СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории для учащихся с умственной отсталостью "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории Отечества для учащихся с умственной отсталостью адаптивных школ

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории для учащихся с умственной отсталостью "Блокада Ленинграда"»

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Шербакульская адаптивная школа-интернат»











Урок истории в 9 классе

«Блокада Ленинграда»


(для обучающихся с умственной отсталостью)









Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна

учитель
















р.п. Шербакуль, 2019 г.



Тема. Блокада Ленинграда.

Цель.  Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Образовательная: объяснить понятие «блокада»; разъяснить цели фашистов; познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры стойкости и мужества ленинградцев; дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.


Коррекционная: развивать умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.

Воспитательная: объяснить, почему в обществе бережено охраняется традиция посещать кладбища, сохранять могилы героев .


Формирование базовых учебных действий:

Личностные: формирование гражданской идентичности, осознания себя, как гражданина России.

Регулятивные: умение ставить цели и достигать их, определять последовательность действий для решения поставленной проблемы,участвовать в диалоге.

Коммуникативные: умение сотрудничать, слушать, умение выражать свои мысли, уметь убеждать.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию, уметь работать с ней, владеть навыками проектно-исследовательской деятельности.



Основные термины и понятия: блокада.



Оборудование и материалы:  презентация «Блокада Ленинграда», карта Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», отрывок видеофильма «Блокада Ленинграда», таблица «Главные битвы война».



Ход урока

I. Организационный момент.

1. Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас!

Поднимите руку те, кто пришёл на урок с хорошим настроением, кому нравится принимать активное участие в уроке?

Хлопните в ладоши те, кто желает решать проблемы совместно, сотрудничать в группе.

Пожмите друг другу руку, пожелайте своему соседу удачи на уроке.

Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку.

2. Лист самооценки

В ходе урока мы будем работать все вместе, в группах и парах, выполнять работу индивидуально. И как всегда будем работать с листами самооценки, а значит формировать навык самоконтроля. У каждого из вас на столе лежит лист самооценки, который вы должны заполнять в течение всего урока.

Повторение

Проверка домашнего задания

Работа с «лентой времени»

Работа с текстом, учебником, словариком

Работа в парах (тест)

Работа по карточке «Восстановить предложение»

Оценка за урок








3 балла – задание выполнено правильно, без ошибок, работал самостоятельно.

2 балла – задание выполнено с одной ошибкой, требовалась небольшая помощь учителя.

1 балл – при выполнении задания допустил много ошибок, учитель часто помогал.

Оценка: «5» -17-18 баллов, «4» -10-16 баллов, «3» -6-9 баллов



-Для того чтобы получить хорошую оценку нужно хорошо поработать на уроке, помогать друг другу, внимательно меня слушать, и все будет хорошо и только хорошие оценки.

II Проверка д/з

Какую тему изучали на предыдущем уроке?

Одни учащиеся выполняют тесты, с другими учитель проводит фронтальный опрос.

1.Кто возглавлял Государственный Комитет Обороны и ставку Верховного

главнокомандующего с июня 1941 года?

2.Почему нужно было эвакуировать воздушные предприятия?

3.Какие виды оружия были созданы учеными и инженерами?

4.Почему так самоотверженно работали люди?

5. Какую продукцию выпускали на заводах Орловской области в первые месяцы войны?

История нашей страны показывает, что в различные годы, на разных этапах развития от того, кто стоит у власти, и особенно в минуты испытаний, зависит жизнь всех граждан государства. Благодаря руководству военачальников, советским маршалам и генералам, героизму и мужеству советских людей в ожесточенных боях советские воины отстояли Москву.



II. Целеполагание.

Мы сегодня продолжаем изучать раздел «СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» ».

1. Введение в тему. Создание проблемной ситуации

Девиз урока:

Только помня уроки истории,
Мы можем уверенно
Смотреть в будущее.



Сегодня на уроке вспомним…(о событиях Великой Отечественной войны).

Мы узнаем… (о том, что такое блокада, «Дорога жизни»)

Мы запомним…(о мужестве и стойкости ленинградцев во время блокады города).



III. Изучение нового материала

Я сейчас ребята прочитаю вам стихотворение

Я говорю…

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Автор: Ольга Берггольц

Есть в истории Великой Отечественной войны особые события, одним из них является  блокада Ленинграда, вписанная в историю 900000 погибшими от холода, голода, артобстрелов ленинградцев. И сегодня, на нашем уроке, ребята мы попробуем  с вами окунуться в те страшные дни, но в, то, же время наполненные героизмом, огромным терпением жителей города.  Каждый день прожитый жителями Ленинграда заслуживает огромного уважения и преклонения. 

Сегодня мы с вами постараемся определить, в чем состоял подвиг жителей блокадного Ленинграда?

Гитлер поставил перед своей армией цель: захватить и уничтожить город.

В Ленинграде находились:

Крупнейшие военные предприятия

Крупнейший морской порт

Огромное количество архитектурных памятников

В великолепных дворцах произведения искусства (слайд 4)

Город несколько веков - столица Российского государства. При каком царе был заложен город?

