СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории нового времени. Величие Великобритании.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён чартистскому движению, добивавшемуся уступок от правительства. Рассматривается сам ход борьбы и реакция правительства. В стихотворении акцент делается на роль Великобритании, как метрополии. Урок в доступной форме представляет для учащихся самостоятельное поле деятельности в ходе работы над текстом, в оценивании борьбы чартистов, роли королевы в оплитической жизни страны. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории нового времени. Величие Великобритании.»

Целикина Л.Ф.

Секция « Формы и методы организации современного урока»

Урок по истории нового времени в 8 классе по теме

«Великобритания: путь к величию и процветанию в первой половине 19 века»

Цель урока – создать представление о многообразии факторов, определивших превращение Великобритании в промышленную державу и мировую метрополию. Для достижения цели потребуется проанализировать процессы экономической и политической модернизации, оценить способы разрешения социальных противоречий. Предстоит самостоятельно работать с информацией из параграфа и формулировать выводы.

Вы должны получить ответы на такие вопросы

  1. Каковы результаты борьбы рабочего класса с парламентом

  2. Успехи экономики

  3. Результаты эксплуатации колоний

Английские рабочие считали парламент чудодейственным средством, которое может избавить их от лишений и тягот.

Нам бы в палату общин выбрать побольше мужчин,

Будут они депутаты и станут решать задачи

Улучшить наше положенье, иначе в обществе произойдёт волненье.

Определите, что мешало рабочим Англии осуществить свои замыслы. Обратитесь к тексту на странице 98. Ответ учащихся: ограниченное избирательное право, высокий имущественный ценз, из 20 млн населения в выборах принимало участие 160 тыс. человек.

Понятно, почему рабочие вступают в борьбу. С 1838 года тред-юнионы начинают борьбу за всеобщее избирательное право для мужчин. Движение получило название «чартизм» (грамота). По всей стране собирались подписи в поддержку петиции. Бумаги помещались в огромный ящик, который с большим трудом дотащили по ступенькам парламента. Подписей собрали от 5 млн человек. Троекратно в 1839, 1842, 1848 годах палата общин отвергала требования чартистов.

Что же такого крамольного оказалось в требованиях чартистов? Обратитесь к чтению извлечения из петиции на странице 101. Вы в роли депутатов, которые опровергают требования чартистов и лишь один из вас выступит в их поддержку.

Тем не менее господа депутаты не могли проигнорировать выступления чартистов, понимая неизбежность реформ, разработали законопроект по рабочему вопросу. В ходе работы над текстом (стр.100 абзац 1) сформулируйте основные положения реформы, за которую чартисты боролись 10 лет. Учащиеся готовят ответ ( рабочий день сокращён до 10 часов, ограничен детский труд, повышена зарплата квалифицированным рабочим, мужчины получили избирательное право).

Никто не даст нам освобожденья.

Пока не появилось парламента решенье

И тред-юнионов сила и размах.

Чартистов носим на руках.

Итак, каковы итоги борьбы рабочего класса с парламентом? - Ваши мнения.

Вторая задача для решения - каких успехов достигла экономика.

Путь борьбы рабочего класса за справедливое отношение к трудящимся оказался нелёгким делом. Но он принёс свои плоды в экономике. У рабочих появился стимул к повышению производительности труда. Англия стала промышленной мастерской мира. В Лондоне состоялась всемирная промышленная выставка в 1851 году. За Англией закрепилась слава мирового извозчика: 5 тысяч пароходов доставляли товары со всего света. В качестве мирового банкира по наличию золотых слитков превосходила все другие государства.

Третья задача для решения – каковы результаты эксплуатации колоний?

Работаем по карте «Территориально-политический раздел мира» .

Объяснение сопровождается демонстрацией объектов.

Британский лёва пол-Азии держал в своих когтях.

Ну чем не клёво. Канаду прихватил.

Юг Африки с алмазами освоил.

В Австралии заводы по добыче золота построил.

А полуостров Индостан – оттуда золото в Лондон доставь!

Туда товары подороже отправь, разорив народ,

Вот такой получается капитала крутой оборот!

Колонии для метрополии служили источником дешёвого сырья, а покупатели приобретали товары по доступным ценам. Для предотвращения кризисов перепроизводства в колонию вывозились товары, не находившие сбыта на внутреннем рынке. В результате неэквивалентной торговли Англия устанавливала монопольно высокие цены на товары, пользующиеся высоким спросом. Территория колоний служила для переселения безработных и выселения преступников.

Составьте схему по третьей задаче самостоятельно в тетради.

Переходим к закреплению материала. Дополните предложения:

Чартисты добились …….

Парламентская монархия разрешала противоречия …….

Англия стала мировым (ой) ……..

Результаты эксплуатации колоний:

Источник сырья ……..

Рынок сбыта товаров ……

Неэквивалентная торговля …….

Переселение безработных …….

В итоге нами рассмотрен путь Великобритании к процветанию. В рамках парламентской монархии применялся реформистский способ разрешения противоречий. Состоялся диалог власти с обществом. Резерв развития капитализма – эксплуатация колоний способствовала процветанию метрополии.

Чему могут поучиться нынешние политики из практики английского парламентаризма? – творческое задание.

Д/З – в содержании параграфа 13 переосмыслить факторы, приведшие к процветанию Англии, знать термины, уметь работать по карте.