Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
ОРГМОМЕНТ | Проверяет готовность к уроку | Демонстрируют готовность к уроку |
ЗАДАНИЕ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ | ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (запись на доске) До какой черты может дойти человек, не обремененный высокими моральными принципами (человек с комплексом Наполеона, которому все дозволено)? | Фиксируют в тетрадях проблемный вопрос. |
ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА | Корректирует направление мысли обучающихся. | Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. С помощью учителя формулируют тему и цели урока. |
СЛОВАРНАЯ РАБОТА | КАМЕРИСТКА - служанка при госпоже. МЕФИСТОФЕЛЬ - дьявол, образ злого духа. НАПОЛЕОН(1763-1821)- французский император, образец для подражания молодежи в России середины 19 века. | Индивидуальная работа со словарем, «мозговой штурм». |
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «Пиковую даму» Пушкин писал в начале 30-х годов. «Моя «Пиковая дама» в большой моде игроки понтируют на тройку, семерку, туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной (Голициной) и, кажется, не сердятся». Главная завязка повести не вымышлена. Старуха-графиня - Наталья Петровна Голицина. Внук ее, Голицин, рассказывал Пушкину, что он проигрался и пришел просить денег, она сказала ему 3 карты, назначенные ей Сен-Жерменом (известнейшая личность: алхимик, предсказатель, глава масонской ложи). Властная, умная, с сильным характером, Наталья Петровна Голицина сумела создать себе такое положение в свете, что императоры и императрицы, начиная с Екатерины Второй и кончая Николаем Первым оказывали ей самое почтительное внимание, а высшее общество считало за честь бывать у нее в доме. | Ученик представляет результаты индивидуальной исследовательской деятельности. |
АКТУАЛИЗАЦИЯ | ЗНАКОМСТВО С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВ - Возможно ли поверить в то, что когда-то пушкинская графиня Анна Федотовна была молода и слыла в Париже «московской Венерой»? Расскажите об этом периоде ее жизни. - В портрете, который я предложу сейчас вашему вниманию, на самом деле два лица: молодая красавица и старуха. Эта внешняя метаморфоза неизбежна… А можем ли мы говорить о метаморфозе характера? Изменился ли он?  | Выявляют уровень первичного читательского восприятия. Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Демонстрируют навыки выборочного и поискового чтения. |
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ЭМПАТИЯ» | Все произошедшее дальше мы увидим с разных точек зрения. И это будут 2 совершенно не похожие истории. Дадим слово нашим героям, ведь у каждого собственное видение (ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ ИЗ БЕТХОВЕНА) - Как вы думаете, о ком сейчас пойдет речь дальше? Почему? - Как называется произведение? («К ЭЛИЗЕ») - Соответствует ли характер музыки характеру нашей героини? | Реализация индивидуального домашнего задания. УЧЕНИЦА – ЛИЗА РАССКАЗЫВАЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА |
ВОПРОСЫ К ГЕРОИНЕ | ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЕЛИЗАВЕТЕ ИВАНОВНЕ (ученица готовила дома ответ от 1 лица, класс сам формулирует и задает ей вопросы) - Елизавета Ивановна, расскажите о той тайне, которая появилась в вашей жизни 3 недели назад. Как вы восприняли эту историю с молодым инженером? - Можно ли назвать вашу жизнь у графини счастливой? Чем наполнены ваши дни? -Кого ждет ваше сердце уже давно? ( Избавителя) - В тот памятный вечер Томский, танцевавший с вами на балу, еще больше распалит ваше воображение, заявив: « Этот Германн - лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, на его совести, по крайней мере, три злодейства» | Придумывают и задают вопросы по тексту героине. |
