СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии Тема урока: Реки Класс: 6

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии Тема урока: Реки Класс: 6

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии Тема урока: Реки Класс: 6»

Класс: 6

Тема урока: Реки

Тип урока: урок изучения нового материала, практикум

Цели:

  • Сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий;

  • Расширить и углубить знания о водах суши – реках;

  • Научить обучающихся находить и показывать реки на карте;

  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать, рассказывать, делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление о реках (части, состав, виды);

  • формировать умения работать с картой;

  • формировать умения составлять описание географического объекта;

  • формировать навыки по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».

Развивающие:

  • развивать навыки работы с информационным материалом.

  • развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;

  • развивать познавательный интерес и географическое мышления обучающихся;

Воспитательные:

  • воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;

  • воспитывать бережное отношение к природе, Родине.

Планируемые результаты:

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России.

Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки и речные системы;

Описывать ГП реки по плану

Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Методы и формы обучения:

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальный, фронтальный, работа в парах, группах

Образовательные ресурсы:

Учебник «География. Начальный курс. 6 класс» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова

Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал

Карта полушарий

Электронное приложение к учебнику

Энциклопедии, справочники по географии

Необходимое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы контроля

  1. Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся:

– Здравствуйте! Скажем мы новому дню! 

Вы готовы –все в порядке,
И учебники, тетрадки!
Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

На столе у каждого лежат цветные листочки с заданиями, которые вы будете выполнять по ходу нашего урока. На первом листочке – ваше «дерево успеха», за каждое выполненное задание, вы ставите себе один балл, если задание не смогли сделать 0 баллов (приложение 5)

Готовятся к уроку,

Приветствуют

учителя


  1. Актуализация знаний

- мы путешествуем с вами по планете «Геознания» и уже несколько уроков изучаем страну «Гидросферу». Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.

  • Что же такое гидросфера?

  • Что она в себя включает?

  • Какую часть гидросферы мы изучили?

  • Что такое Мировой океан?

  • Покажите части Мирового океана на карте




Выполним задание № 1. (Фиолетовый цвет) Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к водам суши (приложение 1).

Проверим задание. Ребята вы согласны, оцените ответ. Правильно выполнили задание 1 балл.

Обучающиеся дают

ответ «Гидросфера»

В оды Мирового

океана

Гидросфера

Воды суши





Вода в атмосфере


Обучающиеся

выделяют воды суши: болото, подземные воды,

озеро, ручей,

водопад, родник,

водохранилище.

Объяснение ответа.

Воды Мирового

океана: море, залив,

океан

Устные ответы

























Индивидуальная работа, самооценка

  1. Определение темы, цели урока

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных вами объектов. О каком, вам поможет определить загадка:

  1. Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.

  2. Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит

-Значит, какая будет тема урока? Ваше мнение

Обучающиеся дают

ответ на загадку –

река

Обучающиеся

называют тему урока «Реки»

Устные ответы

4.Целеполагание и мотивация

Сегодня мы разберем один из водных объектов суши – это реки.

Вы все были на побережье реки, вспомните, что представляет собой река? Что вы знаете о реках?

А что бы вы хотели еще узнать о реках? Какие цели мы перед собой поставим?

Итак, сегодня мы должны узнать:

- что такое река, ее части;

- что такое речная система;

- какие бывают реки;

- зачем реки нужны человеку.

Высказывают свои

предположения и

точку зрения.


Индивидуальная и фронтальная работа, устные ответы.

5.Изучение нового материала







































































































































































Физминутка для глаз « Путешествие по карте».



6. Закрепление изученного. Практикум













7. Итоги урока. Рефлексия







Домашнее задание

Знакомство с рекой мы начнем с посещения картинной галереи великих русских художников. (Слайд –шоу).

Читает стихотворение:

Речка, синяя вода!

Ты скажи, бежишь куда?

И зачем ты так спешишь,

Плещешь пеною, шумишь?

Отвечала нам река:

Я бегу издалека,

Я спешу, я тороплюсь,

В океан большой вольюсь,

Растворюсь там в глубине,

На просторе вольно мне!

Потому так и желанна

Бесконечность океана.



Какие главные отличительные признаки у реки?

По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)

«поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный», «русло»

Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку. Работа с кластером.

( Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом).

Работа с атласом

Откроем атласы и найдем Физическую карту полушарий на стр.14.

-Посмотрите, как река обозначена на карте. Почему именно так?



-Приведите каждый примеры рек, назовите их.



Реки покрывают земной шар,  голубой паутиной. На земле почти 20 миллионов рек, 53 из них имеют длину более 1000 км. Они играют в жизни человека большую роль. По их берегам  возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов.

Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое началоодна река вытекает из озера, другая из родника, третья начинается в горах, четвертая слиянием двух рек. Как называется начало реки?

Исток – это место, где река берет начало.  Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает. Как называется место, куда впадает река?

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. 




Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2(Зеленого цвета) Откройте физическую карту Российской федерации на стр. 16. Ознакомьтесь с заданием: вам нужно найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с этим заданием. (Приложение 2).

Давайте проверим, как справилась с заданием ваша пара.

Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание, оцените работу.

Справились с заданием № 2 без ошибок, ставим 1 балл.




Прежде чем выполнять следующие задание, поработаем устно с понятиями.

У Географчика к вам несколько вопросов:

Как называется расстояние от истока до устья?

Значит, реки бывают длинными и короткими.

Работаем с физической картой Российской федерации стр. 16.

Приведите примеры длинных рек.

Приведите примеры коротких рек.



Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и левыми. Как определить, где правый приток, а где левый?

Ответы детей

Обратимся к карте:

определим притоки (правый, левый) рек:

Лена (притоки Алдан, Вилюй)



Обь (приток Иртыш)

Волга (приток Кама).

Следующий вопрос от Географчика: Что такое речная система?


- Продолжаем работу в прах. Приступим к выполнению задания № 3. (Голубые листочки) Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание.

Проверка выполнения задания. На слайде показана схема. Проверяется каждое пустое поле по парам. Если все задание выполнили правильно, ставим 1 балл.

В России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. Реки бывают равнинные и горные.

Вопрос: по каким признакам отличаются равнинные реки от горных?

Выполним задание № 4 на листочках (розового цвета) (Электронное приложение к учебнику. Дрофа) Приложение 4

Проверка задания.

Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить» кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и Атлантический (при этом учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти.

А мы ребята продолжаем работу и чтобы закрепить знания, которые мы получили на уроке, выполним практическую работу.

Работаем в группе.

Возьмите листочки (желтого цвета) Задание № 5 Описание реки по плану. Название реки вы выбираете самостоятельно (приложение 5)

Корректирует работу в группах.

Проверка практической работы по группам

Подведем итог урока, сегодня мы узнали:

- что такое река, ее части;

- что такое речная система;

- какие бывают реки;

- зачем они человеку;

Пусть каждый возьмет свое «Дерево успеха» и оценит свою работу на уроке.

-Ребята оцените, кто сегодня хорошо поработал на уроке. Согласны?!

Знакомит с домашним заданием:

Для всех Параграф 23, вопросы в конце параграфа

Составить карту понятий





На выбор

1)Составить синквейн со словом река

2)Творческое задание: описать реку Унеча согласно плану практической работы.

На следующем уроке мы продолжим изучать тему реки и начнем с практической работы (если не успели).