План урока
Тема: Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
План урока:
Москва – центр объединение северо-восточных русских земель. Личность Дмитрия Донского
Русь готовиться к борьбе за свободу
Поход Мамая на Русь
На поле Куликовом. Личность Сергия Радонежского
Значение Куликовской битвы
Цели урока:
Образовательная: формировать представления учащихся о значении Куликовской битвы в истории Руси, о подготовке и ходе сражения, роли московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей
Развивающая: развитие умения анализировать исторический источник, выделять главное, делать выводы, работать с исторической картой, определять последовательность событий, связанных с эпохой борьбы с монголо-татарскими захватчиками
Воспитательная: формирование у учащихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, Показать роль Русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле
Задачи урока: актуализировать полученные знания, связанные с темой урока, организовать применение учащимися знаний и умений на практике при работе с картой и схемой, раскрыть величие подвига русского народа
Тип урока:
Изучение нового материала
Метод обучения: словесный – беседа, объяснение, рассказ; наглядный - работа с книгой
Основные понятия: тактика, рать, манёвр
Личность: Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Пересвет, Ослябя, Челубей, Тохтамыш.
Оборудование: учебник: История России. 6 класс Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2. [Н. М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016. – 127 с. : ил., карт. – ISBN 978-5 09-037941- 0
Список литературы:
История России. 6 класс. Поурочные планы к уч. Арсентьева Н.М., Данилова А.А. и др. 2-е изд. - М.: 2017. - 317 с.
История России. 6 класс. Поурочные рекомендации. Журавлева О.Н. М.: 2015. - 192 с.
Структура урока:
1.Организационный момент, ознакомление с темой урока, постановка целей и задач
2.Активизация мыслительной деятельности учащихся
3. Изложение нового материала
4.Первичное закрепление изученного материала
5.Подведение итогов урока и постановка домашнего задания
Ход урока:
Организационный момент, ознакомление с темой урока, постановка целей и задач (3 мин.)
Здравствуйте, ребята. Все ли сегодня присутствую на уроке?
На прошлом уроке мы с вами выяснили, каким образом началось объединение русских земель вокруг Москвы. Ознакомились с правлением князя Ивана Калиты и его деятельностью по усилению Московского княжества. Тем самым выявили те причины, которые повлияли на возвышение Москвы
Для рассмотрения новой темы, нам необходимо вспомнить основные этапы изучения материала прошлого урока.
2.Активизация мыслительной деятельности учащихся ( 5 мин.)
Вопросы по изученной теме задаются учащимся выборочно по журналу
а) В чем заключалась главная цель московских князей?
(Московское княжество занимало небольшую территорию, поэтому главной целью московских князей стало расширение своих владений – с. 1594 (показать на карте):Даниил: у рязанского князя – Коломну и Переяславское княжество;Юрий: у смоленских князей – Можайск)
б) Как произошло возвышение Москвы при Иване Калите?
(Иван Калита правил с 1325 по 1340 г.г. В период его правления происходит возвышение Московского княжества. Для усиления своего владения Калита стремился использовать Орду. Когда в 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против ордынских баскаков, Иван Калита помог хану Узбеку в подавлении восстания и получил ярлык на великое владимирское княжение, а также право сбора дани для Орды со всех русских земель.
Калита старался поддерживать хорошие отношения с Золотой Ордой: исправно платил дань, щедро одаривал хана и его жен, всегда сохранял учтивость и покорность в общении с ханом.
Также Калита покупал земли в соседних княжествах, создавая московские опорные пункты в чужих землях.
При Иване Калите Московское княжество становится сильнейшим на Руси. Значительно расширяется территория Московского княжества)
3. Изложение нового материала ( 20 мин.)
Рассказ учителя
Политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами. Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также и в духовный центр русских земель».
Сегодня на уроке мы познакомимся с внуком Ивана Калиты – Дмитрием. Сильным и смелым князем, который продолжил славное дело своего деда по объединению русских княжеств. Также Дмитрием было нанесено первое крупное поражение Орде в битве на Куликовом поле.
Москва – центр объединение северо-восточных русских земель
В 1359 году великим князем московским стал девятилетний Дмитрий Иванович.
Запись в тетрадях:
1359-1389 гг. – правление Дмитрия Донского.
Нижегородский князь воспользовался ситуацией и завладел ярлыком на великое владимирское княжение. Митрополит Алексий, от имени 9-летнего Дмитрия управлявший Москвой, при поддержке московских бояр добился возвращения ярлыка в Москву. Это событие произошло в 1362 году. Дмитрий Иванович продолжил политику своего деда Ивана Калиты по собиранию (т.е. объединению) русских земель вокруг Москвы. В 1371 году Дмитрий Иванович решил устранить своего давнего соперника и отправился с ратью на Тверь. Он осадил Тверь. Тверской князь Михаил признал поражение и объявил себя «малодшим братом» Дмитрия. Кроме того пообещали друг другу в случае войны с Ордой действовать вместе.
