СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии 7 класс. "Население Африки. Пигмеи - дети леса"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с коренными жителями Африки – пигмеями и их культурной средой.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии 7 класс. "Население Африки. Пигмеи - дети леса"»

7 класс. Урок-этнографическая конференция

Тема: «Население Африки: Пигмеи – дети леса».

Цель урока: Организация работы по усвоению материала, предусмотренного учебной программой.

Задачи урока:

  • Образовательные: создать в представлении учеников образ коренных жителей Африки – пигмеев, познакомить с их культурной средой;

  • Развивающие: совершенствовать умения учащихся публично представлять подготовленную по дополнительным источникам информацию, участвовать в разрешении познавательного конфликта, отстаивать свою позицию, вырабатывать верное мнение, выделять главное;

  • Воспитательные: ориентировать учащихся на эмоционально-образное изучение географического материала, усиливать у них мотивацию к учению, интерес к этнографии; воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей.


Оборудование: Презентация, физическая карта Африки, подготовленные учащимися сообщения, иллюстративный материал о пигмеях, карточки для индивидуальной рефлексии учащихся.

Этапы урока:

  1. Мотивационно-целевой этап ( работа с эпиграфом, целеполагание)

  2. Организационно-деятельностный этап (1-я часть конференции: выступления «ученых -этнографов», 2-я часть конференции: познавательный конфликт) ;

  3. Реллексивно-оценочный этап;

  4. Домашнее задание.


Ход урока:

Учитель на доске размещает плакат: Презентация Слайд № 1. (Урок-этнографическая конференция. Тема: Пигмеи – дети леса),


Урок-этнографическая конференция

Пигмеи – дети леса

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и как живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей ее узнав.

(современный эфиопский поэт)




1-й этап. Учитель: объясняет значение слова «этнографическая». Этнография – наука, изучающая материальную и духовную культуру народов. Урок будет проходить в форме конференции.

Эпиграфом к уроку могут послужить строки из стихотворения современного эфиопского поэта. (читает). Слайд № 2

Ребята, по названию темы и эпиграфу попробуйте определить цели и задачи сегодняшнего урока:

  1. Как вы понимаете слова современного поэта?

  2. Согласны ли вы с ним?

  3. Каковы задачи нашего урока? (Познакомиться с коренными народами материка, изучить особенности быта и культуры пигмеев, чем эта народность может нас удивить, поразить).

Введение в тему урока: «Пигмеи! Об их существовании вроде бы знают все. А вот о том, как они живут имеют представление очень немногие». Поэтому группа «ученых-этнографов» из нашего класса заинтересовались жизнью этого удивительного народа, обитающих в непроходимых лесах Африки (показать на политической карте ареал расселения пигмеев). Им удалось побывать в гостях у пигмеев, увидеть их жизнь изнутри. Сегодня на конференции (в 1-й части) участники этнографической экспедиции представят нам результаты своих исследований. Во второй части нам предстоит разрешить «познавательный конфликт» (вывешивает на доске плакат 2):





  1. Пигмеи живут в согласии с природой и собой.

  2. Истинный показатель цивилизации – облик человека.

Познавательный конфликт

«Оптимисты»: докажите правильность, аргументируйте данные утверждения.

«пессимисты»: докажите ошибочность, опровергните данные утверждения.














2 этап. 1-я часть – отчет об экспедиции.

Сначала восстановим наши знания о природных условиях района проживания пигмеев. Работа с картой, на которой обозначен ареал проживания пигмеев.

- В каком климатическом поясе расположена эта территория? Особенности этого типа климата.

- Какая природная зона находится здесь? Опишите особенности этой зоны.

- Итак, Представьте себе непроходимый экваториальный лес. Огромные деревья стоят, как древние крепости, лианы как воздушные мосты соединяют верхушки деревьев на головокружительной высоте. На каждом шагу подстерегает опасность.

Какие же «сверхлюди» могут жить в таких нечеловеческих условиях.

Предоставляю слово нашим «ученым-этнографам». Демонстрация слайдов презентации (Слайды № 3-7)

  1. Кто такие пигмеи?

  2. Как живут пигмеи?

  3. Чем занимаются мужчины и женщины-пигмеи?

  4. Кому поклоняются пигмеи?



2-я часть – познавательный конфликт. Переходим ко второй части нашей конференции.

(учитель предлагает группам принять активное участие в разрешении познавательного конфликта. «Оптимисты» приводят аргументы со знаком «плюс», «Пессимисты» - со знаком «минус»). (Слайд № 8)

Вопросы к классу:

  1. Что вас поразило в рассказах наших ученых- этнографов?

  2. Какие качества, черты характера можно отметить у этого маленького народа?

