СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике " Влажность воздуха".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по физике можно использовать для изучения темы "Влажность воздуха" в 8 классе. К уроку прилагается и презентация по данной теме. Урок имеет классическое строение: опрос на повторение; решение задачи; объяснение новой темы; закрепление; домашнее задание. В середине занятия - физкультминутка.

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике " Влажность воздуха".»

Урок в 8 классе по теме « Влажность».


  1. Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами повторим изученный материал, познакомимся с новой темой и закрепим её в конце урока.


  1. Начнём с проверки домашнего задания:


  1. один человек у доски решит домашнюю задачу и ответит на вопросы.

  2. второй будет работать по карточке.

А пока они готовятся, теоретический материал я у вас проверю с помощью теста: перед вами вопросы и несколько вариантов ответа, выберите тот, который считаете правильным. Работаем на листочках. (5 минут)…

Закончили. Теперь обменяйтесь работами и проверьте, сверяясь с ответами на экране. (СЛАЙД) Поставьте оценки карандашом, передайте работы с последней парты на первую.


Проверяем домашнюю задачу:

Какое количество теплоты выделится при конденсации паров спирта массой 100 г и остывании получившейся жидкости до 20 С ?


Дано: СИ Решение:






Дополн. вопросы: 1. Что такое испарение?

2. Оставаясь продолжительное время в мокрой одежде и обуви, можно простудиться. Почему?


Проверяем карточку: Каждую секунду с поверхности Земли испаряется в среднем 16 млн. т. воды. А). Вычислите, сколько энергии требуется для превращения в пар такого количества воды? (L воды при 20 С принять 2,3 *10 Дж|кг).

Б). Укажите источник этой энергии. ( Солнце ).


Дано: СИ Решение:







Дополнительные вопросы: 1. Что такое кипение?

2. Какие силы действуют на пузырьки воздуха, которые образуются в жидкости во время кипения?


У вас дома было ещё одно практическое задание: с помощью капель воды, спирта и масла определить от чего зависит скорость испарения жидкости. Проанализирует результаты домашнего эксперимента…(третий ученик). У кого другие результаты? Молодцы, все справились!

Доп. вопросы: 1. Что такое конденсация?

2. Почему в чайнике шумит вода при закипании?


  1. Ребята, погода является величественным спектаклем на Земле, в котором участвуют только три актёра: солнечная радиация, атмосферный воздух и влажность воздуха. Когда вас спрашивают: «Какая сегодня погода?», вы отвечаете: плохая, хорошая, холодная, тёплая и т. д.


Сегодня мы будем говорить о главном природном актёре - ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА, т. к. именно от этой физической величины зависит погода и многие физические явления и процессы: испарение, конденсация, теплообмен, количество осадков, появление тумана, морозных рисунков на окнах, росы, инея.

(Слайд 1- записали тему в тетрадь.)


А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы к теме мы можем поставить? (Дети предлагают вопросы).


1. Что такое влажность?

2. В чём причина появления влажности?

3. Какие величины её характеризуют?

4. Как её можно определить и измерить?

5. На что влияет влажность?

6. Зачем нам нужны знания о влажности? (Вопросы - на отвороте доски.)


Нашу Землю окружает воздушная оболочка – атмосфера, в состав которой входят: кислород, водород, углекислый газ и конечно водяной пар, который появляется из-за непрекращающегося процесса испарения воды с поверхностей морей, океанов, рек, озёр, почвы, растений. (Слайд 2).


Таким образом, ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА - это содержание водяного пара в атмосфере. ( Слайд 3).


Теперь рассмотрим какие величины характеризуют влажность. В воздухе содержатся водяные пары и мы можем определить их массу в 1м, т.е. плотность водяного пара. Эта величина называется АБСОЛЮТНОЙ ВЛАЖНОСТЬЮ воздуха. ( Слайд 4). Её обозначают так же как и плотность буквой ρ и измеряют в г/м. (Записали в тетрадь).


Теперь рассмотрим две комнаты: (Слайд 5) в 1-ой комнате при температуре 20 С абсолютная влажность равна 5г/м, а во второй 10г/м. Где воздух более влажный? (во второй комнате). А в третьей при t=5 C ρ=10г/м. Что можно сказать о влажности в этой комнате? Чтобы ответить на этот вопрос не достаточно знать только абсолютную влажность (Cлайд

Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далёк водяной пар от насыщения. Для этой характеристики вводится ещё одна величина – ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ. (рассмотрели формулу на слайде).

Давайте откроем учебники и найдём определение относительной влажности и формулу. ( Прочитали, формулу записали в тетрадь.)

ρ - табличная величина. При решении задач мы будем использовать таблицу №10 в задачнике Лукашика. (рассматриваем на примерах в таблице). На закрепление этой формулы решим задачу:


Плотность водяного пара при 25 С равна 23г/м. Определить Относительную влажность воздуха.


Дано: Решение:





Как вы думаете, большая это большая влажность или маленькая? А откуда мы почти каждый день можем получать информацию о значении влажности? (из новостей). Правильно, поэтому влажность воздуха – важная метеорологическая характеристика. (Слайд про точку росы)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.


Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай голова!

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка!


Это мы рассчитали относительную влажность теоретически, но её можно определить и практическим путём. Для этого есть специальные приборы:


(Слайд 7). 1. Конденсационный гигрометр;

(Слайд 8). 2. Волосной гигрометр;

(Слайд 9). 3. Психрометр.