Русь готовиться к борьбе за свободу
В рассматриваемы нами годы в Орде происходят изменения. Давайте мы с вами выясним, что случилось с Золотой Ордой? Открываем учебники на странице 50, пункт 2 «Русь готовиться к борьбе за свободу»
Работа с учебником: чтение учебника История России. 6 класс Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2. под ред. А.В. Торкунова стр.50 пункт второй «Русь готовиться к борьбе за свободу».
Вопросы к учащимся после изучения пункта 2:
а) Что стало наиболее частым явлением среди ханов Золотой Орды?
С 50-х гг.15вв. в Орде начались усобицы.
б) На какие две части распалась Золотая Орда?
Западную и Восточную
в) Как вы считаете, для Руси распад Орды на две части сыграл положительную или отрицательную роль?
Положительная роль т.к. способствовало усилению Московского княжества. Московское княжество, которое позволяет себе под предлогом, что некому-де платить, вести себя крайне независимо
Поход Мамая на Русь
Как мы выделили с вами ранее, в этот период Орду продолжали сотрясать внутренние усобицы. Фактическая власть принадлежала темнику (военачальнику) Мамаю. Но он не имел права на престол, т.к. не был потомком Чингисхана. Он обратился за помощью к московскому князю. Получив отказ, Мамай направил на Русь войско, разбитое на реке Воже.
Запишите в тетрадях:
11 августа 1378 г. – победа Дмитрия Ивановича над ордынцами на реке Воже.
Впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении. В довершение всего Дмитрий отказался выплачивать дань Орде. Мамай не мог смириться с поражением, и обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.
На поле Куликовом. Личность Сергия Радонежского
Огромную поддержку московскому князю оказала Русская Православная Церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь и получил благословение на борьбу с Ордой у Сергия Радонежского. Сергий отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Ослябю.
Работа с учебником.
Обратимся к картине А.Н. Новоскольцева «Дмитрий Иванович получает благословение у Сергия Радонежского» страница 51 учебника История России. 6 класс Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2. под ред. А.В. Торкунова
Князь Дмитрий Иванович принял смелое решение идти навстречу мамаевской рати и стал ускоренно продвигаться к Дону.
6 сентября 1380 года русское войско подошло к Дону. На военном совете мнения русских разделились: переправляться через реку или нет? Согласно летописям, русские князья решили перейти Дон, чтобы отрезать себе путь к отступлению. Значит, оставалось или погибнуть, или победить. Было решено принять бой на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы.
Работа с картосхемой на странице 53 учебника История России. 6 класс Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2. под ред. А.В. Торкунова
Ребята, откройте страницу 53, найдите схему Куликовской битвы.
Дмитрий расположил свои войска следующим образом: в центре – большой полк, впереди – передовой полк, по фалангам – полки правой и левой руки, за полком левой руки, в лесу – засадный полк. Сам князь, переодевшись в доспехи простого ратника, встал во главе большого полка.
Утром, 8 сентября 1380 года на Куликовом поле началось сражение.
Запишите в тетрадях:
8 сентября 1380 года – Куликовская битва.
Современники назвали Куликовскую битву «Мамаевым побоищем», а Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрием Донским.
Значение Куликовской битвы
«Была на Руси радость великая – говорится в летописи, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону». Восемь дней хоронили погибших воинов, русское войско понесло огромные потери, поэтому Дмитрий оказался не в состоянии освободить Русь от ига ордынцев. Через два года (в 1382 году) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области. Москва, Владимир и другие города подверглись разорению. Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную войну с Ордой, пошел на уступки: снова возобновил выплату дани. И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение.
Давайте мы с вами подумаем, в чем заключается значение Куликовской битвы?
Ответы учащихся корректируются, и записываются в тетрадь
-Русский народ поверил в свои силы
-Возрос авторитет Москвы
-Ускорился процесс объединения русских земель
-Укрепилась вера в неизбежное падение ордынского владычества
-Золотая Орда стала избегать открытых сражений с русскими
Первичное закрепление изученного материала (7 мин.)
Московское княжество при Дмитрии Донском еще более укрепило свои позиции в Северо-Восточной Руси. Победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Отныне русские могли помнить о своих победах над монголами, они знали, что победить их вполне возможно. Отныне мысль о необходимости окончательного свержения ига стала одной из главных идей развивающегося самосознания русских.
Вопросы учащимся:
а) Когда произошла Куликовская битва?
б) В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?
в) Каковы итоги Куликовской битвы
5.Подведение итогов урока и постановка домашнего задания (5 мин.)
Выставление оценок за работу на уроке
& 21 – прочитать, изучить документы на стр. 56 (учебника История России. 6 класс. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2. под ред. А.В. Торкунова), ответить на вопросы к документу письменно.