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ЭМПАТИЯ | Эта фраза требует дополнительного разъяснения. МЕФИСТОФЕЛЬ - синоним порока. НАПОЛЕОН - сильная личность, целеустремленная, готовая на многое для достижения цели. Бедный провинциал, ставший благодаря личным качествам императором. Это ли не пример для подражания? Карьера Наполеона вскружила голову многим молодым людям. В той или иной мере комплексу Наполеона были подвержены все современники Пушкина. Очень велик соблазн ощутить себя значимым, властителем человеческих судеб. «Все дозволено» - основной жизненный принцип таких людей. Наполеон в контексте пушкинской эпохи рассматривался как личность со знаком «+», Мефистофель - «- » ИТАК, Германн - загадка для Елизаветы Ивановны, которую так не терпится разгадать бедной воспитаннице. Она ЗАИНТРИГОВАНА. Читатель заинтригован не менее. (ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ ИЗ ВИВАЛЬДИ) Примерные вопросы к герою (задает класс): - Германн, расскажите о себе. Что привело вас 3 недели назад под окна дома графини? - На что вы делаете ставку в жизни? (расчет, умеренность, трудолюбие) - Почему вы живете, ограничивая себя, ведь в вашей душе кипят страсти? (комментарий музыки) - Какие мысли стали роиться у вас в голове, когда вы услышали анекдот о трех картах? (Анекдот в эпоху Пушкина - правдивая история) | УЧЕНИК – ГЕРМАНН РАССКАЗЫВАЕТ СОВСЕМ ДРУГУЮ ИСТОРИЮ… |
ЭВРЕСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ВОПРОСЫ К КЛАССУ: - Что в рассуждениях Германа поражает больше всего? - Обратите внимание на эпиграф ко 2 главе. Прокомментируйте его. («-Вы, кажется, решительно предпочитаете камеристок..- Что делать? Они свежее.») Намек, брошенный автором в начале 2 главы не воспринят читателем: уж очень хочется верить в то, что прагматизм Германа пал под натиском настоящего живого чувства, хочется верить, что зимним вьюжным вечером Германн отправляется на романтическое свидание! Попраны все человеческие нормы и законы, Германн переступил ту черту, через которую по законам человеческого общежития переступать нельзя. Он сам пока не понимает этого. Но постепенно реалистическое повествование приобретает мистический оттенок: - пейзаж в ночь смерти графини; - цифра 12(граница между измерениями) повторяется неоднократно; - портрет («Ведьма! - вырвется у него потом, а пока…) -Какие способы убеждения использует Герман? *взывание к голосу разума (немец!) *взывание к чувству (какому?) *обмен тайны на душу ( кому?) - Мы уже поняли, сколь важное значение придает Пушкин эпиграфам. Эпиграф к 4 главе (« Человек, у которого нет никаких нравственных правил, ничего святого.») логично было бы предпослать к предыдущей, ведь все кончено, старуха умерла. Почему он появляется именно сейчас? А разве автора интересует судьба старухи? Нет, его занимает тип личности, представленный молодым человеком, откровенный ужасающий цинизм и бездушие Германа (ДУШУ - то он уже почти продал) * Он зайдет к Лизе. Зачем??? ( Мало интересуясь чувствами девушки, он озабочен безвозвратной потерей тайны) *Зачем еще раз зайдет к старухе? (удостовериться, что та мертва) *Зачем явится на похороны? (из суеверия) | Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Демонстрируют навыки выборочного и поискового чтения. Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. |
11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА | - Назовите черты личности этого человека  ничего святого бездуховность комплекс вероломство Наполеона (игра чувствами других) Цинизм (пренебрежение нормами общественной морали) - Оказывается, на протяжении всей повести незримо на ее страницах присутствовал еще один персонаж. Сидя на окошке и грозно нахмурясь, Герман удивительно напомнил Елизавете Ивановне Наполеона. А теперь вспомните характеристику, данную Герману Томским… Вот она разгадка! Молодой человек исповедует жизненные принципы своего кумира. Вот одна занимательная фраза, сказанная однажды императором Франции: «Представившись католиком, я смог окончить вандейскую войну, представившись мусульманином, я укрепился в Египте. Если бы мне нужно было управлять еврейским народом, я бы восстановил храм Соломона» - Цель оправдывает средства, или у вас другое мнение? - Всегда ли стереотипы и идеалы, навязываемые социумом человеку правильны и где тот нравственный ориентир, который не стоит терять из виду? (ДУХОВНОСТЬ) И даже став обладателем заветной тайны, Германн не сможет использовать ее до конца Внимательное чтение концовки показывает, что он не обманут, он сам ОБМАНУЛСЯ («…вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он ОБДЕРНУТЬСЯ») Расчет все-таки подвел!!! -Мистически начавшись, повесть, тем не менее, заканчивается очень реалистично. Как? | Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. |
12. РЕФЛЕКСИЯ | - Какая главная проблема находится в центре произведения, и каким оригинальным способом она решается? -Ваше отношение к герою и ситуации. | Дают оценку герою и ситуации произведения, опираясь на личный жизненный опыт. |
13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | Сочинение – миниатюра «Всегда ли цель оправдывает средства?» | |