УРОК-ТУРНИР: Юный чертёжник Слайд №1
Тема: Порядок чтения чертежей деталей.
Цель: Изучение последовательности чтения чертежей деталей.
Задачи: Изучить порядок чтения чертежей. Развивать пространственное мышление, умение анализировать геометрическую форму предмета. Воспитывать трудолюбие, умение сотрудничать при работе в группах, интерес к предмету.
ХОД УРОКА: Слайд №2
I. Организационный момент (1-2 мин.) Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний I тур «Разминка» (5-6 минут)
III. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
Гимнастика для ума: «виртуальный куб на ладошке» (2-3 минуты)
V. Первичное закрепление (4-5 минут) Работа с учебником, стр. 112, рис. 143.
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Работа по карточкам. II тур «Общение на графическом языке». Самоанализ и самоконтроль. (5-6 минут)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)
VIII. Рефлексия деятельности. Подведение итога урока. (2-3 минуты)
VI. Домашнее задание. § 17, стр. 111-113, зад. С.114 рис.145
На столах учащихся оценочные листы, карточки с заданием. Презентация.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение плана работы (объяснение для чего на столах каточки и оценочные листы).
(Перед тем как озвучить тему урока, я беру книгу, открываю, делаю вид, что читаю и спрашиваю: что я делаю? Дети отвечают, что читаю. Затем беру в руки чертеж и спрашиваю: а теперь что я делаю? Дети отвечают (или спрашивают), что читаю чертеж. Вместе формулируем тему урока.)
Запись в тетради темы урока. Порядок чтения чертежей деталей. Слайд №3
II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала.
I тур «Разминка» Слайд №4
Я буду задавать вопросы, вам необходимо как можно быстро поднять руку и дать правильный ответ, баллы записать в оценочный лист (каждый правильный ответ = 1 баллу):
Соотнести изображения геометрических тел и их проекции.
Определить проекции каких геометрических тел даны:
1) параллелепипед, куб; 2) цилиндр, конус; 3) шестиугольная призма, треугольная призма; 4) цилиндр, параллелепипед .
III. Сообщение цели и задач урока (познакомиться с порядком чтения чертежей деталей; научиться читать чертеж). Слайд №5.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Изложение нового материала
Учитель: Чтение чертежа заключается в представлении по плоским изображениям объёмной формы предмета и в определении его размеров.
Знакомлю с планом чтения чертежа (Слайд №6).
На столах учащихся: последовательность чтения чертежа:
Прочитать основную надпись чертежа.
Из неё можно узнать название детали, наименование материала, из которого её изготовляют, масштаб изображений и другие сведения.
Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями. Этой задаче помогает анализ изображений, данных на чертеже. Представив по чертежу геометрическую форму каждой части детали, мысленно объединяют их в единое целое.
Определить по чертежу размеры детали и её элементов.
Гимнастика для ума: «виртуальный куб на ладошке» (2-3 минуты)
V. Первичное закрепление (4-5 минут)
Работа с учебником (стр. 112). Рассмотрим чертеж в учебнике (рис. 143).
Приведём пример чтения чертежа детали.
Вопросы (стр. 111), к чертежу (рис. 143)
Как называется деталь?
Из какого материала её изготовляют?
В каком масштабе выполнен чертёж?
Какие виды содержит чертёж?
Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?
Опишите общую форму детали.
Чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?
Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 143).
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Практическая работа.
I I тур «Общение на графическом языке»
У вас на столах карточки, а вам нужно прочитать чертёж, ответы записать в карточке и сдать.
На карточке опорные слова для чтения чертежа:
1.Деталь
2.Масштаб … , материал –….
3.Чертёж содержит виды…
4. Деталь состоит из (сколько) частей . На главном виде проекция (фигура), на виде сверху…. Слева. Это …. (геометрическое тело).
5. Деталь образована сочетанием (каких геометрических тел)…..
6.Габаритные размеры детали…
Самоанализ и самоконтроль. (5-6 минут)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)
VIII. Рефлексия деятельности. Подведение итога урока. (2-3 минуты)
IХ. Подведение итога урока. (5 мин) Какова была цель нашего урока? Все поставленные задачи решены?
Оценивание работы уч-ся на уроке по карточкам, подсчет баллов. Награждение знаком: «Юный чертежник».
Х. Домашнее задание. § 17, стр. 111-113, зад. С.114 рис.145
Приложение.
Опорные слова для чтения чертежа
1.Деталь
2.Масштаб … , материал –….
3.Чертёж содержит виды…
4. Деталь состоит из (сколько) частей . На главном виде проекция (фигура), на виде сверху…. Слева. Это …. (геометрическое тело).
5. Деталь образована сочетанием (каких геометрических тел)…..
6.Габаритные размеры детали…