Дидактическая структура урока | Деятельность учителя и содержание урока | Деятельность учеников | УУД |
Организационно-мотивационный этап | Девиз урока. Чем больше знаем, тем больше умеем, Тем больше опыта мы наберём. А опыт поможет добиться успеха, К заветной мечте нас приведёт! Психогимнастика « Искорка добра» Давайте передадим, друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу, и тепло улыбнемся. Я желаю вам солнечного настроения и удачи на уроке. | Произносят хором Протягивают друг другу руки и улыбаются | Коммуникативное УУД: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий; |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока | Учитель: Сегодня мы познакомимся с одним очень важным качеством человека. Что это за качество, вы узнаете, внимательно послушав мой рассказ. «Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше». Учитель: Кто герои этого рассказа? Какие действия описываются? Как вы думаете, что произошло дальше? Давайте прочитаем дальше. «Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать» Учитель: Какие чувства испытывает этот мужчина? Как вы думаете, что сделает герой рассказа? «И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой». Учитель: Ребята, о каких осколках говорил слепой? Что «сидело» внутри мужчины? Обучающиеся: внутри мужчины сидела совесть Учитель: Какая главная идея этого текста? Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен нас урок? Назовите тему урока. Обучающиеся: тема нашего урока «совесть». | Слушают рассказ «Осколки в сердце» Учатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывают свою точку зрения, отстаивают собственное мнение; принимают чужое.
| Регулятивные УУД: Организация рабочего места Коммуникативное УУД: -умение вступать в диалог(отвечать на вопросы) Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме |
Планирование и постановка учебных задач | Учитель: Возьмите, пожалуйста, карточки, и отметьте знаком «+», то, что вы уже знаете о совести и то, что вы хотите узнать.  Учитель: Исходя из того, что вы хотели бы узнать о совести, сформулируйте задачи урока.
| Формулируют тему, цели, задачи урока. Постановка проблемы. Заполняют таблицу 1.Что такое совесть? 2. Нужна ли она человеку? 3.Как действует совесть? 4.Как воспитать в себе совесть? 5Какой он совестливый человек? | Регулятивное УУД: -определять цель деятельности на уроке; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: -строить речевое высказывание в устной форме; -делать выводы на основе анализа объектов; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать других; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Личностные УУД: -определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; |
Этап открытия новых знаний и способов действий
Физминутка «Что такое доброта?» | Игра «Микрофон» - Что такое совесть на ваш взгляд? Высказывания обучающихся. Учитель:-А теперь, давайте, обратимся к определениям, которые дают в словарях учёные. Презентация «Совесть». Определения В.Даля,С. Ожегова. Прочитайте про себя то определение, которое вам понравилось и запомните. Учитель: Ребята, как вы считаете, стыд и совесть - это одно и то же? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? Обучающиеся: для этого нужно знать определение слова "совесть» , «стыд» Учитель: - Прежде чем перейти к определению понятия, послушайте стихотворение, хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»: Я кошку выставил за дверь, Сказал, что не впущу. Весь день ищу ее теперь, Везде ее ищу. Из-за нее Вторую ночь Все повторяется, Точь-в-точь, Во сне, как наяву: Я прогоняю кошку прочь, Я прогоняю кошку прочь, Потом опять зову. А.Барто Учитель: Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой? - Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть. Презентация на тему «Совесть» Учитель: Посмотрите на определение слова совесть, стыд и найдите общие и различные черты между стыдом и совестью. Учитель: Наши предположения подтвердились. Учитель: Сейчас у вас будет работа в парах. Само слово «совесть» несёт в себе очень много информации. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова, только так, чтобы каждая буква использовалась в слове только один раз. Запишите эти слова на своих карточках. Учитель: Ребята, давайте проверим, какие слова вы составили. Учитель: Каждое из составленных вами слов имеет своё значение. Давайте узнаем, что они значат.  Учитель: Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
| Работают с определениями Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла. Словарь Сергея Ожегова Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.
