СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике для 7 класса по теме "Динамометр"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике для 7 класса по теме "Динамометр"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Корвяковская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области

Карыжский филиал












Открытый урок по физике в 7 классе

по теме «Динамометр»










Выполнила: учитель физики

Кругловенко Валентина Яковлевна















с. Карыж

Методическая разработка открытого урока по физике в 7 классе

Тема урока: «Динамометр»

Идея урока:

Урок состоит из нескольких этапов. На каждом этапе ученика будут выполнять задания определенного типа. Для оценки каждого задания применяется рейтинговая система (от 30 до 25 баллов – оценка «отлично», от 24 до 19 баллов – оценка «хорошо», от 18 до 13 баллов – оценка «удовлетворительно»). Результат выполнения задания заносится в лист «Навигатор», т.е. каждый ученик может в режиме реального времени знать свою оценку. Чтобы уменьшить время проверки некоторой части заданий составляется шаблон.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с прибором для измерения силы, его устройством и принципам действия.

  2. Сформировать практические умения измерять физическую величину

(силу)

  1. Научить градуировать динамометр.

Задачи:

  • Совершенствовать общеучебные умения;

  • Учить планировать действия, готовить рабочее место, оформлять и оценивать свои результаты;

  • Развивать умения пользоваться приборами;

  • Развивать умения грамотно выражать свои мысли, строить логически выдержанный рассказ;

  • Формирование умений: работать самостоятельно, рационально распределять своё время, делать свой выбор и нести за него ответственность,ставить перед собой проблему и решать её;

  • Продолжить работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество.

Тип рассматриваемого урока: комбинированный (проблемно-поисковый).

Форма обучения: - групповая, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся.

Методы обучения: - информационные, репродуктивные, наглядные, исследовательские.

Необходимое оборудование: мультимедиа проектор, компьютеры, электронная презентация, программа компьютерного тестирования, интерактивные задания, оборудование для выполнения экспериментального задания (набор грузов по 100 грамм, динамометр, листок белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, линейка, три разных цилиндра из набора тел).

Программное обеспечение: MS PowerPoint, My TestPro

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация и повторение знаний.

  3. Сообщение темы. Постановка целей урока.

  4. Изучение нового материала.

  5. Физкультминутка

  6. Выполнение экспериментальной задачи.

  7. Подведение итогов урока.

  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)

Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих. Организация внимания и внутренней готовности.

Учитель: (слайд 1) Здравствуйте, садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих. Сегодня у нас на уроке гости, но вы не волнуйтесь, будьте внимательны и уверены в своей работе.

  1. Актуализация и повторение знаний. (15 мин)

Учитель: Сегодня у нас не обычный урок, а урок совершенствования наших знаний и умений. Мне хочется начать наш урок со знаменитой фразы: «Кто владеет информацией, тот владеет миром!». У нас есть определённый багаж знаний по теме «Сила». Давайте узнаем, а как вы владеете информацией по данной теме? И в этом мне помогут задания, которые я для вас подготовила.

Учитель: На уроке вам предоставляется возможность самим контролировать свои оценки, которые вы получите в течение урока. У вас на столах имеются бланки «Навигаторы». Для того чтобы получить оценку «отлично» - вы должны набрать от 30 до 25 баллов, оценку «хорошо» - должны набрать от 24 до 19 баллов, оценку «удовлетворительно» - если вы набрали от 18 до 13 баллов, менее 12 баллов оценка

«неудовлетворительно».

(Раздать карточки с заданиями, листы «Навигаторы» каждому

ученику)

Задание №1: Ваша задача заполнить пропуски в тексте, используя слова: векторная, сила, скорость, первое, 𝐹𝐹⃗, приложения, односторонним, направление, модуль. (на выполнение задания отводится 3 минуты)

Текст

Действие одного числа на другое не может быть________________. Если первое тело действует на второе, то и второе действует на ______________. В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою форму или ________________. Мерой воздействия одного тела на другое является __________. Сила это - ___________________ величина. На чертеже силу изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце, при этом: начала отрезка есть точка ______________________ силы, направление стрелки указывает _____________________ силы, длина отрезка условно обозначает в некотором масштабе ______________ силы, рядом со стрелкой пишется обозначение_________________.

Проверить правильность выполнения задания (проверка по презентации), учащиеся оценивают свои работы по 9 бальной системе, одно правильное слово – 1 балл, и заполняют лист «Навигатор» Учитель: Молодцы! Справились с заданием.

Учитель: Переходим к выполнению следующего задания. Для этого мне понадобится 3-4 добровольца, а остальные работаю на месте. Ваша задача выполнить тестовые задания на компьютере по теме «Сила», и баллы которые вы получаете за тестирование вы выставляете в лист «Навигатор».