  3. Какие чувства вы испытываете сейчас? Вам их жалко, сочувствие,

  4. Что помогает пигмеям выживать в нечеловеческих условиях

  5. А хотели бы вы так жить, почему нет?


Оптимисты приводят аргументы: (примерные ответы учеников)

  1. Пигмеи хорошие мастера, используют ресурсы леса,

  2. живут с природой в гармонии, принимают мир таким, как его видят,

  3. считают, что каждое дерево в лесу имеет душу

  4. при рождении ребенка отец сажает дерево в благодарность богу.

Пессимисты:

  1. жизнь пигмеев очень тяжелая,

  2. жить так нельзя, они вынуждены каждый день бороться за выживание,

  3. будущее их мрачно.



Выводы: многие склоняются к тому, что так жить нельзя, (а что делать?) может быть им надо помочь, улучшить их жизнь, приобщить к благам цивилизации?



Я хочу вам рассказать об эксперименте, который проводило правительство государства Заир в 70-е годы 20 века.

В Африке был такой опыт. В 70-е годы в Заире решили «цивилизовать» несколько тысяч пигмеев, живущих по мнению властей, «в тяжелых, нечеловеческих условиях, в нищете и страхе». Но благие намерения едва не обернулись трагедией.

Пигмеи не хотели следовать по пути прогресса, при первом удобном случае убегали в лес. Те, кто оставался в непривычной обстановке болели, многие умирали. В их жизнь ворвались такие болезни как корь, туберкулез, СПИД. Под руками не оказалось лекарств, способных заменить народные средства. Проверенная веками лесная жизнь оказалась неприемлемой в деревнях и городах. Часть пигмеев быстро приобщилась к более легкому образу жизни – паразитизму. Они не хотели работать и учиться, их главным занятием стало выпрашивание денег у туристов. А полученные деньги они тратили на алкоголь, наркотики, вели разгульный образ жизни.

Никто не ожидал, что честные, трудолюбивые пигмеи-охотники вдруг стали сварливыми, аморальными, вороватыми и жуликоватыми. Эти издержки вынудили заирские власти прекратить эксперимент.


К какому выводу мы должны прийти, узнав о результатах эксперимента:

  1. Каждый народ за тысячелетия привык жить по-своему.

  2. Приобщать дикарей к цивилизации нужно очень осторожно. Да и нужно ли это им?

  3. Ведущий передачи «В поисках приключений» М Кожухов закончил одну из своих передач словами: «Вот так они и живут! Попробуйте убедить меня в том, что их жизнь беднее и немее яркая, чем наша»

  4. Есть русская поговорка «Где родился, там и пригодился»


3 этап: Подведение итого урока. Схема рефлексии.


  • О



    цени по 10- бальной шкале:

  1. Выступления «ученых-этнографов» - _______

  2. Работу своей группы - _______

  3. Работу своих оппонентов (другой группы) - ______

  4. Свою работу на уроке - _______

  5. Организацию урока учителем - ________


Поделитесь своим мнением об уроке:

  • На уроке я (узнал, приобрел, смог придумать), и мне захотелось ….

  • На уроке мне удалось (понять, осмыслить, разобраться, систематизировать) и теперь я …

  • Труднее всего мне сегодня было, когда … но все-таки я …;

  • В жизни мне пригодятся полученные знания на уроке для …

4 этап: Домашнее задание.


  1. Подготовить рассказ о пигмеях (репродуктивный уровень)

  2. Прочитать параграф 30 учебника: «Населении Африки». Заполнить таблицу:

Народы Африки

Расы

Расовые признаки

Где живут?


  1. Творческое задание – подготовить рассказ о других африканских народах (зулусах, масаи и др.)























Справочный материал для подготовки к уроку


Кто такие пигмеи?

Пигмеи – это самые низкорослые люди на Земле. Рост взрослых мужчин – 140 см, женщин – 130 см. Название племен происходит от греческого слова «пугмайос» - в переводе на русский язык означает «высотой с локоть». Племена пигмеев живут небольшими группами в экваториальных лесах Африки в бассейне реки Конго. По оценкам ученых их сталось примерно 80 тысяч, а вероятнее всего, значительно меньше.

Пигмеи относятся к негроидной расе. Цвет кожи у пигмеев золотисто-коричневый, светлее, чем у других африканских народов, губы тонкие, нос очень широкий. Одежда пигмеев сводится к набедренной повязке. Люди увешаны амулетами и талисманами, руки унизаны браслетами. Некоторые модницы вдевают в губы деревянные кольца, а в уши серьги, сделанные из свернутых листьев и сучков.

Пигмеи ведут первобытный образ жизни. Они не умеют обрабатывать землю и выращивать полезные растения. Наиболее отсталые пигмеи мбути живут на востоке государства Заир.

