СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии в 7 классе на тему: "Природные зоны Южной Америки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Южная  Америка – материк рекордов не только в мире не живой природы, но и в мире живой природы..

  • Проживает самая маленькая птичка – колибри (вес – 1,6-1,8 г ,длина 5,5 см).
  • Самый большой грызун – водосвинка-капибара (вес до 50 кг, длина до 1 мета).
  • Самая большая в мире змея – анаконда (достигает длины8,5 метров и весит 230 кг).
  • Самое большое водное растение – виктория Регия (диаметр листьев достигаем 2 метров).
  • Самое медленное млекопитающее – ленивец  (скорость его передвижения – 2 м в минуту).
  • Самый большой паук – птицеед (достигает в длину – 28 см).
  • Самые маленькие в мире обезьянки – карликовые игрунки (50-75 г и до 30 см в длину).
  • Птица гоацин – единственная птица, чьи птенцы имеют по 2 пальца на концах крыльев).

И еще много-много чудесных растений и животных можно встретить на этом материке. И сегодня нам предстоит познакомиться с ними.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии в 7 классе на тему: "Природные зоны Южной Америки"»

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ, 7 КЛАСС

ТЕМА: ЮЖНАЯ АМЕРИКА

13.02.2017


УРОК № 36

ТЕМА УРОКА: Природные зоны Южной Америки.

ТИП УРОКА: комбинированный урок.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Сформировать представление об особенностях размещения природных зон материка, растительном и животном мире.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Сформировать знания учащихся о своеобразии природных зон Южной Америки, особенностях размещения их на материке.

  2. Познакомить с изменением природы материка под влиянием человека.

  3. Совершенствовать умение сравнивать, обобщать, использовать картографические материалы в качестве источника географической информации.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  1. Продолжить развивать умение работать с картой.

  2. Развивать логическое и творческое мышление.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Воспитывать бережное отношение и любовь к прирподе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Физическая карта мира.

  2. Карта климатических поясов.

  3. Климатическая карта Южной Америки.

  4. Атласы.

  5. Учебники.

  6. Инструктивные карточки и опорные конспекты.

  7. Презентация «Природные зоны Южной Америки»

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  1. Беседа с опорой на имеющиеся знания.

  2. Работа с картами и текстом учебника.

ПОВТОРЕНИЕ:

1. География, 6 класс. Понятие о природной зоне, как крупном природном комплексе. Широтная зональность и высотная поясность.2.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

Проверка готовности класса к уроку, выяснение отсутствующих на уроке и причин их отсутствия.

  1. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ:

  1. Проверка усвоения знаний (Фронтальный опрос):

  • Что можно сказать об обеспеченности Южной Америки внутренними водами?

  • Какая самая полноводная река мира протекает по территории Южной Америки? Что вы о ней можете рассказать?

  • Какие еще реки есть на материке?

  • Как зависит характер течения рек от рельефа местности?

  • Как зависит питание и режим рек от климата?

  • Что можно сказать об озерах материка?

  • Есть ли на материке ледники и где?

  1. Работа по карточкам «Географические задачи»:

Индивидуальная работа по решению задач (карточки прилагаются).

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Вводное слово учителя для развития интереса к изучаемой теме (Беседа) с использованием слайдов 2-10:

Южная Америка – материк рекордов не только в мире не живой природы, но и в мире живой природы..

  • Проживает самая маленькая птичка – колибри (вес – 1,6-1,8 г ,длина 5,5 см).

  • Самый большой грызун – водосвинка-капибара (вес до 50 кг, длина до 1 мета).

  • Самая большая в мире змея – анаконда (достигает длины8,5 метров и весит 230 кг).

  • Самое большое водное растение – виктория Регия (диаметр листьев достигаем 2 метров).

  • Самое медленное млекопитающее – ленивец (скорость его передвижения – 2 м в минуту).

  • Самый большой паук – птицеед (достигает в длину – 28 см).

  • Самые маленькие в мире обезьянки – карликовые игрунки (50-75 г и до 30 см в длину).

  • Птица гоацин – единственная птица, чьи птенцы имеют по 2 пальца на концах крыльев).

И еще много-много чудесных растений и животных можно встретить на этом материке. И сегодня нам предстоит познакомиться с ними.

  1. Особенности органического мира Южной Америки (Беседа с целью актуализации знаний с использованием слайдов 11-12):

  • Мы с вами уже хорошо усвоили, что Южная Америка – самый какой материк? (Влажный).

  • Южная Америка так же самый зеленый материк. Почему? (Обилие тепла и влаги способствует бурному развитию растительности).

