Знакомство с рекой мы начнем с посещения картинной галереи великих русских художников. (Слайд –шоу). Читает стихотворение: Речка, синяя вода! Ты скажи, бежишь куда? И зачем ты так спешишь, Плещешь пеною, шумишь? Отвечала нам река: Я бегу издалека, Я спешу, я тороплюсь, В океан большой вольюсь, Растворюсь там в глубине, На просторе вольно мне! Потому так и желанна Бесконечность океана. Какие главные отличительные признаки у реки? По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично) «поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный», «русло» Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку. Работа с кластером. ( Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом). Работа с атласом Откроем атласы и найдем Физическую карту полушарий на стр.14. -Посмотрите, как река обозначена на карте. Почему именно так? -Приведите каждый примеры рек, назовите их. Реки покрывают земной шар, голубой паутиной. На земле почти 20 миллионов рек, 53 из них имеют длину более 1000 км. Они играют в жизни человека большую роль. По их берегам возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало, одна река вытекает из озера, другая из родника, третья начинается в горах, четвертая слиянием двух рек. Как называется начало реки? Исток – это место, где река берет начало. Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает. Как называется место, куда впадает река? Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2. (Зеленого цвета) Откройте физическую карту Российской федерации на стр. 16. Ознакомьтесь с заданием: вам нужно найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с этим заданием. (Приложение 2). Давайте проверим, как справилась с заданием ваша пара. Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание, оцените работу. Справились с заданием № 2 без ошибок, ставим 1 балл. Прежде чем выполнять следующие задание, поработаем устно с понятиями. У Географчика к вам несколько вопросов: Как называется расстояние от истока до устья? Значит, реки бывают длинными и короткими. Работаем с физической картой Российской федерации стр. 16. Приведите примеры длинных рек. Приведите примеры коротких рек. Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и левыми. Как определить, где правый приток, а где левый? Ответы детей Обратимся к карте: определим притоки (правый, левый) рек: Лена (притоки Алдан, Вилюй) Обь (приток Иртыш) Волга (приток Кама). Следующий вопрос от Географчика: Что такое речная система? - Продолжаем работу в прах. Приступим к выполнению задания № 3. (Голубые листочки) Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание. Проверка выполнения задания. На слайде показана схема. Проверяется каждое пустое поле по парам. Если все задание выполнили правильно, ставим 1 балл. В России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек. Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. Реки бывают равнинные и горные. Вопрос: по каким признакам отличаются равнинные реки от горных? Выполним задание № 4 на листочках (розового цвета) (Электронное приложение к учебнику. Дрофа) Приложение 4 Проверка задания. Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить» кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и Атлантический (при этом учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти. А мы ребята продолжаем работу и чтобы закрепить знания, которые мы получили на уроке, выполним практическую работу. Работаем в группе. Возьмите листочки (желтого цвета) Задание № 5 Описание реки по плану. Название реки вы выбираете самостоятельно (приложение 5) Корректирует работу в группах. Проверка практической работы по группам Подведем итог урока, сегодня мы узнали: - что такое река, ее части; - что такое речная система; - какие бывают реки; - зачем они человеку; Пусть каждый возьмет свое «Дерево успеха» и оценит свою работу на уроке. -Ребята оцените, кто сегодня хорошо поработал на уроке. Согласны?! Знакомит с домашним заданием: Для всех Параграф 23, вопросы в конце параграфа Составить карту понятий На выбор 1)Составить синквейн со словом река 2)Творческое задание: описать реку Унеча согласно плану практической работы. ? На следующем уроке мы продолжим изучать тему реки и начнем с практической работы (если не успели). |