Пигмеи очень замкнуты, недоверчивы и пугливы, но расположить их к себе легко: надо быть с ними добрыми. Они это чувствуют. Вождей у пигмеев нет, возвеличивание одного может погубить все племя, привыкшее любое дело решать сообща.

Их стихия – лес, который дает этому народу все необходимое.





Как живут пигмеи?


Пигмеи живут в круглых хижинах, сделанных из веток и листьев. Это жилище временное. Так как пигмеи кочуют с места на место, они оставляют старые жилища, уходят вглубь леса и строят новые дома. Быт их прост и неприхотлив, люди вынуждены каждый день бороться за выживание.

Внутри хижины лежат связанные лианами стволы бамбука, которые заменяют кровать. Вместо подушек - пучки листьев. В одной из хижин, прямо у входа, мы увидели несколько луков, колчаны со стрелами и копья, несколько сосудов, сделанных из тыкв и наполненных диким медом, берестяные деревянные вазы с фруктами. Тарелками служат листья, свернутые в кулек.

Пигмеи умеют высекать огонь их кремния и поддерживают его постоянно. При переходе на другую стоянку они несут с собой тлеющие головешки, завернутые в мокрые листья, потому что высекать огонь очень долго и сложно. В лесу всегда сыро, воздух влажный. Люди по ночам, а иногда и днем греются у костра. Огонь защищает «лесных людей» от диких зверей и спасает от многочисленных насекомых.

При рождении ребенка отец сажает дерево в том месте, где он родился. Так они и растут – деревце и малыш. Мать прикрепляет к запястью младенца браслет с амулетом и поет песню: «Меж деревьев родного леса, леса, который нам дорог, леса, который нам отец, я поймала в сети маленькую, маленькую птичку».








Чем занимаются пигмеи?


Мужчины-пигмеи отличные охотники и очень меткие стрелки, он промышляют охотой на кабанов, антилоп, обезьян и других животных. Отважные смельчаки замахиваются и на слонов, для этого собирается группа до 30 человек.

В июне мужчины идут за медом. Нелегко добраться до ульев, которые находятся на деревьях высотой до 80 метров. Обнаружив рой, люди разводят под деревом костер, наваливая в него сырые ветки и сучья, что бы едким дымом отпугнуть пчел. Тело они намазывают составом, запах которого тоже отпугивает пчел. После этого бортник ловко карабкается на дерево, набирает мед в крупные листья и по лианам спускается вниз. Спустившись, он обязательно кусочек сот бросает через плечо, принося жертву духу дерева и отплясывает «Танец пчел».


Женщины-пигмеи собирают съедобные растения в лесу для всей семьи, готовят еду, делают ткань из коры деревьев, для того, чтобы шить «одежду» жителям всей деревни.

Хижины также строят женщины. Происходит это так. Они чертят палкой круг, по периметру втыкают в землю длинные гибкие ветки. Затем их сгибают и втыкают на противоположной стороне. Ветки покрывают листьями бананов и других растений. Жильцы проникают в дом через крошечное отверстие на коленях или ползком. Если за такой хижиной постоянно ухаживать – убирать сгнившую листву и добавлять свежую, то в хижине всегда будет сухо, хотя ливни в экваториальном лесу идут каждый день.

Во время перехода на другое место, женщины на голове несут большие плетеные корзины, куда складывают съедобные коренья, фрукты, ягоды, насекомых Маленьких детей матери переносят в люльках, которые привязывают к своему телу.

Пигмеи отличные лекари, они используют различные лекарственные растения.



Кому поклоняются пигмеи?


Пигмеиверят в духов. Они поклоняются божеству Комбе - творцу людей и животных. Один старик рассказывал, что Комбе никто и никогда не видел, у него нет тела, он подобен слову, слетающему с языка. Творец незримо витает повсюду. Пигмеи считают, что каждое дерево в лесу имеет живую душу.

Пигмеи уверены, что Комба сотворил человека не для того, чтобы он изменял мир, а чтобы он был частью природы. Они принимают мир таким, как он есть, точнее каким они его видят. Если не удалась охота, пигмеи взывают к помощи божества. Свои неудачи они объясняют колдовством, или нарушением одного из многочисленных запретов. . Дух доброго Комбы наведывается лишь в те деревни, где царит лад. Он лечит людей. Поскольку лес кормит всех, пигмеи не сомневаются в щедрости Комбы. Нельзя нанести большего оскорбления пигмею, чем усомниться в существовании милостивого духа. Пигмеи ценят знания, умения, мудрость.







Словарная работа на уроке




ЭТНОГРАФИЯ – это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов;



ОПТИМИЗМ – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек верит в будущее, в успех.




ПЕССИМИЗМ – Мрачное мироощущение, при котором человек во всем склонен видеть дурное, неприятное.