СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по духовно-нравственному воспитанию по теме:"Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра «Микрофон» - Что такое совесть на ваш взгляд?

Высказывания  обучающихся.

Учитель:-А теперь, давайте, обратимся к определениям, которые дают в словарях учёные.

Презентация «Совесть». Определения В.Даля,С. Ожегова.

Прочитайте про себя то определение, которое вам понравилось и запомните.

Учитель: Ребята, как вы считаете, стыд и совесть - это одно и то же? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Просмотр содержимого документа
«Урок по духовно-нравственному воспитанию по теме:"Совесть"»

Сценарий урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя и содержание урока

Деятельность учеников

УУД

  1. Организационно-мотивационный этап

Девиз урока.
Чем больше знаем, тем больше умеем,
Тем больше опыта мы наберём.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас приведёт!

Психогимнастика « Искорка добра»

Давайте передадим, друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу, и тепло улыбнемся. Я желаю вам солнечного настроения и удачи на уроке.


Произносят хором





Протягивают друг другу руки и улыбаются

Коммуникативное УУД:

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивное УУД:

понимать цель выполняемых действий;

  1. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока

Учитель: Сегодня мы познакомимся с одним очень важным качеством человека. Что это за качество, вы узнаете, внимательно послушав мой рассказ.
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше».
Учитель: Кто герои этого рассказа? Какие действия описываются?
Как вы думаете, что произошло дальше?
Давайте прочитаем дальше.
«Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать»
Учитель: Какие чувства испытывает этот мужчина?
Как вы думаете, что сделает герой рассказа?
«И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой».

Учитель: Ребята, о каких осколках говорил слепой?
Что «сидело» внутри мужчины?
Обучающиеся: внутри мужчины сидела совесть
Учитель: Какая главная идея этого текста?
Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен нас урок? Назовите тему урока.
Обучающиеся: тема нашего урока «совесть».

Слушают рассказ «Осколки в сердце»



Учатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывают свою точку зрения, отстаивают собственное мнение; принимают чужое.


























Регулятивные УУД:

Организация рабочего места

Коммуникативное УУД:

-умение вступать в диалог(отвечать на вопросы)

Познавательные:

Умение осознано строить речевое высказывание в




устной форме

  1. Планирование и постановка учебных задач



















Учитель: Возьмите, пожалуйста, карточки, и отметьте знаком «+», то, что вы уже знаете о совести и то, что вы хотите узнать.


Учитель: Исходя из того, что вы хотели бы узнать о совести, сформулируйте задачи урока.

Формулируют тему, цели, задачи урока. Постановка проблемы.




Заполняют таблицу

1.Что такое совесть?

2. Нужна ли она человеку?

3.Как действует совесть?

4.Как воспитать в себе совесть?

5Какой он совестливый человек?

Регулятивное УУД:

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

  1. Этап открытия новых знаний и способов действий













































  1. Физминутка

«Что такое доброта?»



Игра «Микрофон» - Что такое совесть на ваш взгляд?

Высказывания обучающихся.

Учитель:-А теперь, давайте, обратимся к определениям, которые дают в словарях учёные.

Презентация «Совесть». Определения В.Даля,С. Ожегова.

Прочитайте про себя то определение, которое вам понравилось и запомните.

Учитель: Ребята, как вы считаете, стыд и совесть - это одно и то же?
Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Обучающиеся: для этого нужно знать определение слова "совесть» , «стыд»

Учитель: - Прежде чем перейти к определению понятия, послушайте стихотворение,

хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»:

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется,

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову. А.Барто


Учитель: Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой? - Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть.

Презентация на тему «Совесть»
Учитель: Посмотрите на определение слова совесть, стыд и найдите общие и различные черты между стыдом и совестью.
Учитель: Наши предположения подтвердились.
Учитель:
Сейчас у вас будет работа в парах.
Само слово «совесть» несёт в себе очень много информации. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова, только так, чтобы каждая буква использовалась в слове только один раз. Запишите эти слова на своих карточках.
Учитель: Ребята, давайте проверим, какие слова вы составили.
Учитель: Каждое из составленных вами слов имеет своё значение. Давайте узнаем, что они значат.


Учитель: Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.

Работают с определениями

Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла. 
   Словарь Сергея Ожегова Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом. 



Дискуссия


Работают с понятиями «стыд» и «совесть», находят разницу:

Стыд – это переживание перед людьми

Совесть – это стыд перед самим собой






Записывают слова на карточках

















Высказывают свои предположения

Жить с совестью нужно в ладу.



Надо:

  1. Слышать совесть;

  2. Слушать совесть;

  3. Поступать по её подсказкам.

Она нам будет всё время напоминать, у нас на душе будет неспокойно






Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;


Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре;

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;



  1. Этап первичной проверки понимания изученного


Слово совесть пришло к нам с церковно-славянского языка. А что оно значило в церковных писаниях?

