цели для учителя:

-Создать условия для первичного закрепления изученного материала

Цели для обучающихся:

- применить новый способ действия и проверить по образцу

Фронтальная

Методы: наглядный, словесный,

Учитель: «Итак, ребята, сегодня мы с вами изучили, как устроено сердце человека, как оно работает, изучили круги кровообращения. На слайде презентации вы видите иллюстрации. Ваша задача, назвать то, что обозначено под соответствующими цифрами»

Учитель демонстрирует слайды презентации, организует фронтальную работу учащихся, комментирует ответы , задает уточняющие вопросы.

Слайд 1: Строение стенки сердца (обозначены слои: эндокард, миокард, эпикард)

Учитель отмечает, что названия слоев стенки сердца имеет латинское происхождение mio– от латинского «мышца», endo- «внутри», эпикард от греческого ,epy – «на, снаружи»

Слайд 2: Строение сердца в разрезе (обозначены аорта, левое предсердие, правое предсердие, левый желудочек , правый желудочек, легочная вена, легочная артерия, створчатые клапаны, полулунные клапаны)

Учитель направляет, комментирует ответы учащихся

Слайд 3:Круги кровообращения

(обозначена схема малого и большого круга кровообращения, в схеме пропущены звенья. Необходимо дополнить схему, указав какая кровь заполняет камеры сердца и сосуды)

Обучающиеся комментируют представленные иллюстрации





На слайде 1 называют слои сердца6 внешний, внутренний и наружный, называют тип ткани, которой они образованы , но испытывают затруднение при назывании терминой эпикард, эндокард, миокард


На слайде 2 обучающиеся называют камеры сердца и сосуды





На слайде 3 обучающиеся дополняют схему, называют камеры сердца и сосуды.


Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цель для учителя:

- создать условия для обобщения нового материала

-организовать выполнение самостоятельной работы в парах

Цель для обучающихся:

-применяя новое знание выполнить задание

Работа в парах

Методы: словесный- обсуждение способа выполнения задания, практический

Учитель организует работу в парах, предлагает учащимся выполнить задание «Верите ли вы, что…»

1. …сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?

2. …в стенке сердца выделяют3 слоя?

3. … эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?

4. …створчатые клапаны расположены между желудочком и артериями?

5. … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и

желудочка с неполной перегородкой?

6. … на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны?

7. …по легочной артерии течет артериальная кровь, а по легочной вене - венозная?

8…стадия систолы желудочков длится 0,1 секунд?

9. …правое предсердие заполнено артериальной кровью?

10… мощный мышечный слой имеет стенка сердца левого желудочка?

Учащиеся работают в парах
























Контроль и самоконтроль, коррекция

Цель для учителя:

-способствовать выявлению затруднений

- устанавливать усвоение учащимися нового способа действия

-организовать взаимопроверку учащимися выполненного задания

Цель для обучающихся:

- умение находить и исправлять ошибки

- обосновать причины и следствия биологических процессов

- осуществлять взаимопроверку

Индивидуальная, парная

Методы: практический, самоконтроля

Учитель организовывает проверку задания после его выполнения

Учитель обращает внимание учащихся на затруднения, которые возникли при выполнении данного задания.


Учитель обращает внимание обучающихся на рисунок, и отмечает, что название сосуда не отражает тип крови, который она несет. Потому что артериями называют сосуды, по которым кровь идет от сердца, а по венам кровь идет к сердцу.

( поэтому в малом круге по легочной артерии течет венозная кровь, а по легочной вене - артериальная)


Учащиеся обмениваются тетрадями, осуществляют взаимную проверку



Учащиеся испытывают затруднение при определении типа крови, которая заполняет легочную артерию и легочную вену



Подведение итогов урока, рефлексия

Цель для учителя:

- сообщить учащимся о домашнем задании

- зафиксировать новое содержание урока

-организовать рефлексию и самооценку

Цель для обучающихся:

-оценить свою работу на уроке на основе критериев успешности учебной деятельности

Фронтальная

Методы: словесный – объяснение учителя, обобщающая беседа, метод анкетирования



Учитель: « Итак, ребята, подведем итоги нашего урока. Что мы сегодня с вами узнали на уроке?»

«Что было сложным и вызвало затруднение?»


Учитель: «Ребята, оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой? Кому был понятен материал на уроке? Что нового вы узнали?»

И в завершении урока  в ваших тетрадях  напишите следующие знаки:

!! - если на уроке было всё понятно и интересно;

?! – если вам не всё было понятно, но интересно;

00 - если вам всё было непонятно и неинтересно.


Учитель : «Все работали очень организованно и продуктивно. Домашнее задание на следующий урок прочитать параграф, обратить внимание на основные термины данной темы урока»

Учащиеся: «Сегодня мы изучили строение и работу сердца человека, рассмотрели движение крови по кругам кровообращения»


Дети поднимают руку, большинство оценивают свою работу на уроке положительно.






i