  • Южная Америка выделяется среди других материков своеобразием растительного и животного мира. На материке много растений и животных – эндемиков. Кто помнит, что такое эндемики? (Это растения и животные, имеющие очень ограниченный ареал обитания).

  • На каком материке из тех, которые мы с вами изучили, так же много эндемиков? (Австралия)

  • Почему? (на очень рано отделилась от Гондваны и долгое время жила изолированно. На ней сохранились очень древние виды растений и животных).

  • А как вы думаете, почему в Южной Америке так же много эндемиков? (Она так же давно отделилась от Гондваны).

  • А теперь давайте посмотрим на карту природных зон материка. Какие природные зоны есть в Южной Америке? (Учащиеся перечисляют природные зоны).

  • С какими из них мы с вами уже знакомились на других материках? (С влажными экваториальными лесами в Африке, саваннами и пустынями в Африке и в Австралии).

  • А с какой природной зоной мы познакомимся впервые? (С природной зоной субтропических степей).

  1. Характеристика влажных экваториальных и переменно-влажных лесов Южной Америки (Рассказ учителя с элементами беседы с целью актуализации знаний с использованием слайдов 13-24):

  • Давайте попробуем охарактеризовать географическое положение данной природной зоны, используя карту природных зон. (Расположены по обе стороны от экватора на Амазонской низменности).

  • В какую природную зону они переходят? ( В переменно-влажные леса).

  • Кто может по климатической карте дать характеристику климата? (Температуры января и июля +24⁰, количество осадков от 2000 до 3000, а местами более 3000 мм в год)

  • Какой вывод о климате можно сделать? (Обилие тепла и влаги).

  • А почему? (Экваториальные леса расположены в экваториальном климатическом поясе).

В Южной Америке Влажные экваториальные леса называют сельва. А Александр Гумбольдт их назвал гилеи. По площади и разнообразию живых организмов лесам Амазонской сельве нет равных в мире. Здесь растет более 2000 видов деревьев. Поэтому эту зону часто называют «легкими» планеты.

  • Вспомните, что характерно для растительности влажного экваториального леса? (Многоярусная растительность, деревья оплетены лианами, есть растения-эпифиты, во влажном экваториальном лесу всегда сумрачно из-за недостатка света, поэтому травянистая растительность здесь слабо развита).).

Польский ученый и писатель А. Фидлер так описал сельву: «Человек, попавший в эти леса, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда, слепленный их сказочными богатствами, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства он, наконец, удирает из этого «зеленого ада».

В сельве очень много ценных пород деревьев: гевея бразильская, красное дерево, хинное дерево, бальса – дерево с очень легкой древесиной, какао, сейба, дынное дерево.

Особенно богат животный мир сельвы. Ее обитателями являются анаконда, водосвинка-капибара, здесь обитает много тапиров, обитающих около воды. На деревьях можно увидеть обезьян (ревунов и капуцинов), ленивцев. Сельва – край птиц и насекомых. Здесь можно увидеть бабочек размером с птиц и самых маленьких птиц – колибри. Здесь много попугаев. Встречается хищная птица – гарпия.

  • А чем отличаются и почему переменно-влажные леса? (Они расположены в субэкваториальном поясе, поэтому осадки здесь характерны не весь год, а только в летнее время).

Знамениты растущим здесь деревом араукарией (хвойное дерево, достигающее большой высоты)и парагвайским чаем, из листьев которого приготовляют тонизирующий напиток

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

  1. Беседа по вопросам конкурса эрудитов (Слайд 37):

Южная Америка – материк рекордов. Со многими из них мы уже познакомились на предыдущих уроках. С некоторыми из рекордов познакомились сегодня на уроке. Назовите основных рекордсменов материка.

  1. Самое большое водное растение, диаметр листьев которого достигает 2 м.

  2. Самая маленькая птица.

  3. Самый большой паук, достигающий в длину 28 см.

  4. Самая большая змея, достигающая длины 8,5 м.

  5. Самая маленькая обезьяна (до 30 см в длину.

  6. Самый большой грызун (весом до 50-75 кг и длиной до 1 метра).

  7. Самое медленное млекопитающее (скорость его передвижения 2,5 м/мин).

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. §41-42, устно ответить на вопросы в конце учебника

  2. Для желающих кроссворд на тему «Растительный и животный мир Южной Америки.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Крылова О. В. Материки и океаны. Москва, «Просвещение», 2002 год.

  2. Елисеева Р. М. География материков и океанов. Практическое пособие. «Издат-школа», Москва, 1997 год.

  3. В. И. Евдокимов. Сборник заданий и упражнений по географии. Москва, «Экзамен», 2009 год.