(их названия записали в тетрадь).


О первых двух вы подробно прочитаете дома, а психрометр мы разберём подробно. Его название произошло от греческого слова «психрос», что означает холодный. Он состоит из двух термометров: сухого и влажного. Сухой показывает температуру окружающего воздуха, а второй обмотан влажной тканью, опущенной в резервуар с водой. Кто мне поможет узнать температуру, которую они показывают? (выходит ученик). Почему влажный показывает температуру ниже? (Потому что вода с влажной ткани испаряется, а при испарении температура понижается.) Испарение воды зависит от влажности? ( Да, т. к. чем выше влажность, тем медленнее происходит испарение, тем меньше охлаждается вода…)


Вместе с учеником находим разность показаний термометров. Затем рассматриваем психрометрическую таблицу.


  1. А теперь с помощью простого лабораторного оборудования вы определите относительную влажность в классе на своих местах. У вас на партах имеются два термометра ткань и вода. Соберите из данного оборудования прибор для измерения влажности и определите её, а затем мы сравним ваши результаты с показаниями моего психрометра.



  1. Издавна человек пытался узнать, какая погода будет завтра, поэтому появилось много народных примет для предсказания погоды:


  1. Соль мокнет- к дождю. ( почему?)

  2. Дрова в печи трещат и мечут искры- к ненастью. (почему?)


А вы какие знаете приметы?


А где ещё в жизни нам нужны знания о влажности и влияет ли влажность на самочувствие человека? (дети приводят свои примеры).

Давайте обобщим, внимание на экран: (Слайд 10).


Так же медики утверждают, что хорошее самочувствие человека зависит от влажности. Оптимальное её значение лежит в пределах от 40-60%.



  1. Таким образом на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с новой физической величиной- влажностью воздуха. Давайте ещё раз ответим на поставленные в начале урока вопросы.


  1. Молодцы! Я уверена, что знания, полученные на сегодняшнем уроке вам обязательно пригодятся в жизни.


Запишите задание на дом: §. №



СПАСИБО ЗА УРОК!



































ТЕСТ.

Вариант 1.


  1. Испарение происходит …

А. при температуре кипения;

Б. при любой температуре;

В. при определённой температуре для каждой жидкости.


  1. Внутренняя энергия при испарении жидкости…

А. не изменяется;

Б. увеличивается;

В. уменьшается.


3. Конденсация пара сопровождается … энергии.

А. поглощением;

Б. выделением.


4. Какая из жидкостей испарится быстрее?

А. вода;

Б. растительное масло;

В. спирт.


  1. При нагревании воды в закрытом сосуде изменяется…

А. масса воды;

Б. внутренняя энергия;

В. размер молекул.


  1. Как изменяется скорость испарения жидкости при повышении температуры?

А. не изменяется;

Б. увеличивается;

В. уменьшается.


  1. Количество теплоты, выделившейся при конденсации пара, находится по формуле:

А. Q=

Б. Q=

В. Q=


  1. Если усилить ветер над поверхностью жидкости, то скорость её испарения …

А. не изменится;

Б. уменьшится;

В. увеличится.

ТЕСТ.

Вариант 2.


  1. Если нет притока энергии к жидкости от других тел, то при её испарении температура…

А. не изменяется;

Б. увеличивается;

В. уменьшается.


  1. Конденсация - это процесс, обратный …

А. плавлению;

Б. испарению;

В. нагреванию.


  1. Как изменяется температура жидкости от начала кипения до её полного выкипания?

А. повышается;

Б. остаётся неизменной;

В. у одних жидкостей повышается, у других понижается.


  1. Какая физическая величина не изменяется при испарении воды в открытом сосуде?

А. температура воды;

Б. масса воды;

В. размер молекул.


  1. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется:

А. насыщенным;

Б. ненасыщенным.


  1. С увеличением площади поверхности жидкости, скорость её испарения:

А. увеличивается;

Б. не изменяется;

В. уменьшается.


  1. Какая часть внутренней энергии, главным образом изменяется при нагревании воды?

А. кинетическая энергия молекул;

Б. потенциальная энергия взаимодействий молекул.


8. Удельная теплота парообразования измеряется в…

А. Дж;

Б. Дж/кг С; В. Дж/кг.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.




Вновь у нас физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.



Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова!



Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка!



КАРТОЧКА.


Каждую секунду с поверхности Земли испаряется в среднем 16 млн.

тонн воды.


А). Вычислите, сколько энергии требуется для превращения в пар такого количества воды? (L воды при 20 С принять 2,3 10 Дж/кг).


Б). Укажите источник этой энергии.



Дополнительные вопросы: 1. Что называется кипением?


2. Какие силы действуют на пузырьки воздуха, которые образуются в жидкости во время кипения?








Дополнительные вопросы к домашнему эксперименту:


  1. Что такое конденсация?

  2. Почему в чайнике шумит вода при закипании?







Дополнительные вопросы к домашней задаче:


  1. Что такое испарение?

  2. Оставаясь продолжительное время в мокрой одежде и обуви, можно простудиться. Почему?

ЗАДАЧА.


Плотность водяного пара при 25 С равна 23 г/м. Определить

Плавление и отвердевание





Q = λm





λ – удельная теплота

плавления


m – масса




λ имеряется в Дж/кг