И как называется город сейчас? ( Санкт- Петербург)

Гордость Советской страны.

Поэтому Гитлер его и хотел разрушить.

В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к городу. Советские войска отступили за р. Неву и Ладожское озеро.

Ленинград оказался в кольце окружения. Началась блокада

Блокада - окружение города со всех сторон (выполняется словарная работа) дороги захвачены фашистами. Самолеты бомбили город, артиллерия обстреливала (слайд 6)

За город шли кровопролитные бои, т. к. немцы пытались прорваться в город. Но город продолжал сопротивление и стоял на смерть. Все от мала до велика встали на защиту города. Связь с городом только по Ладожскому озеру.

Когда фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором (Истощение всех сил и средств, голод. )

Для города начались поистине тяжелейшие дни. Но люди продолжали работать.

Продолжали работать заводы и фабрики, прочитать указанный абзац.

Стр. 184 5 и 6 абзац.

Чтение текста из учебника

Жители получали по карточкам так мало хлеба, что люди начали умирать.

В ноябре 1941 года была установлена самая низкая норма хлеба: 250 гр. – рабочим, 125 – остальным (самая низкая норма).

И мне хочется показать вам вот эти 150 грамм

Другие продукты по карточкам практически не выдавались.

Проблемный вопрос?

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле.
Страшней и радостней дороги» – писала в “Ленинградской поэме” Ольга Берггольц.

Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив ещё

- О какой «дороге жизни» идет речь?



Ребята, какие у вас есть версии предположения решения проблемы. (Учитель выслушивает ответы детей и фиксирует их на доске).

 Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро. Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало. Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”. 



5.Мотивация

-Ребята, как вы думаете, для чего мы с вами изучаем эту тему? (ответы учащихся).

- Совершенно верно, в Отечественной истории есть такие события, которые должен знать каждый человек. К таким событиям, безусловно, относится и блокада Ленинграда.

Групповая работа (складывают кластер на доске)

1группа  причины блокады Ленинграда .

  1. Крупнейшие военные предприятия

  2. Крупнейший морской порт

  3. Огромное количество архитектурных памятников

  4. В великолепных дворцах произведения искусства

2 группа – итоги блокады Ленинграда.

1.Тысячи людей погибли

2.Десятки зданий и дворцов разрушены немецкой авиацией

3.Люди умирали от голода прямо на улицах

4. Помогли выжить мужество и стойкость ленинградцев

(Взаимопроверка)



Инд. задание (посчитать, сколько лет городу Санкт-Петербургу)?= 316 лет

Сколько это веков? (работа с лентой времени)

-Оценивание в листах самооценки.

12 января 1943 года ленинградский фронт перешел в наступление. С востока наступали части Волховского фронта. 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточенных боев за каждый метр ленинградской земли соединились и прорвали блокаду!

 Говорит ЛЕНИНГРАД! Говорит ЛЕНИНГРАД! БЛОКАДА ПРОРВАНА!!!!!

В 1943 году фашисты сбросили на Ленинград более 3 тыс. бомб, выпустили по нему около 67 тыс. снарядов. Ленинград знал, что выстоял, знал, что победил.

Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады.



Ответ на проблемный вопрос.

В блокаду, только по официальным данным, от голода умерли 641 тысяча горожан (по другим подсчетам их было 850 тысяч человек), около 17 тысяч человек погибли от бомбежек и обстрелов. К январю 1944 года население города сократилось до 560 тысяч человек.

За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание "Город-герой". 



Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированное задание)



_______ продолжалась блокада Ленинграда. Продукты к осадному городу подвозили через ____________________________. Эту дорогу назвали ____________________________.



Слова для справок: 900 дней, Ладожское озеро, «дорога жизни».

Проверка (слайд). Оценивание.

Тест.

1.Исключи лишнее.

Организацией и разработкой операции по прорыву блокады Ленинграда руководили:

  1. Тимошенко С.К.

  2. .Жуков Г.К.

  3. Ворошилов К.Е. Г)Буденный СМ.



2. Из чего пекли ленинградский хлеб:

1. Мука высшего сорта

2. Мука с большими добавками жмыха



3. Каким путем доставляли основную часть продовольствия в блокадный Ленинград:

  1. железнодорожным транспортом Б) авиацией

  2. по льду и воде Ладожского озера на грузовиках и кораблях.



IV. Итог

Беседа по вопросам:

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что вы узнали нового на уроке?

(Ответы детей)

Сегодня на уроке мы вспомнили…

Основные события Великой Отечественной войны.

Узнали…

Что население всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда.

Запомнили…

Новые слова, узнали их значение.

- Как вы считаете, справились с той проблемой, которую ставили перед собой?

2.Самооценивание, оценка учителя

-Урок подошёл к концу. Спасибо за работу. И я хотела бы узнать, как вы оценили свою работу на уроке.

3. Домашнее задание.

- стр. 183-187, зарисовать схему на стр. 186.

4. Рефлексия.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.







Использованная литература:
1. История России: учебник для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.
2. Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2004 г.