Долинский филиал
государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения
«Сахалинский техникум строительства
и жилищно-коммунального хозяйства»
(ДФ СТС и ЖКХ)
Разработка урока по географии
Тема: «Формирование политической карты мира»
Разработал:
Преподаватель Шеврина И.Ю.
Задачи:
- сформировать представление о разнообразии стран современного мира;
- выяснить основные критерии классификации стран мира;
- сформировать навык работы с различными источниками географической информации и контурными картами;
- выяснить значение политико-географического положения для страны
Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке ребята мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте мира.
Итак, ребята перед вами политическая карта мира, давайте посмотрим какую информацию мы можем с вами считать глядя на эту карту.
Слайд 1
Учащиеся: на политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.
Да это так.
Но всегда ли эта карта была такой ?
Слайд 2
- Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:
Работа в тетрадях
Этапы | Развитие человеческого общества |
I этап - древний (до 5 в.н.э) | возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. |
II этап - средневековый (5-16в.в.) | возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. |
III этап - новый (16-19 в.в.) | эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. |
IV этап - новейший | формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами. |
V этап - современный | появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств. |
Давайте посмотрим материал.
В 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно бывших колонии империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.
ВОПРОС: А какое государство называется «суверенным»? Записываем в тетрадь.
Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.
- Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.
ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника и кате атласа выпишите семь самых крупных стран по S территории.
: (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.)
Проверяем .
- По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100 млн.чел в каждой: Найдите их и запишите
(Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика) (Проверяем)
Теперь внимательно посмотрите на карту и подумайте по каким еще признакам вы бы сгруппировали страны мира?
(по географическому положению, по обеспеченностью природными ресурсами, по экономическому уровню развития) Хорошо молодцы !
Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).
ЗАДАНИЕ. Приведите примеры стран, которые имеют выход к морю
(Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы).
Переходим к более сложному вопросу типология по экономическому уровню развития.
Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.
Смотрим таблицу практикума стр.24
ВОПРОС: в каких странах и регионах показатель ВВП самый высокий?
Учащиеся: В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает).
ВОПРОС: А в странах какого региона ВВП самый низкий?
Учащиеся: Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)
- а какой показатель имеет Россия ?
К числу экономически развитых стран в настоящее время относятся примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.
К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.
И, еще выделяет группа стран с переходной экономикой.
Страны с переходной экономикой:: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др.
Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.
Практическое задание (работа на контурных картах)
Давайте вспомним правила работы с контурной картой !
Задание 1
Обозначьте на карте страны «большой семерки».
Подпишите их столицы.
Задание2
На контурной карте отметьте страны не имеющие выхода в морю.
III. Рефлексия. По желанию
1). У карты покажите станы большой семерки.
2). По каким показателям можно сгруппировать страны мира?
- по площади территории
- по численности населения
- по особенностям ГП
- по уровню социально-экономического развития
IV. Домашнее задание: на доске