Послушайте одну историю. - Одна девочка очень хотела приемник. На день рождения родители подарили ей его. Она была очень рада подарку. Летом она поехала с папой отдыхать на юг. Каждый день она брала его с собой на пляж и клала не на сухую подстилку, а оставляла на мокром песке. Сама отдыхала, купалась, загорала. И однажды, включив приемник, она не услышала своей любимой музыки. Она обратилась за помощью к папе. Папа сказал, что она уже никогда не услышит музыку, потому что забился песком, мусором динамик , ведь ты оставляла его все время на песке. Вот точно также, если мы совершаем плохие поступки, мы очерняем свою душу, мы как этим песком засоряем динамик, заглушаем голос в своей совести. Тяжело совершить плохой поступок в первый раз. Но если мы не услышали голос совести, мы можем совершать плохие деяния и во 2,.3,4 раз и наша совесть просто замолчит. Но если мы задумаемся, что такое совесть, то само слово состоит из двух основ Со-вместе, Весть-знания-совместные знания. Совершая плохо, мы знаем, но вместе с кем мы это знаем? Да, дорогие мои, совесть-это голос божий в человеке, когда господь подсказывает, что есть хорошо, а что есть плохо. Иногда мы слышим словосочетание «угрызение совести». – Что же происходит с этим человеком? На него нападает тоска, за то, что он совершил, одиночество, взял грех на душу. И есть словосочетание «совесть заговорила» - Что это значит? Услышали голос Божий в человеке, есть желание покаяться, подойти к обиженному человеку и попросить прощение, сказать короткое слово « Прости». Будьте истинными людьми и поступайте по закону Божьему.



Слушают притчу



Учатся осознавать, для чего человеку нужна совесть














Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;


- устанавливать причинно-следственные связи;

  1. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Посмотрите на пламя свечи (зажигается свечка). Совесть в нашей душе – это словно огонёк свечи. Совесть не спит – и светло в душе человека. Если мы не будем забывать о ней, будем спрашивать у совести: «Хорошо ли то, что я делаю?», то совесть наша никогда не угаснет. А если мы не будем беречь совесть (взмах руки над пламенем свечи)  - станем обманывать, обзывать, грубить, будем злыми, равнодушными людьми. Что будет? (огонёк гаснет). Было в сердце светло, а что теперь? Тьма. И никто внутри нас не подскажет – как делать добро и не делать зла.

Надо советоваться с совестью, прежде, чем  начать что – то делать. В нас горит божественный огонь. Наша задача – передать его другим поколениям. Но если мы не будем работать над своим духом, проявлять волю,  трудолюбие, терпение, то этот свет погаснет, и наша душа пропадёт, погибнет.

Учитель: Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?» ( Попросить прощение). Действительно, чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека.

Упражнение « Минута раскаяния» (Сердечки)

Учитель: Перед вами два сердечка, возьмите одно сердечко и закрасьте его таким цветом, какое у вас было душевное состояние, когда вы совершили плохой поступок. Возьмите второе сердечко, так же закрасьте его таким цветом, когда к вам пришло раскаяние, настроение радости.

Учитель: Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет, зудит, лишая человека радости и покоя. Вот в такой момент христиане, верующие обращаются к молитве Божьей. Самая простая из них – « Господи, прости!».

Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить  у всех прощения. Люди при встрече целуются  и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Учитель: Если ваша совесть стала беспокоить вас, досаждать, к какому лекарству обратиться? Это лекарство называется РАСКАЯНИЕ.

Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слез. Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом больше нет постыдной тайны.













Дети слушают





Высказывают своё мнение










(Просмотр видеоролика) Вывод: Все люди ошибаются, только сильные могут исправить свои ошибки и признаться в своих проблемах.



Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и форме.



  1. Этап применения знаний и способов действий

























  1. Этап обобщения и систематизации знаний






















































Учитель: Ребята, выскажите свои предположение о том, как действует совесть?
Какое значение в жизни человека играет совесть?
Учитель: Совесть- это наш внутренний судья, который живёт в каждом из нас.
Перед выбором совесть подсказывает, как мы должны поступить. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

Учитель: Ребята, я предлагаю нам поиграть в игру. (Игра « Как не попасть в сети зла?»)


Учитель. Тренинг: « Как же не попасть в сети зла?» Объясню на пальцах. Объяснение.Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться?  Какой надежный щит поставить на пути зла? Презентация «Совесть»

Учитель: Как действует на человека совесть?

Презентация «Совесть». Высказывания детей.


























-«Самое главное в жизни человека – жить в ладу со своей совестью».



(варианты ответов детей)





Человек не задумывается о своих поступках, об их последствиях. Такой человек не стремится к добродетелям. Он не кающийся грешник.

- Нужно заставить взглянуть этого человека, на его поступки глазами других людей, глазами Бога.


-Заставляет размышлять о своих поступках, критикует, заставляет говорить правду, напоминает об обязанностях.


Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.


  1. Этап контроля знаний и способов действий
















































  1. Этап подведения итогов урока и рефлексия деятельности













Учитель: Ребята, какого человека называют совестливым? (работа в группах)
Совестными называют людей, которые поступают по совести, справедливые, честные, не совершают плохих поступков.
Давайте попробуем «Нарисовать» портрет совестливого человека (на карточках в группах). Впишите пропущенные слова в текст.











Учитель: Прочитайте, пожалуйста, ____, какой по твоему мнению совестливый человек. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! Мультфильм « Добрые дела»
Учитель: Ребята, давайте снова вернёмся к карточкам, с которых мы начали урок. Посмотрите в последний столбик и отметьте галочкой те пункты, которые вы узнали на уроке.
Работа со слайдом. Презентация» Совесть»

Учитель: Что вы сегодня узнали на уроке? Что было для вас интересным? Что было для вас трудным? Что дал вам урок для жизни? А сейчас ,давайте украсим дерево плодами хороших поступков. Плоды будут ваши сердечки.

На уроке сегодня хорошо работали ___, ___, ___, а вот ___ - нужно быть поувереннее, ____ тоже старался.
Спасибо всем за урок, мне было приятно с вами работать!


Организуют работу в группах, выступают в роли помощника, консультанта.

Составляют словесный собирательный образ совестливого человека.




































Нацеливает на просмотр мультфильма с последующим обсуждением

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;







































Познавательные УУД

- строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме.