МБОУ «Гимназия №4» г.Брянска
Урок по физике для 8 класса
«Проведение компьютерного эксперимента при измерении силы тока на участках цепи при последовательном и параллельном соединении проводников»
Учитель физики
Шустикова О.В.
«Проведение компьютерного эксперимента при измерении силы тока на участках цепи при последовательном и параллельном соединении проводников»
Цель: Научиться измерять силу тока электрической цепи с помощью амперметра. Выяснить в ходе выполнения компьютерного эксперимента как, изменяется значение силы тока на участках электрической цепи в зависимости от вида соединения.
Задачи:
Обучающие: повторить понятия: электрический ток, источники тока; правила определения цены деления измерительного прибора, составления электрических цепей; дать определение силы тока, ознакомить школьников с методом измерения силы тока, изучить принцип действия амперметра.
Развивающие: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать результаты экспериментов; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь; продолжить развитие умения работать с физическими приборами. Тренировка в переводе значения силы тока из дополнительных единиц измерения в основные.
Воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизненных ситуациях.
Планируемые результаты:
Научиться измерять силу тока электрической цепи с помощью амперметра. Узнать как, изменяется значение силы тока на участках электрической цепи в зависимости от вида соединения.
Тип урока: урок исследование.
Формы работы: устная, работа в парах с взаимопроверкой.
Оборудование: мобильный компьютерный класс.
Ход урока
Актуализация знаний
Учитель проводит фронтальный опрос.
Что такое электрический ток?
Но все ли частицы при направленном движении могут создавать электрический ток под действием электрического поля?
Ребята, какие условия должны быть выполнены, для того чтобы в проводнике сколь угодно долго протекал электрический ток?
Ребята, а вместо следующего вопроса – картинка. Давайте посмотрим, что на ней изображено?
А вы знаете, для чего они нужны? Кто-нибудь может их прочитать? Что из них можно составить?
Какую характеристику электрической цепи мы уже с вами изучили?
Каким прибором можно измерить силу тока? Назовите правило подключения этого прибора в цепь.
Изучение нового материала
Учитель: «Ребята, предположим у нас есть 2 одинаковые лампочки и источник тока, какие варианты их соединения в цепь вы можете предложить?»
Ученики:
Учитель: «Посмотрите на схему А и Б, какие названия можно подобрать для таких видов соединений. Подсказкой для вас будет расположение потребителей друг относительно друга»
Ученики: Последовательно и параллельное.
Учитель: «У нас две цепи, которые состоят из одинаковых элементов, но соединены эти элементы по-разному. Будет ли изменяться значение силы тока на участках цепи в зависимости от вида соединения?
Мнения разделились. В таких случаях прибегают к эксперименту, мы с вами поступим так же и проведем компьютерный эксперимент, который прояснит ситуацию»
Практическая часть
Давайте разработаем алгоритм выполнения эксперимента и запишем эти этапы в рабочий лист.
Ф.И. ученика | Вид соединения |
Собрать электрическую цепь | |
Зарисовать схему электрической цепи | |
Включить в электрическую цепь амперметры | |
Записать показания амперметров | |
Сделать выводы | |
Включаем ноутбук и выбираем приложение ЭКО. Физика. Выбираем сборка цепи.
Рефлексия
Последовательное соединение проводников
Соединение проводников называют последовательным, если оно не содержит разветвлений, т.е. проводники расположены последовательно один за другим.
Рассмотрим участок цепи, содержащий два резисторы:
Сила тока в каждом из проводников одинакова: І1 = І2 = І.
2. Параллельное соединение проводников
Соединение проводников называют параллельным, если для протекания тока есть два или более пути ветки и все эти ветви имеют одну пару общих точек - узлов.
В узлах происходит разветвление цепи. Таким образом, разветвление является характерным признаком цепи с параллельным соединением проводников.
Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных ветвях: I = I1 + I2.
Какая цель стояла перед нами в начале урока? Смогли ли мы ее достигнуть?
Какие плюсы и минусы вы можете отметить при проведении компьютерного эксперимента?