СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ФГОС. А. С. Пушкин. Повесть "Пиковая дама": история одной загадки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

                       УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ в 8 КЛАССЕ  ПО ПОВЕСТИ

                                           А.С. ПУШКИНА «ПИКОВАЯ ДАМА»

 

Цель: знакомство с поэтикой и проблематикой повести,  системой образов; работа над развитием речи и аналитического мышления учащихся; воспитание у  учащихся чувства ответственности за происходящее.

Оборудование: музыка Л. Бетховена «К Элизе», Вивальди «Зима», рисунок- тест.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по ФГОС. А. С. Пушкин. Повесть "Пиковая дама": история одной загадки»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС:

А.С.Пушкин. Повесть «Пиковая дама»: история одной загадки


Цель: знакомство с поэтикой и проблематикой повести, системой образов; работа над развитием речи и аналитического мышления учащихся; воспитание у учащихся чувства ответственности за происходящее.

Задачи: Личностная: развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Метапредметная: развивать умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.



Предметная: воспитывать в себе квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: презентация, музыка Л. Бетховена «К Элизе», Вивальди «Зима», рисунок - тест.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. ОРГМОМЕНТ


Проверяет готовность к уроку

Демонстрируют готовность к уроку

  1. ЗАДАНИЕ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (запись на доске)

До какой черты может дойти человек, не обремененный высокими моральными принципами (человек с комплексом Наполеона, которому все дозволено)?


Фиксируют в тетрадях проблемный вопрос.

  1. ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Корректирует направление мысли обучающихся.

Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

  1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА



КАМЕРИСТКА - служанка при госпоже.

МЕФИСТОФЕЛЬ - дьявол, образ злого духа.

НАПОЛЕОН(1763-1821)- французский император, образец для подражания молодежи в России середины 19 века.


Индивидуальная работа со словарем,

«мозговой штурм».

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

«Пиковую даму» Пушкин писал в начале 30-х годов.

«Моя «Пиковая дама» в большой моде игроки понтируют на тройку, семерку, туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной (Голициной) и, кажется, не сердятся».

Главная завязка повести не вымышлена. Старуха-графиня - Наталья Петровна Голицина. Внук ее, Голицин, рассказывал Пушкину, что он проигрался и пришел просить денег, она сказала ему 3 карты, назначенные ей Сен-Жерменом (известнейшая личность: алхимик, предсказатель, глава масонской ложи).

Властная, умная, с сильным характером, Наталья Петровна Голицина сумела создать себе такое положение в свете, что императоры и императрицы, начиная с Екатерины Второй и кончая Николаем Первым оказывали ей самое почтительное внимание, а высшее общество считало за честь бывать у нее в доме.


Ученик представляет результаты индивидуальной исследовательской деятельности.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ

ЗНАКОМСТВО С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВ

- Возможно ли поверить в то, что когда-то пушкинская графиня Анна Федотовна была молода и слыла в Париже «московской Венерой»? Расскажите об этом периоде ее жизни.

- В портрете, который я предложу сейчас вашему вниманию, на самом деле два лица: молодая красавица и старуха. Эта внешняя метаморфоза неизбежна…

А можем ли мы говорить о метаморфозе характера? Изменился ли он?



Выявляют уровень первичного читательского восприятия. Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Демонстрируют навыки выборочного и поискового чтения.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ЭМПАТИЯ»

Все произошедшее дальше мы увидим с разных точек зрения. И это будут 2 совершенно не похожие истории. Дадим слово нашим героям, ведь у каждого собственное видение


(ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ ИЗ БЕТХОВЕНА)

- Как вы думаете, о ком сейчас пойдет речь дальше? Почему?

- Как называется произведение? («К ЭЛИЗЕ»)

- Соответствует ли характер музыки характеру нашей героини?


Реализация индивидуального домашнего задания.

УЧЕНИЦА – ЛИЗА РАССКАЗЫВАЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

  1. ВОПРОСЫ К ГЕРОИНЕ


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЕЛИЗАВЕТЕ ИВАНОВНЕ (ученица готовила дома ответ от 1 лица, класс сам формулирует и задает ей вопросы)

- Елизавета Ивановна, расскажите о той тайне, которая появилась в вашей жизни 3 недели назад. Как вы восприняли эту историю с молодым инженером?

- Можно ли назвать вашу жизнь у графини счастливой? Чем наполнены ваши дни?

-Кого ждет ваше сердце уже давно?

( Избавителя)

- В тот памятный вечер Томский, танцевавший с вами на балу, еще больше распалит ваше воображение, заявив:

« Этот Германн - лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, на его совести, по крайней мере, три злодейства»


Придумывают и задают вопросы по тексту героине.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ЭМПАТИЯ

Эта фраза требует дополнительного разъяснения. МЕФИСТОФЕЛЬ - синоним порока. НАПОЛЕОН - сильная личность, целеустремленная, готовая на многое для достижения цели. Бедный провинциал, ставший благодаря личным качествам императором. Это ли не пример для подражания? Карьера Наполеона вскружила голову многим молодым людям.

