СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии "Политическая карта митра"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для студентов СПО. Урок введение нового материалоа с элементами прктичеого задания

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии "Политическая карта митра"»





Долинский филиал

государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения

«Сахалинский техникум строительства

и жилищно-коммунального хозяйства»

(ДФ СТС и ЖКХ)













Разработка урока по географии

Тема: «Формирование политической карты мира»









Разработал:

Преподаватель Шеврина И.Ю.



























Задачи:

- сформировать представление о разнообразии стран современного мира;

- выяснить основные критерии классификации стран мира;

- сформировать навык работы с различными источниками географической информации и контурными картами;

- выяснить значение политико-географического положения для страны

Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты.

Тип урока: изучение нового материала



ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке ребята мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте мира.

Итак, ребята перед вами политическая карта мира, давайте посмотрим какую информацию мы можем с вами считать глядя на эту карту.

Слайд 1

Учащиеся: на политической карте можно узнать положение стран, их столицы и  государственные границы.

Да это так.

Но всегда ли эта карта была такой ?

Слайд 2

Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

Работа в тетрадях

Этапы

Развитие человеческого общества

I этап - древний (до 5 в.н.э)

возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет.

II этап - средневековый (5-16в.в.)

возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.

III этап - новый (16-19 в.в.)

эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире.

IV этап - новейший

формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами.

V этап - современный

появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.



Давайте посмотрим материал.

В 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно бывших колонии империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

ВОПРОС: А какое государство называется «суверенным»? Записываем в тетрадь.

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

- Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника и кате атласа выпишите семь самых крупных стран по S территории.

 : (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.)

Проверяем .

По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100 млн.чел в каждой: Найдите их и запишите

(Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика)  (Проверяем)

Теперь внимательно посмотрите на карту и подумайте по каким еще признакам вы бы сгруппировали страны мира?

(по географическому положению, по обеспеченностью природными ресурсами, по экономическому уровню развития) Хорошо молодцы !

Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

ЗАДАНИЕ. Приведите примеры стран, которые имеют выход к морю

(Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы).

Переходим к более сложному вопросу типология по экономическому уровню развития.

Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

Смотрим таблицу практикума стр.24

ВОПРОС: в каких странах и регионах показатель ВВП самый высокий?

Учащиеся: В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если  учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает).

ВОПРОС: А в странах какого региона ВВП самый низкий?

Учащиеся: Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

- а какой показатель имеет Россия ?

К числу экономически развитых стран в настоящее время относятся примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью  и в её составе можно выделить четыре подгруппы.

К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

И, еще выделяет группа стран с переходной экономикой.

Страны с переходной экономикой:: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др.

Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.

Практическое задание (работа на контурных картах)

Давайте вспомним правила работы с контурной картой !

  Задание 1

Обозначьте на карте страны «большой семерки».

Подпишите их столицы.

Задание2

На контурной карте отметьте страны не имеющие выхода в морю.

III. Рефлексия. По желанию

1). У карты покажите станы большой семерки.

2). По каким показателям можно сгруппировать страны мира?

- по площади территории

- по численности населения

- по особенностям ГП

- по уровню социально-экономического развития



IV. Домашнее задание: на доске