(Часть учащихся выполняют тестовые задания на компьютерах (3 чел), а остальные работают с презентацией. Баллы, которые учащиеся получают за тесты вписывают в лист «навигатор»)

Вопрос: Скажите мне, пожалуйста, а с какими силами вы познакомились на прошлых уроках?

Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос (сила тяжести, вес тела, сила упругости)

Задание №2: (карточка №2) Как называются силы, изображенные на рисунке? (задание дублируется в презентации)

Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос в карточках с последующей проверкой, в листах «Навигаторах» проставляют баллы (1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 3),.

Учитель: Молодцы, выполняем следующее задание.

Задание №3: Установите соответствие между физическими величинами и формулами

(учащиеся оценивают свою работу по 3 бальной системе и выставляют в лист «Навигатор», 1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 3)

Учащиеся, выполнившие тест, возвращаются на рабочее место.

Учитель: Какая единица принята в СИ основной для измерения силы?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Задание №4: Выразите:

0,05 кН = ________Н 25 мН = ______Н 780 Н = ______кН

0,003кН = ________Н 400мН = ______Н 0,8 Н = ______мН

Учащиеся выражают указанные значения, оценивают свою работу, 1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 6. Результат выставляют в лист «Навигатор»

Задание №5: Укажите соответствие между физическими величинами и приборами, для измерения данных физических величин.

(учащиеся оценивают свою работу по 4 бальной системе и выставляют в лист «Навигатор», 1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 4)

Учитель: Молодцы все справились с заданиями, а сейчас отложите свои листы «Навигаторы» на край стола, и ответьте на следующий вопрос:

Вопрос: Как вы думаете, можем ли мы измерить силу? С помощью чего?

Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос.

  1. Сообщение темы. Постановка целей урока. (1 мин)

Учитель: (объявляет цель и тему урока) Сегодня вам на уроке предстоит познакомиться с прибором, который служит для измерения силы, рассмотреть его устройство и принцип действия, и научиться пользоваться им.

Итак, тема нашего урока «Динамометр» (учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока)

  1. Изучение нового материала. (5 мин)

(Изучение нового материала сопровождается показом презентации.)

Учитель: Так что же такое динамометр, и откуда взялось название этого прибора?

Рассказ учителя: Слово «Динамометр» образовано из двух слов:

динамис – в переводе с греч. «сила» метрео – «измеряю» (записывают в тетрадь) Определение: Динамометр – это прибор для измерения силы (уч-ся записывают в тетрадь)

Учитель: с помощью динамометра измеряют силу тяжести, силу упругости, вес тела, а также силу трения.

    • Динамометры бывают различного устройства. Основная их часть – стальная пружина, которой придают различную форму в зависимости от назначения прибора.

    • Устройство простейшего динамометра основывается на сравнении любой силы с силой упругости пружины.

Учитель: существует несколько видов динамометров (показ презентации) Например:

    • Для измерения силы различных мышечных групп человека используют медицинские динамометры.

    • Для измерения мускульной силы руки при сжатии кисти в кулак применяют ручной динамометр – силомер.

    • Для измерения больших сил, таких как тяговые усилия тракторов, тягачей, локомотивов, морских и речных буксиров, используют специальные тяговые динамометры.

    • Тяговыми динамометрами можно измерять силы до нескольких десятков тысяч ньютонов.

Учитель: Но нас интересует школьный динамометр, с которым мы сегодня и будем работать.

  1. Физкультминутка.( 1мин)

Учитель: Давайте, сейчас, немного отдохнем. Встаньте со стульев, выйдите из стола. Сейчас я вас буду говорить высказывания, если вы согласны, то руки поднимаете вверх, если нет, то в стороны.

  1. На два тела одинаковой массы, но разного объема, находящиеся на поверхности стола, действует одинаковая сила тяжести. (Да)

  2. На яблоко, падающее на землю, действует сила упругости. (Нет)

  3. Сила упругости - векторная физическая величина. (Да)

  4. Динамометр – это прибор для измерения объема. (Нет)

  5. Единица измерения силы Ньютон. (Да)

  6. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. (Да)

Учитель: Спасибо, садитесь на свои места и продолжаем нашу работу.

6. Выполнение экспериментальной задачи (15 мин)

Учитель: И так, мы познакомились с прибором для измерения силы. Наша задача с вами научиться измерять силу динамометром, для этого нам потребуется подготовить наш прибор к работе. Выполним небольшую практическую работу.

(Учитель за ранее раздает оборудование и карточки с практической работой, учащиеся работают на своих местах с оборудованием, а учитель работает с презентацией.)

Практическая работа оценивается по 5 бальной системе.