В той или иной мере комплексу Наполеона были подвержены все современники Пушкина. Очень велик соблазн ощутить себя значимым, властителем человеческих судеб.

«Все дозволено» - основной жизненный принцип таких людей.

Наполеон в контексте пушкинской эпохи рассматривался как личность со знаком «+», Мефистофель - «- »


ИТАК, Германн - загадка для Елизаветы Ивановны, которую так не терпится разгадать бедной воспитаннице. Она ЗАИНТРИГОВАНА. Читатель заинтригован не менее.


(ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ ИЗ ВИВАЛЬДИ)

Примерные вопросы к герою (задает класс):


- Германн, расскажите о себе. Что привело вас 3 недели назад под окна дома графини?

- На что вы делаете ставку в жизни? (расчет, умеренность, трудолюбие)

- Почему вы живете, ограничивая себя, ведь в вашей душе кипят страсти? (комментарий музыки)

- Какие мысли стали роиться у вас в голове, когда вы услышали анекдот о трех картах? (Анекдот в эпоху Пушкина - правдивая история)



УЧЕНИК – ГЕРМАНН РАССКАЗЫВАЕТ СОВСЕМ ДРУГУЮ ИСТОРИЮ…

  1. ЭВРЕСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВОПРОСЫ К КЛАССУ:

- Что в рассуждениях Германа поражает больше всего?

- Обратите внимание на эпиграф ко 2 главе. Прокомментируйте его.

(«-Вы, кажется, решительно предпочитаете камеристок..- Что делать? Они свежее.»)

Намек, брошенный автором в начале 2 главы не воспринят читателем: уж очень хочется верить в то, что прагматизм Германа пал под натиском настоящего живого чувства, хочется верить, что зимним вьюжным вечером Германн отправляется на романтическое свидание!

Попраны все человеческие нормы и законы, Германн переступил ту черту, через которую по законам человеческого общежития переступать нельзя. Он сам пока не понимает этого. Но постепенно реалистическое повествование приобретает мистический оттенок:

- пейзаж в ночь смерти графини;

- цифра 12(граница между измерениями) повторяется неоднократно;

- портрет («Ведьма! - вырвется у него потом, а пока…)


-Какие способы убеждения использует Герман?

*взывание к голосу разума (немец!)

*взывание к чувству (какому?)

*обмен тайны на душу ( кому?)

- Мы уже поняли, сколь важное значение придает Пушкин эпиграфам. Эпиграф к 4 главе

(« Человек, у которого нет никаких нравственных правил, ничего святого.») логично было бы предпослать к предыдущей, ведь все кончено, старуха умерла. Почему он появляется именно сейчас?

А разве автора интересует судьба старухи? Нет, его занимает тип личности, представленный молодым человеком, откровенный ужасающий цинизм и бездушие Германа (ДУШУ - то он уже почти продал)

* Он зайдет к Лизе. Зачем??? ( Мало интересуясь чувствами девушки, он озабочен безвозвратной потерей тайны)

*Зачем еще раз зайдет к старухе? (удостовериться, что та мертва)

*Зачем явится на похороны? (из суеверия)


Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Демонстрируют навыки выборочного и поискового чтения.

Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения.

11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Назовите черты личности этого человека


ничего святого

бездуховность комплекс

вероломство Наполеона

(игра чувствами других)

Цинизм (пренебрежение

нормами общественной морали)



- Оказывается, на протяжении всей повести незримо на ее страницах присутствовал еще один персонаж. Сидя на окошке и грозно нахмурясь, Герман удивительно напомнил Елизавете Ивановне Наполеона. А теперь вспомните характеристику, данную Герману Томским…

Вот она разгадка! Молодой человек исповедует жизненные принципы своего кумира. Вот одна занимательная фраза, сказанная однажды императором Франции: «Представившись католиком, я смог окончить вандейскую войну, представившись мусульманином, я укрепился в Египте. Если бы мне нужно было управлять еврейским народом, я бы восстановил храм Соломона»

- Цель оправдывает средства, или у вас другое мнение?

- Всегда ли стереотипы и идеалы, навязываемые социумом человеку правильны и где тот нравственный ориентир, который не стоит терять из виду? (ДУХОВНОСТЬ)

И даже став обладателем заветной тайны, Германн не сможет использовать ее до конца

Внимательное чтение концовки показывает, что он не обманут, он сам ОБМАНУЛСЯ («…вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он ОБДЕРНУТЬСЯ») Расчет все-таки подвел!!!

-Мистически начавшись, повесть, тем не менее, заканчивается очень реалистично. Как?


Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения.

12. РЕФЛЕКСИЯ

- Какая главная проблема находится в центре произведения, и каким оригинальным способом она решается?

-Ваше отношение к герою и ситуации.


Дают оценку герою и ситуации произведения, опираясь на личный жизненный опыт.

13. ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

Сочинение – миниатюра «Всегда ли цель оправдывает средства?»