СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить особенности древнегреческого воспитания и образования, познакомить учащихся с развитием греческой науки, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов;

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории Древнего мира в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе.

К учебнику «История Древнего мира. 5 класс» А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой.

Тема: «В афинских школах и гимнасиях»

Учитель Пашкина Г.А.

Цель урока: изучить особенности древнегреческого воспитания и образования, познакомить учащихся с развитием греческой науки, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов;

Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ;

Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Оборудование: карта «Древняя Греция», карточки-задания, листы с понятиями (педагог, красноречие, стиль, палестра, гимнасии); греческий алфавит; изображение греческих чисел.

План урока:

1.проверка домашнего задания.

2. обучение и воспитание в Древних Афинах.

3.решение исторических задач.

4.тест.

5. подведение итогов урока, домашнее задание.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «В городе богини Афины».

Работа в рабочих тетрадях: задание №39. Описание Древних Афин. Рассмотрите рисунок и заполните пропуски в тексте.



Показать на карте местоположение Афин.

  1. Переход к изучению новой темы.

На предыдущих уроках мы уже получили некоторые знания о культуре древних греков. Например, как проходили Олимпийские игры, что ценили греки ( из мифов, поэм «Илиада» и «Одиссея»), какая система воспитания существовала в Спарте. Однако многое о культуре греков нам ещё предстоит узнать. И так, продолжаем знакомство с культурой древних греков.

  1. Изучение новой темы.

Работа по группам. Для работы у каждой группы есть учебник, дополнительная литература и карточка-задание.

Карточка-задание для группы №1. (Школа)

  1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом).

  • Учебник ,параграф 38, пункты 1 и 2.

  • Документ «В афинской школе».

  1. Подготовьте небольшой рассказ по теме «Чему учили и как воспитывали детей в Древней Греции».

Карточка-задание для группы №2. (палестра)

  1. Внимательно изучите материал пар. 38 пункт 3.

  2. Рассмотрите иллюстрацию «В палестре» на стр.174., «Дискобол» на стр.174 и «Копьеносец» на стр. 175.

  3. Составьте рассказ по плану:

- с какого возраста мальчики посещали палестру?

-чем занимались в палестре?

-как проходили занятия в палестре?

-кто такие Мирон и Поликлет? Что они создали?

- что стремились показать скульпторы в своих работах?







Карточка-задание для группы №3 (гимнасии)

  1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом).

  • Учебник пар.38 пункт 4

  • Документ «Разные взгляды греческих ученых на природу человека» на стр.175.

  1. Подготовьте небольшой рассказ по теме «Кого и чему учили в гимнасиях».

Обсуждение работы групп и работа с новыми понятиями.

  1. Физминутка.

  2. Решение исторических задач.

  • Как по- гречески называется наука о прошлом, которую мы с вами изучаем?

Пользуясь греческим алфавитом, можно записать её название (показ карточки с названием).

Пользуясь греческим алфавитом, запишите свои имена. Сложно ли вам было это сделать? Почему?

  • А теперь давайте посчитаем. Числа греки обозначали буквами со специальным значком, который назывался «титло». Используя древнегреческие обозначения чисел, решите задачу. Деметриос шалил на уроке и получил 8 ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан 4 ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?

  • Среди развлечений греков была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов-загадок. Попытайтесь их разгадать.

- Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе.

-Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз.

-не говори ничего и ты выразишь мое имя; но, если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо! Ты выразишь меня.

  • Многие поговорки греческого происхождения дошли до нашего времени. Продолжите поговорки и объясните их смысл: «Из мухи делают ….(слона)», «Рука руку …..(моет)», «Родами мучилась гора – родила ….(мышь)».

  • Работа с документом на стр.173 учебника. На что жалуется мать ученика? О чем она просит учителя?

  1. Закрепление.

Тест.

  1. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы, называлась:

А) тростниковым пером

Б) кисточкой

В) стилем

Г) писалом.

2. С 12 лет мальчики посещали школу для занятий гимнастикой – борьбой, бегом, метанием копья и диска, прыжками, называемую:

А) Академией

Б) палестрой

В) лицеем

Г) Музеем.

3. В Афинских школах обучались

А) все дети жителей города

Б) сыновья афинских граждан

В) Дочери афинских граждан

Г) сыновья и дочери афинских граждан.

4. Места в Афинах, где взрослые греки проводили свободное время и обучались красноречию, назывались:

А) лицеями

Б) гимнасиями

В) Музеями

Г) палестрами.

5. Афиняне ставили своей целью воспитать из мальчика:

А) бесстрашного воина

Б) всесторонне развитого гражданина

В) хитроумного купца

Г) отважного мореплавателя.

6. В 5 веке до н.э. для письма школьники Афин использовали:

А) бумагу

Б) папирус

В) пергамент

Г) дощечки с воском.

7. греческая письменность была составлена на основе:

А) китайской иероглифики

Б) финикийского алфавита

В) клинописи междуречья

Г) египетской иероглифики.

8. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:

А) согласные звуки

Б) короткие односложные слова

В) гласные звуки

Г) гласные и согласные звуки.

После выполнения теста проводится взаимопроверка.

  1. Итог урока.

Оценивание. Домашнее задание пар. 38 задание 3 письменно.