Целикина Л.Ф.
Секция « Формы и методы организации современного урока»
Урок по истории нового времени в 8 классе по теме
«Великобритания: путь к величию и процветанию в первой половине 19 века»
Цель урока – создать представление о многообразии факторов, определивших превращение Великобритании в промышленную державу и мировую метрополию. Для достижения цели потребуется проанализировать процессы экономической и политической модернизации, оценить способы разрешения социальных противоречий. Предстоит самостоятельно работать с информацией из параграфа и формулировать выводы.
Вы должны получить ответы на такие вопросы
Каковы результаты борьбы рабочего класса с парламентом
Успехи экономики
Результаты эксплуатации колоний
Английские рабочие считали парламент чудодейственным средством, которое может избавить их от лишений и тягот.
Нам бы в палату общин выбрать побольше мужчин,
Будут они депутаты и станут решать задачи
Улучшить наше положенье, иначе в обществе произойдёт волненье.
Определите, что мешало рабочим Англии осуществить свои замыслы. Обратитесь к тексту на странице 98. Ответ учащихся: ограниченное избирательное право, высокий имущественный ценз, из 20 млн населения в выборах принимало участие 160 тыс. человек.
Понятно, почему рабочие вступают в борьбу. С 1838 года тред-юнионы начинают борьбу за всеобщее избирательное право для мужчин. Движение получило название «чартизм» (грамота). По всей стране собирались подписи в поддержку петиции. Бумаги помещались в огромный ящик, который с большим трудом дотащили по ступенькам парламента. Подписей собрали от 5 млн человек. Троекратно в 1839, 1842, 1848 годах палата общин отвергала требования чартистов.
Что же такого крамольного оказалось в требованиях чартистов? Обратитесь к чтению извлечения из петиции на странице 101. Вы в роли депутатов, которые опровергают требования чартистов и лишь один из вас выступит в их поддержку.
Тем не менее господа депутаты не могли проигнорировать выступления чартистов, понимая неизбежность реформ, разработали законопроект по рабочему вопросу. В ходе работы над текстом (стр.100 абзац 1) сформулируйте основные положения реформы, за которую чартисты боролись 10 лет. Учащиеся готовят ответ ( рабочий день сокращён до 10 часов, ограничен детский труд, повышена зарплата квалифицированным рабочим, мужчины получили избирательное право).
Никто не даст нам освобожденья.
Пока не появилось парламента решенье
И тред-юнионов сила и размах.
Чартистов носим на руках.
Итак, каковы итоги борьбы рабочего класса с парламентом? - Ваши мнения.
Вторая задача для решения - каких успехов достигла экономика.
Путь борьбы рабочего класса за справедливое отношение к трудящимся оказался нелёгким делом. Но он принёс свои плоды в экономике. У рабочих появился стимул к повышению производительности труда. Англия стала промышленной мастерской мира. В Лондоне состоялась всемирная промышленная выставка в 1851 году. За Англией закрепилась слава мирового извозчика: 5 тысяч пароходов доставляли товары со всего света. В качестве мирового банкира по наличию золотых слитков превосходила все другие государства.
Третья задача для решения – каковы результаты эксплуатации колоний?
Работаем по карте «Территориально-политический раздел мира» .
Объяснение сопровождается демонстрацией объектов.
Британский лёва пол-Азии держал в своих когтях.
Ну чем не клёво. Канаду прихватил.
Юг Африки с алмазами освоил.
В Австралии заводы по добыче золота построил.
А полуостров Индостан – оттуда золото в Лондон доставь!
Туда товары подороже отправь, разорив народ,
Вот такой получается капитала крутой оборот!
Колонии для метрополии служили источником дешёвого сырья, а покупатели приобретали товары по доступным ценам. Для предотвращения кризисов перепроизводства в колонию вывозились товары, не находившие сбыта на внутреннем рынке. В результате неэквивалентной торговли Англия устанавливала монопольно высокие цены на товары, пользующиеся высоким спросом. Территория колоний служила для переселения безработных и выселения преступников.
Составьте схему по третьей задаче самостоятельно в тетради.
Переходим к закреплению материала. Дополните предложения:
Чартисты добились …….
Парламентская монархия разрешала противоречия …….
Англия стала мировым (ой) ……..
Результаты эксплуатации колоний:
Источник сырья ……..
Рынок сбыта товаров ……
Неэквивалентная торговля …….
Переселение безработных …….
В итоге нами рассмотрен путь Великобритании к процветанию. В рамках парламентской монархии применялся реформистский способ разрешения противоречий. Состоялся диалог власти с обществом. Резерв развития капитализма – эксплуатация колоний способствовала процветанию метрополии.
Чему могут поучиться нынешние политики из практики английского парламентаризма? – творческое задание.
Д/З – в содержании параграфа 13 переосмыслить факторы, приведшие к процветанию Англии, знать термины, уметь работать по карте.