Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность воспитанников | УУД |
Организационный момент (1 мин.) Цели: создание позитивного эмоционального настроя учеников на урок. | Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! Приветствует учеников, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места | Приветствуют преподавателя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к преподавателю и одноклассникам |
Мотивация, создание проблемной ситуации (4 мин.) Цели: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Постановка проблемной ситуации (Изучая тему «Атмосфера», на всех уроках темы обучающиеся совместно с преподавателем выстраивали схему закономерностей природных явлений в атмосфере. На каждом последующем уроке, схема добавлялась новым явлением, которое изучалось на данном уроке. Данный прием позволял включать новые знания в систему знаний учащихся по данной теме) Ребята! А какую оболочку Земли мы сейчас с вами изучаем? На предыдущих уроках мы с вами составляли схему закономерностей природных явлений, происходящих в атмосфере. Я предлагаю вам ее вспомнить. - Какую форму имеет наша планета? - Влияет ли шарообразная поверхность Земли на угол падения солнечных лучей? - Влияет ли разный угол падения солнечных лучей на степень нагревания земной поверхности? - Влияет ли разная степень нагревания земной поверхности на температуру воздуха? - Разная температура воздуха формирует… (разное атмосферное давление) - Разное атмосферное давление…и далее стоит перед нами вопрос. Этот вопрос соответствует природному явлению, о котором мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке. - Какое это природное явление, я вам предлагаю определить самостоятельно. Но прежде послушайте отрывок из сказки великого русского поэта А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ветер! Ветер! Ты могуч! Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море. Не боишься никого, Кроме бога одного. - Тема нашего урока «Ветер». - Ребята, а что вам известно о ветре? - Вам уже кое-что известно о ветре, на сегодняшнем уроке я вам предлагаю расширить ваши знания об этом могущественном природном явлении. - Итак, что мы с вами сегодня должны изучить? - установить? - определить? | Отвечают на вопросы, объясняют закономерности природных явлений атмосферы. Определяют тему и задачи урока. | Личностные: - формировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний; - формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. Метапредметные: - определять тему урока и ставить учебные задачи под руководством преподавателя; планировать свою деятельность под руководством преподавателя. |
Актуализация знаний (2 мин.) Цели: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | - Чтобы понять природу ветра, я прежде предлагаю вам вспомнить эксперимент, которым мы с вами познакомились на прошлом уроке, когда изучали атмосферное давление. - На весах стоят две пустые колбы, опишите эксперимент, который мы проделали на прошлом уроке. | Воспитанники описывают эксперимент, повторяют понятия, связанные с атмосферным давлением. | Личностные: - формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; |
«Открытие» новых знаний (23 мин.) Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материал.)
| Рассказ учителя с опорой на знания воспитанников а) образование бризов; (воспитанники из отдельных слов и фраз составляют определение «бриз») б) образование муссонов; (воспитанники из отдельных слов и фраз составляют определение «муссон») в) сравнение бризов и муссонов; г) введение понятия «ветер»; (воспитанники самостоятельно выводят понятие «ветер») д) характеристики ветра (сила, скорость, направление); дополнительное сообщение воспитанников о анемометре и флюгере; | Воспитанники отвечают на вопросы преподавателя, опираясь на свои знания, полученные на предыдущих уроках; составляют определения понятий «бриз», «муссон», «ветер»; сравнивают ветра (бриз и муссон); рассказывают о приборах, определяющих силу, скорость и направление ветра (опережающее домашнее задание); находят информацию в учебнике. | Предметные: - представление о ветре и его характеристиках; - уметь объяснять, как формируется ветер, каковы его последствия; - знать: какие бывают виды ветров и как они формируются. |
Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (7 мин.) Цели: включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов. Создание условий для формирования коллективно-групповых отношений в процессе практической деятельности. | Практическая работа (деление класса на 3 группы) - Сейчас, ребята, я вам предлагаю разделиться на три экипажа. Каждый экипаж получает задание. Вам нужно построить график «Розу ветров». 1 экипаж строит «Розу ветров» за сентябрь в городе Севастополе; 2 экипаж – за октябрь; 3 экипаж – за ноябрь. Командиры ваших экипажей будут представлять эти графики. (В приложении дополнительный источник информации: направление ветров в городе Севастополе за сентябрь, октябрь и ноябрь 2016 года.) | Воспитанники в командах выполняют задание. Командиры экипажей демонстрируют классу построенные графики «Роза ветров» и дают анализ повторяемости ветров в городе Севастополе за сентябрь, октябрь и ноябрь 2016 года | Предметные: - уметь строить график повторяемости ветров «Роза ветров»; Личностные: - формировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний; Метапредметные: - ставить учебную задачу под руководством преподавателя; планировать свою деятельность под руководством преподавателя; - выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывать общее решение; |
Применение нового знания (4 мин.) Цели: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала; установить степень усвоения обучения учебного материала; отработка навыка работы в группах; применение новых знаний в практической деятельности | - Что называется ветром? - Что является главной причиной образования ветра? - Продолжите предложение – Чем больше разница атмосферного давления, тем сильнее ветер. - Мы с вами изучили ветер в теории. Сейчас, я вам предлагаю применить наши знания на практике. (опыт со свечой) | Воспитанники отвечают на вопросы преподавателя, опираясь на знания, полученные на уроке. | Личностные: - понимать роль и значение географических знаний; - формировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний; - формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; - развитие у воспитанников интереса к предмету «География», развитие образного мышления. |
Рефлексия (3 мин.) Цели: самооценка результатов собственной учебной деятельности. | - А теперь вернемся к нашей схеме закономерностей природных явлений в атмосфере. - Разное атмосферное давление способствует образованию…(ветра). - Вспомните, какие задачи сегодня стояли перед вами? - Что вы узнали нового? - Что вас удивило? - Что вызвало затруднения? | Определяют степень соответствия поставленным задачам и результатов деятельности; называют тему и задачи урока; отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока. | Личностные: - понимать роль и значение географических знаний; - умение оценивать свои возможности восприятия новых знаний. |
Домашнее задание (1 мин.) Цели: обеспечить понимание кадетами цели, содержания и способов выполнения д/з. | Преподаватель комментирует домашнее задание Стр.111-113, отвечать на вопросы стр. 113, подготовить дополнительное сообщение об одном из ветров: пассаты, бора, фен, самум (по выбору) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей | Личностные УУД: формирование умения самостоятельно корректировать свою работу |