Дискуссия Работают с понятиями «стыд» и «совесть», находят разницу: Стыд – это переживание перед людьми Совесть – это стыд перед самим собой Записывают слова на карточках Высказывают свои предположения Жить с совестью нужно в ладу. Надо: Слышать совесть; Слушать совесть; Поступать по её подсказкам. Она нам будет всё время напоминать, у нас на душе будет неспокойно | Познавательные УУД - извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме; - делать выводы на основе анализа объектов; - осуществлять синтез, составлять целое из частей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Регулятивные УУД - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре; Личностные результаты - определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; |
Этап первичной проверки понимания изученного | Слово совесть пришло к нам с церковно-славянского языка. А что оно значило в церковных писаниях? Послушайте одну историю. - Одна девочка очень хотела приемник. На день рождения родители подарили ей его. Она была очень рада подарку. Летом она поехала с папой отдыхать на юг. Каждый день она брала его с собой на пляж и клала не на сухую подстилку, а оставляла на мокром песке. Сама отдыхала, купалась, загорала. И однажды, включив приемник, она не услышала своей любимой музыки. Она обратилась за помощью к папе. Папа сказал, что она уже никогда не услышит музыку, потому что забился песком, мусором динамик , ведь ты оставляла его все время на песке. Вот точно также, если мы совершаем плохие поступки, мы очерняем свою душу, мы как этим песком засоряем динамик, заглушаем голос в своей совести. Тяжело совершить плохой поступок в первый раз. Но если мы не услышали голос совести, мы можем совершать плохие деяния и во 2,.3,4 раз и наша совесть просто замолчит. Но если мы задумаемся, что такое совесть, то само слово состоит из двух основ Со-вместе, Весть-знания-совместные знания. Совершая плохо, мы знаем, но вместе с кем мы это знаем? Да, дорогие мои, совесть-это голос божий в человеке, когда господь подсказывает, что есть хорошо, а что есть плохо. Иногда мы слышим словосочетание «угрызение совести». – Что же происходит с этим человеком? На него нападает тоска, за то, что он совершил, одиночество, взял грех на душу. И есть словосочетание «совесть заговорила» - Что это значит? Услышали голос Божий в человеке, есть желание покаяться, подойти к обиженному человеку и попросить прощение, сказать короткое слово « Прости». Будьте истинными людьми и поступайте по закону Божьему. | Слушают притчу Учатся осознавать, для чего человеку нужна совесть | Познавательные УУД - извлекать информацию из текста; - строить речевое высказывание в устной форме; - делать выводы на основе анализа объектов; - осуществлять синтез, составлять целое из частей; - устанавливать причинно-следственные связи; |
Этап закрепления новых знаний и способов деятельности | Посмотрите на пламя свечи (зажигается свечка). Совесть в нашей душе – это словно огонёк свечи. Совесть не спит – и светло в душе человека. Если мы не будем забывать о ней, будем спрашивать у совести: «Хорошо ли то, что я делаю?», то совесть наша никогда не угаснет. А если мы не будем беречь совесть (взмах руки над пламенем свечи) - станем обманывать, обзывать, грубить, будем злыми, равнодушными людьми. Что будет? (огонёк гаснет). Было в сердце светло, а что теперь? Тьма. И никто внутри нас не подскажет – как делать добро и не делать зла. Надо советоваться с совестью, прежде, чем начать что – то делать. В нас горит божественный огонь. Наша задача – передать его другим поколениям. Но если мы не будем работать над своим духом, проявлять волю, трудолюбие, терпение, то этот свет погаснет, и наша душа пропадёт, погибнет. Учитель: Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?» ( Попросить прощение). Действительно, чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Упражнение « Минута раскаяния» (Сердечки) Учитель: Перед вами два сердечка, возьмите одно сердечко и закрасьте его таким цветом, какое у вас было душевное состояние, когда вы совершили плохой поступок. Возьмите второе сердечко, так же закрасьте его таким цветом, когда к вам пришло раскаяние, настроение радости. Учитель: Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет, зудит, лишая человека радости и покоя. Вот в такой момент христиане, верующие обращаются к молитве Божьей. Самая простая из них – « Господи, прости!». Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Учитель: Если ваша совесть стала беспокоить вас, досаждать, к какому лекарству обратиться? Это лекарство называется РАСКАЯНИЕ. Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слез. Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом больше нет постыдной тайны. | Дети слушают Высказывают своё мнение (Просмотр видеоролика) Вывод: Все люди ошибаются, только сильные могут исправить свои ошибки и признаться в своих проблемах. | Познавательные УУД
- извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме;
- делать выводы на основе анализа объектов;
- осуществлять синтез, составлять целое из частей;
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и форме. |
Этап применения знаний и способов действий Этап обобщения и систематизации знаний
|
Учитель: Ребята, выскажите свои предположение о том, как действует совесть? Какое значение в жизни человека играет совесть? Учитель: Совесть- это наш внутренний судья, который живёт в каждом из нас. Перед выбором совесть подсказывает, как мы должны поступить. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!» Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. Учитель: Ребята, я предлагаю нам поиграть в игру. (Игра « Как не попасть в сети зла?»)
Учитель. Тренинг: « Как же не попасть в сети зла?» Объясню на пальцах. Объяснение.Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? Какой надежный щит поставить на пути зла? Презентация «Совесть» Учитель: Как действует на человека совесть? Презентация «Совесть». Высказывания детей.
| -«Самое главное в жизни человека – жить в ладу со своей совестью». (варианты ответов детей) Человек не задумывается о своих поступках, об их последствиях. Такой человек не стремится к добродетелям. Он не кающийся грешник. - Нужно заставить взглянуть этого человека, на его поступки глазами других людей, глазами Бога. -Заставляет размышлять о своих поступках, критикует, заставляет говорить правду, напоминает об обязанностях. | Регулятивные УУД - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; Личностные результаты - определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; - анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; -сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. |
Этап контроля знаний и способов действий Этап подведения итогов урока и рефлексия деятельности | Учитель: Ребята, какого человека называют совестливым? (работа в группах) Совестными называют людей, которые поступают по совести, справедливые, честные, не совершают плохих поступков. Давайте попробуем «Нарисовать» портрет совестливого человека (на карточках в группах). Впишите пропущенные слова в текст. 
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, ____, какой по твоему мнению совестливый человек. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! Мультфильм « Добрые дела» Учитель: Ребята, давайте снова вернёмся к карточкам, с которых мы начали урок. Посмотрите в последний столбик и отметьте галочкой те пункты, которые вы узнали на уроке. Работа со слайдом. Презентация» Совесть» Учитель: Что вы сегодня узнали на уроке? Что было для вас интересным? Что было для вас трудным? Что дал вам урок для жизни? А сейчас ,давайте украсим дерево плодами хороших поступков. Плоды будут ваши сердечки. На уроке сегодня хорошо работали ___, ___, ___, а вот ___ - нужно быть поувереннее, ____ тоже старался. Спасибо всем за урок, мне было приятно с вами работать! | Организуют работу в группах, выступают в роли помощника, консультанта. Составляют словесный собирательный образ совестливого человека. Нацеливает на просмотр мультфильма с последующим обсуждением | Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; Познавательные УУД - строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме. |