Практическая работа «Градирование пружины и изменение силы динамометром»

Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой ценой деления и с ее помощью измерить силу.

Оборудование: набор грузов по 100 грамм, динамометр, листок белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, линейка, три разных цилиндра из набора тел.

Указание к работе.

  1. Динамометр обклеить листочком бумаги.

  2. Зажмите динамометр с закрытой шкалой в лапке штатива вертикально.

  3. Отметьте на листочке бумаги нулевое положение указателя

(поставьте цифру 0).

  1. Подвести к крючку динамометра груз, масса которого 102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Отметьте на листочке бумаги полученный результат.

  2. Подвешивая к динамометру два груза, три, отмечайте положение указателя.

Поставьте соответственно цифры 2, 3.

  1. Поставьте букву Н над цифрами шкалы, обозначив единицы силы. Ваш динамометр готов!

  2. Определите цену деления полученного динамометра.

Что для этого надо сделать?

Как определить цену деления у прибора?

  1. С помощью получившегося динамометра измерьте вес цилиндров, изготовленных из разных веществ. Результаты запишите в тетрадь.

Вывод по работе.

Учащиеся оценивают свою практическую работу по пятибалльной системе и выставляют в лист «Навигатор»

  1. Подведение итогов урока. (3 мин)

Учитель: Наш урок подходит к завершению, и я вам предлагаю вернуться к целям нашего урока. Какие цели мы с вами в начале урока поставили? Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос

    1. Познакомиться с прибором для измерения силы, его устройством и принципам действия.

    2. Сформировать практические умения измерять физическую величину (силу)

    3. Научиться градуировать динамометр.

Учитель: цели достигнуты?

Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос.

Учитель: Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Учитель: Сейчас давайте подсчитаем свои баллы за урок и оценим свою работу по пятибалльной системе.

(учащиеся считают баллы, и выставляют оценки за урок)

  1. Домашнее задание. (2 мин)

Учитель: Д/з изучить п. 29, выполнить упр. 11 (1,3)

Творческое задание: дома самостоятельно подготовить прибор «Динамометр»

Спасибо за урок

Приложение №1

Лист «Навигатор» ФИ ученика:

Класс:



Тип задания

Максимальное количество баллов

Баллы за выполнение заданий

1.

Задание №1 «Вставить пропущенные слова»

9

2.

Тестирование по теме

«Сила»

5

3.

Задание №2

«Определение силы по рисунку»

3

4.

Задание №3 «Установите соответствие между физическими величинами и формулами»

3

5.

Задание №4 «Выразить»

6

5.

Задание №5 «Установите соответствие между приборами и физическими величинами»

4

6.

Практическая работа

5

Итоговое количество баллов:

30

Приложение 2

Задание №1: Заполнить пропуски в тексте, используя слова: векторная, сила, скорость, первое, 𝐹𝐹⃗, приложения, односторонним, направление, модуль. (на выполнение задания отводится 3 минуты)

Текст

Действие одного числа на другое не может быть________________. Если первое тело действует на второе, то и второе действует на ______________. В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою форму или

________________. Мерой воздействия одного тела на другое является __________. Сила это - ___________________ величина. На чертеже силу изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце, при этом: начала отрезка есть точка ______________________ силы, направление стрелки указывает _____________________ силы, длина отрезка условно обозначает в некотором масштабе ______________ силы, рядом со стрелкой пишется обозначение_________________.

Задание №2: Как называются силы, изображенные на рисунке?

Задание №3: Установите соответствие между физическими величинами и формулами:

Задание №4: Выразите:

Задание №5: Укажите соответствие между физическими величинами и приборами, для измерения данных физических величин:

Приложение №3

Практическая работа «Градирование пружины и изменение силы динамометром»

Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой ценой деления и с ее помощью измерить силу.

Оборудование: набор грузов по 100 грамм, динамометр, листок белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, линейка, три разных цилиндра из набора тел.

Указание к работе.

  1. Динамометр обклеить листочком бумаги.

  2. Зажмите динамометр с закрытой шкалой в лапке штатива вертикально.

  3. Отметьте на листочке бумаги нулевое положение указателя

(поставьте цифру 0).

  1. Подвести к крючку динамометра груз, масса которого 102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Отметьте на листочке бумаги полученный результат.

  2. Подвешивая к динамометру два груза, три, отмечайте положение указателя. Поставьте соответственно цифры 2, 3.

  3. Поставьте букву Н над цифрами шкалы, обозначив единицы силы.

Ваш динамометр готов!

  1. Определите цену деления полученного динамометра.

Что для этого надо сделать?

Как определить цену деления у прибора?

  1. С помощью получившегося динамометра измерьте вес цилиндров, изготовленных из разных веществ. Результаты запишите в тетрадь.

Вывод по работе.

12